Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Занятие 16 февраля. Тема: Педагогическая этика




Занятие 16 февраля. Тема: Педагогическая этика.

1. Принципы пед.морали.

2. Принципы в системе «педагог-учащийся», «педагог-педагог», «педагог-администрация», этические правила поведения преподавателя на экзамене.

 

1. Администрация-педагог

2. Экзамен

3. Педагог-учащийся

4. Педагог-педагог-1

5. Педагог-педагог-2

 

1 марта 2012 г. см. распечатку

 

информационная культура преподавателя – с 90-х гг. В США

а вообще понятие старое

понятие культуры и…

в 2006 г. вышло руководство для образования всей жизни

вообще понятие информ культуры появились в рамках библиотечного дела, а потому распр-сь на другие сферы

ИК как феномер

- как качество личности преподавателя вуза

- условие и предпосылка эффективной преп.деят-ти

 

см. презентацию …

 

Педагогика

А. Ноболь – «Распространение знаний – распространение благополучия»

Педагогика - наука, отвечающая за научно обоснованную организацию процесса превращения социального опыта в индивидуальный.

Индивидуальный опыт = знания в широком смысле этого слова.

знания – индивидуально присвоенная информация (всегда!)

1. Житейская и научная педагогика

«В нашей стране все умеют учить и лечить»

2. Широкое (предмет составляющий часть других видов деятельности, умение передать специфический опыт) и узкое (специально организованный процесс передачи социального опыта)

Педагогика как наука возникла намного раньше, чем психология. 17 век. Чешский педагог – Ян Амос Каменски (1592-1670)
1632 год – «Великая дидактика» («Как всех всему можно научить»). Заявляет о первой составляющей педагогики – обучение
1634 – «Материнская школа» - второй аспект – воспитание

Обучая мы всегда воспитываем, но – это разные вещи)

Термины
«Верно определяйте слова – и тогда наполовину освободите мир от неприятностей» - Декарт

Деятельность того, кто передает социальный опыт, организуя этот процесс – преподавание (преподаватель)

Деятельность того, кто участвует в процессе, присваивая опыт, становясь знающим и умеющим – учение (ученик)

Совместная деятельность того, кто учит, и того, кто учится – обучение (самообучение – сам организует процесс)

<психологи включаются в работу учителей. Перестало устраивать слово «преподавание». Предложили заменить словом – обучение… Спор о понятиях. Бла-бла-бла про кафедру методологии и преподавания…>

Педагогика не может быть безучастна к идеологическим и культурным устоям общества, потому что посредством образования общество решает свои проблемы..

Развитие предмета педагогики шло и вширь и вглубь. Долгое время ее предметом было обучение и воспитание ребенка. (paidos ago – детоводство)

Потом – обучать и воспитывать надо и после 18-ти – высшее образование, переподготовка и т.п.

Андрогогика – обучение и воспитание взрослого человека

Акмеология – (акме – достижение высшего уровня в том/ином виде деятельности)

Перестройка

Термин – формирование личности как задача педагогики. Поняли, как развитие «заготовок» во что-то примерно одинаковое.

Обеспечение условий для развития.

Педагогика – организуя процесс передачи социального опыта – процесс развития и саморазвития личности

Через систему образования может быть обеспечено «заново рождение» человека

Все в человеке органически развито. Типа психосоматики и взаимосвязи заболеваний.

Подготовка педагогической деятельности. Формирование педагогического мышления

 

Задачи

Проектирование, реализация и оценивание этого процесса.

 

Задачи

  1. Цели обучения и воспитания (для чего?). способ задачи, характеристики, чем должен руководствоваться преподаватель при построении целей
  2. Содержание (чему?) отбор содержания, откуда брать, чем руководствоваться? Структурирование содержания. Предъявление
  3. Как строится процесс усвоения. Психодидактика. Средства (методы обучения, классификации методов обучения
  4. Кого? (личность).
  5. Так ли? Контроль, коррекция, оценка (качество), отметка (количество-балл)

Центрированность не на учителе, а на том, кого учат.

Последняя просьба: «Давайте не ругать нашу систему образования»

Мне есть, что сказать по этому поводу. Особенно по поводу новой системы образования. Давайте попробуем не ругать, а понять причину того, почему так происходит.

Общая литература

Средняя школа:

  1. «Педагогика» Юрий Константинович Бабанский (1983г., вице-президент академии образования)
  2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. «Педагогика» (1997)

Высшая школа:

  1. Фокин Ю.Г. «Преподавание и воспитание в высшей школе»
  2. Андреев А.А., «Педагогика высшей школы» (2000)
  3. Змеёв С.И., «Технология обучения взрослых» (2002)
  4. *Змейв С.И. «Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых» (2003)
  5. *С.Д.Смирнов, «Педагогика и психодлогия высшего образования: от деятельности к личности» (2005)
  6. *Реан А.А., Бордовская Н.В., Розу С.И. «Педагогика и психология» (2002)

 

Лекция 2.

Проблема целей образования.

Благо везде и всюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установление конечной цели всякого рода деятельности и отыскания конечных средств ведщих к ней» Аристотель

Для дидактической машины необходимо отыскать точно установленные цели, средства для достижения этих целей и правила достижения цели.

Проблема цели одна из наименее разработанных в науке.

Уровни задания целей образования

  1. Социально-экономический заказ системе образования («целью образования является подготовка высокообразованного гармонически развитого строителя коммуистического общества» сейчас (после 80-х) – «высокообразованной гармонически развитой личности, гражданина общества, личности готовой отвечать за свои поступки, быть социально зрелой и грамотной»).

Наступило время, когда в нашей стране начали задаваться вопросом, как получается гармонически развитая личность, где и как человек воспитывается. Появился вопрос «что такое для системы образования вот эта личность?», «В чем педагогические цели образования?»
Под педагогическими целями понимается идеальный сознательно планируемый образ результата учебгно-воспитательного процесса в отношении к порождающим этот результат действиям и условиям. Результат – знания и умения, которыми обладает человек, ценностные ориентации и т.п.

Самообразование. Идея непрерывного образования.

ЮНЕСКО «Учиться быть», «Учиться всю жизнь», «Учиться через всю жизнь»

Идея в самостоятельности усвоения информации.

Меняется направленность системы образования – от знаньевой (ЗУНовской) переход к тем видам деятельности, уменгиям, задачам, которые на выходе должен уметь решать человек. Компьютеризация и информатизация образования. Информированность наших учащихся повышена, а умение использовать – снижается, личностные моменты – меняются.

Исследование – где больше человек врет – в общении по телефону или через электронную почту?
получилось – по телефону 47% обманывают собеседника, по электронной почте – 14%
Объяснимо – письменный язык оставляет след.
для чего и к чему готовят сейчас новое поколение?

Появление «человеческго фактора» как объяснения

  1. Каковы цели образования на тех ступенях, через которые все проходят? (дошкольное, средняя общеобразовательная школа, профессиональное (средние специальные учебные заведения и высшая школа), дополнительное образование (повышение квалификации, переподготовка
  2. На каждой ступени есть конкретное учебное заведение. Каковы цели обучения в конкретном заведении.
  3. В каждом конкретном УЗ изучают циклы учебных предметов. Каковы цели обучения этим циклам учебных предметов? Как они саязаны с подготовкой в данном УЗ?
  4. Конкретные учебные предметы (разделы, темы, знания

Возник вопрос о том, какими характеристиками должны обладать цели образования.

  1. Иерархичность (должны составлять систему с четким выделением уровней и подуровней этой системы)
  2. Редуцированность целей – возможность переходить с одного уровня на другой
  3. Инструментальность – формулировка целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся
  4. Идентификация (возможность идентификации) – возможность однозначно судить о достижении целей
  5. Возможность модификации – если цель не достигается большинством обучающихся цель может быть изменена. Цели всегда адресные (в зависимости от адресата цели можно изменять)
  6. Спецификация – соответствие целей конкретным группам обучающихся, уровню подготовленности, конкретным знаниям, которые будут выступать

Как должны формулироваться цели, чтобы удовлетворять данным характеристикам?

Например, перечисление знаний и умений, которыми должны обладать обучающиеся.

Проблема – что такое «должны знать»? как проверить, что он знает?

Что такое знать?

  1. Воспроизводить
  2. Овладеть понятием – умение распзнавать данное понятие в той/иной ситуации (недостающие условия, измененные условия, избыточные условия)
  3. Сконструировать ситуацию
  4. Прочность знаний

Как должны формулироваться цели, чтобы их можно было проверить, однозначно судить?

Знания – и формируются, и применяются, и сохраняются в составе того или иного действия (умения). Качество знания зависит от качества действия. Нет просто знаний – нужно всегда ответить себе на вопрос «какое действие адекватно усвоению данного знания?»

АНЛ: в каждом понятии аккумулоирована человеческая деятельность, с помощью которой это знание было добыто и превращено в знания.

Цели должны формулироваться с точки зрения задачи «Что должен уметь делать человек?»

При формулировании целей образования рекомендуется следовать правилам:

  1. Четкое указание деятельности, с помощью которой будет решаться задача
  2. Четкое понимание конечного продукта этой деятельности
  3. Планирование качества конечного продукта
  4. Использование общепринятой в данной предметной области терминологии

Сейчас создается единая европейская система высшего образования. «Болонский процесс», с 1998 года. РФ подписала в 2003 году.

Что это?

Реализация компетентостного подхода при разработке целей образоывания.

Компетентностный подход.

Компетенции – заказ общества системе образования вообще и каждому субъекту этой системы. Задачи, которые должен уметь решать субъект на выходе каждой ступени

Компетенции – то, что вне субъекта

Компетентность – субъективная характеристика, что он может делать

В РФ это делается на уровне средней школы

  1. Компетентностный подход
  2. Уровневость образования (бакалавр (не менее 3 лет обучения), магистр (не менее 2 лет обучения), специалист (не менее 5 лет обучения))

В России в соответствии с законом об образовании:

Бакалавр – 4 года, магистр – 2 года, специалист – 5 лет

Развитие науки и техники требует специалистов такого уровня развития. Бакалавр – практика, работа с техникой, магистр – больше нацелен на науку. Обеспечение преемственности между этими двумя ступенями образования.

Новое: повернутость системы образования на обучающегося (студентоориентированность, студентоцентрированность)

  1. Цели должны задаваться с позиции того, кто учится (что он должен уметь делать). Цели преподавателя – средства достижения целей обучающихся.
  2. Исчисление трудоемкости овладения тем или иным материалом (уровнем подготовки) – сколько времени должен потратить студент на овладение этой информацией (зачетные единицы. 1 зачетная единица = 36 академических часов). Раньше нагрузка считалась с позиций преподавателя.

В зааисимости от уровня меняется обобщенность формулировки. Чем ниже уровень, тем более конкретные формулировки.

Цель – задача, которую на выходе должен уметь решать слушатель. Движение от компетенции к компетентности

 

Стандарты для средней школы – стандарты второго поколения.

Универсальные учебные действия – необходимы челоыеку, получающему образование, котоые пригодлятся при получении высшего образоывания

Регуляторные действия – умение ставить цели, распределять усилия

Познвательные действия – логические приемы, умение выдвигать гипотезу, умение находить выходы из ситуации неопределенности, не связанные с учебными предметами

Коммуникативные действия – работа в группе, в коллективе, без овладения чем не возможно дальше жить в этой жизни.

Не знания должны быть целью усвоения, а виды деятельности, с помощью и в составе которых эти знания будут сформированы. Знания – тот материал, на котором формируются эти действия. Раньбше акцент был на самой информации, то сейчас – на том, что с этой информацией можно сделать.

 

На ф-те психологии МГУ

Сейчас – направление – психология, специальность – психология, клиническая психология, специализация

Будет – психология служебной деятельности, педагогическая и психология девиантного поведения, клиническая

Диагностика

Прогностика

Коррекция

Профилактика

Формирование

Развитие

Реабилитация

Экспертиза, оценка

Консультирование

Организационно-управленческая

 

Объект деятельности психолога – психические процессы, их проявления в разных областях человеческой деятельности на уровне индливид-группа-сообщество. Следующим объектом – среда (информационная, витальная, социальная), средства деятельности, сама деятельности, сам психолог. Идеалы, дефекты, виды воздействия и субъекты воздействия.

Цели сегодняшнего занятия – научить ставить цели соответствующие предмету и адресату, а также анализировать адекватность поставленных целей необходимому результату.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.