Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейное воспитание и семейное право




В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и субъектами Российской Федерации. Таким обра­зом обеспечивается единообразие семейного законодательства, учет мест­ных традиций и особенностей, существующих в различных регионах.

Семейное законодательство состоит прежде всего из Семейного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов РФ и ее субъектов. К источникам семейного права относятся и международно-правовые нор­мы, к которым присоединилась Россия, подписав международные доку­менты. В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, документы Совета Европы, Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношени­ях по гражданским, семейным и уголовным делам и др. При этом, если по­ложение международного договора вступает в противоречие с положения­ми Семейного кодекса РФ или иного российского правового акта, приме­няются нормы международных документов.

Особенность норм семейного права состоит в их тесной связи со сложив­шимися веками и принятыми обществом нормами морали. Нормы семейно­го права и нравственные требования сближает то, что они являются регуля­торами поведения участников семейных отношений. Например, правовые нормы, касающиеся прав и ответственности родителей за воспитание детей в семье, их духовное и нравственное развитие, заботу о здоровье, защиту их прав, своими корнями уходят в область нравственности, традиций.

Взаимосвязь норм семейного права с нормами морали подчеркивает их важную особенность в жизни общества — они призваны решать воспита­тельные задачи. Свое воспитательное воздействие они оказывают не только утверждением определенных семейно-правовых норм, но и созданием мо­дели нравственного поведения, соответствующего требованиям современ­ного общества.

29 декабря 1995 г. принят новый Семейный кодекс РФ. Данный доку­мент содержит правовые нормы, которые влияют на регулирование семей­ных отношений, конкретизируют их по следующим направлениям:

общие положения (семейное законодательство, осуществление и за­щита семейных прав);

• заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения
брака, прекращение и недействительность брака);

• права и обязанности супругой" (личные права и обязанности супру­гов, ответственность супругов по обязательствам и др.);

• правай обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей, Права и обязанности родителей);

• алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);

• формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (вы­явление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усынов­ление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).

В Семейном кодексе РФ предусмотрено существенное усиление гаран­тий прав детей в семейных отношениях. В Кодексе выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Статья 56 «Право ребенка на защиту» указывает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со сто­роны родителей или лиц, их заменяющих. При нарушении прав и закон­ных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадле­жащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образова­нию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд.

В соответствии с Семейным кодексом РФ требуется обязательное согла­сие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.

Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в се­мье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть за­слушанным в ходе любого судебного или административного разбиратель­ства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Глава 21 Семейного кодекса РФ является новой. Она посвящена прием­ной семье — принципиально новой форме устройства по воспитанию де­тей, оставшихся без попечения родителей.

Расширение прав и обязанностей родителей в области семейного вос­питания отражено в Законе РФ «Об образовании». Так, в ст. 10 «Формы получения образования» говорится, что с учетом потребностей и возмож­ностей личности образовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования. Статья 18 «Дошкольное образование» гласит: «Ро­дители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы фи­зического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем Детском возрасте». В этой же статье говорится о том, что органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностиче­скую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошколь­ного возраста на дому.

Статья 40 «Государственные гарантии приоритетности образования» Фиксирует, что государство выплачивает родителям (законным представи­телям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), по­собия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей. Роди­телям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образо­вание несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнитель­ные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муници­пальном образовательном учреждении.

Закон РФ «Об образовании» значительно расширяет права родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей. Так, в ст. 52 фиксируются следующие права:

• родители (законные представители) несовершеннолетних детей дополучения последними основного общего образования имеют право выби­рать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образователь­ным учреждением;

• родители (законные представители) имеют право дать ребенку на­чальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в се­мье

Воспитание в семье

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достиже­ния желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пробле­мы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспек­тах — социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влия­нием на весь комплекс физической и духовной жизни расту­щего в ней человека. Семья для ребенка является одновремен­но и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным ис­следований, семья здесь отражает и школу, и средства массо­вой информации, общественные организации, трудовые кол­лективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позво­лило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на вос­питание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытно­му педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркаль­ное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в ор­ганизации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Это аксио­ма, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности — революции, войны, экономический и куль­турный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества — семья.

В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стра­не, они имеют более общий характер. Большинство специалис­тов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человечес­ких отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Будем надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход, и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Не будем приводить ужасающие сравнения, характеризую­щие ухудшение семейного воспитания по сравнению с недав­ним прошлым. Отметим лишь, что легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Что может взять ребенок в полуразрушенной семье? Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формиру­ются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. На страницах этой книги уже приводи­лись сравнительные оценки семейного влияния на воспитание и развитие личности. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отно­шений между людьми, формирует ориентации на всю оставшую­ся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.

Подытоживая эти в общем хорошо известные воспитатель­ные функции семьи, приходим к выводу:

• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспита­тельных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья — такое общество;

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспи­тание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопо­слушного члена общества;

• существенное влияние оказывает семья на выбор профес­сии.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родите­лей расходуются на материальное обеспечение, но не на духов­ное формирование и развитие детей. По данным социологи­ческих исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни — 30 мин. Духов­ное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к со­жалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — вы­яснению того, какие оценки получены.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного вос­питания детей в семье отметим следующие.

1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, това­ров и т. д.).

2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.

3. Двойная нагрузка на женщину в семье — и на работу, и на семью. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожан­ки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома — 36 ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 ч.

4. Высокий процент разводов, являющихся следствием мно­гих социально-бытовых и моральных причин. Развод — это всегда проблема воспитания детей.

5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет поло­жение, при котором воспитание детей остается святой обязан­ностью женщины-матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.

6. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы.

7. Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная об­щеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоя­нии оказать действенную помощь семье.

Впервые за последние 60—70 лет наше общество столкну­лось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть де­тей (около 5—6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общест­венных учебно-воспитательных учреждений, количество кото­рых в стране постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения за­меняют тысячам детей родительский кров.

Что же может предложить педагогика для преодоления кри­зиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия?

Педагогическая теория ничего нового в этом плане открыть не может: общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений (см. часть 1) действуют неотвратимо. Вся надежда на учителя, его подвижническую деятельность. Избавившись от иллюзий, педагоги перестраивают свою деятельность в плане:

• гуманизации отношений в семье. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя — когда людям нечего терять, эти меры не сра­батывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за луч­шее будущее своих детей;

• объединения усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направления этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях;

,• координации педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного (Креста, разработки совместных благотворительно-воспитатель­ных программ.

Главное, не терять веры в людей, всепобеждающую силу до­бра. Общество и раньше переживало трудные времена, но всег­да под руководством своих учителей обретало лучшую судьбу. Приходится лишь сожалеть, что «педагогика зоны», «педагоги­ка колонии» А. С. Макаренко, которую поспешили раскритико­вать приверженцы демократических преобразований, похоже, скоро вернется в новые зоны и колонии, если не будут приня­ты радикальные меры по предотвращению кризиса семьи.

Мир изменяется, и педагогика должна успевать за этими изменениями. Вечными остаются конфликты между поколени­ями, но новыми должны быть пути их разрешения. Подсказать их родителям обязан педагог, глубоко понимающий внутрен­ние, скрытые пружины семейных драм.

Отношения родителей, педагогов и детей — сложная про­блема. Сложность ее — в скрытом, интимном характере чело­веческих отношений, трудности и щепетильности «внешнего» проникновения в них. Педагоги установили, что отношения родителей и детей с годами складываются в определенные ти­пичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отно­шений, и возникают они постепенно. Родители же обращаются к педагогу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неде­лю назад» конфликтной ситуации. Т. е. они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный слу­чай.

Конфликт в отношениях родителей и детей редко возника­ет случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаим­ной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт — жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой син­дром отношений.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные, деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душев­ное единение. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанно­сти детей к родителям.

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но не­смотря на все их многообразие, можно выделить типичные мо­дели отношений межу взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и по­следствиям негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Ува­жают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном обще­нии. Их отношения характеризуются общей нравственной ат­мосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, друже­любными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими пробле­мами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубин­ные, сокровенные связи могут нарушаться. Поначалу намечает­ся едва ощутимая «трещинка» в душевных связях между родите­лями и детьми. Фактические данные дают основание обозна­чить наиболее частые причины этой «трещинки»:

а) некоторые расхождения между характером требований и
личным поведением;

б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родите-
лей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ре-
бенка быть личностью.

Подчас родители психологически не поспевают за динамиз-
мом развития детей. А они уже школьники, подростки, уже
старшеклассники, уже имеют свое мнение, уже не соглашают-
ся. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть
увеличена. /

3. Материально-ориентированные семьи, где главное внима­ние уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагма­тически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишен­ные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.

Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разби­ваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастли­вить их, обеспечить на будущее, родители фактически обрека­ют своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной за­нятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отно­шениями и размолвками. Нередко это выражается в недоста­точном выполнении родительского долга, пассивности родите­лей в общении с детьми, что порождает у них чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться ус­пехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями.

4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним,
недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях
растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к
родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят
школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь та-
кой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в
семье конфликты, и при этом правы (скорее, правы) родители.
Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особен-
ностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родите-
лей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения роди-
телей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе,
основным занятиям, а в некоторых случаях — с аморальными
поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разо­браться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи непра­выми, искренне убеждены, что правы именно они, что родите­ли не хотят или не способны их понять. При всей правоте, ро­дителям полезно знать, что существуют психологические барь­еры общения: недостаточное знание общающимися друг друга; неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия; разли­чие характеров, противоборствующих желаний; отрицательные эмоции.

5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные
пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не
приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ
жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянству-
ют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное.
В 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из
таких семей обычно берутся под опеку государства.

Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не умеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявля­ется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родите­лей к сомнительным развлечениям, водке.

Острые конфликты могут возникнуть и из-за эмоциональ­ной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы' в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъ-: ема, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непо­нимание и непринятие их переживаний взрослыми ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные подростки и старшеклассники пристальнее оценивают масштабы личности своих родителей, отцов — в частности. Сегодня «кризис отцов­ства» остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Есть на то объективные, субъек­тивные причины, но детям от них не легче. Исследования Г.А. Филатовой показали, что в среднем 80% из них лояльно относятся к матери и только 20% — к отцам: «отец пьет мно­го», «не заботится о семье», «не хочет помогать материально».

Педагоги выделили несколько наиболее часто встречаю­щихся причин этой трагедии.

На первом месте — педагогическая несовместимость роди­телей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сфе­рам человеческой деятельности. А значительное большинство родителей приступают к этому важнейшему делу, не имея о нем сколько-нибудь ясных, а тем более педагогических пред­ставлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии ос­ведомленности.

В типичном варианте такие родители «упускают» детей, между ними складываются отношения, поправить которые час­то уже невозможно. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения.

Другая причина — жестокие, варварские методы «воспита­ния», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут на смену нормальному общению приходит полное отчуждение, вражда.

Содержание воспитания в семье обусловливается генераль­ной целью демократического общества. Семья обязана форми­ровать физически и психически здоровую, нравственную, ин­теллектуально развитую личность, готовую к предстоящей тру­довой, общественной и семейной жизни. Составными компо­нентами содержания семейного воспитания являются извест­ные направления — физическое, нравственное, интеллектуаль­ное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым обра­зованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересован­ное участие родителей в обогащении детей знаниями, форми­ровании потребности их приобретения и постоянного обновле­ния. Развитие познавательных интересов, способностей, на­клонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отно­шений, формирующих личность. Здесь на первый план высту­пает воспитание4 непреходящих моральных ценностей — люб­ви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедли­вости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисцип­линированность, ответственность, самостоятельность, бережли­вость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мо­раль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно те­перь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются со­мнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудо­вого воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень оп­рятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удиви­тельно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети от­давали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растран­жириванию времени.

Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве вос­питания. Для родителей семейное воспитание — процесс со­знательного формирования физических и духовных качеств де­тей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется созна­тельный характер семейного воспитания и требование разум­ного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагоги­ческое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспи­тания, но имеют свою специфику:

• влияние на ребенка индивидуальное, основанное на кон­кретных поступках и приспособлено к личности,

• выбор методов зависит от педагогической культуры роди­телей: понимания цели воспитания, родительской роли, пред­ставлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский ав­торитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и мораль­ный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, ли­тература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1. Знание родителями своих детей, их положительных и от­рицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие по­ручения выполняют, какие трудности испытывают, какие от­ношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, ма­ленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, каза­лось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети; 48% — какие фильмы смотрят; 67% — какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встре­чаются, кто их друзья. По данным социологических исследова­ний (1997), 86% юных правонарушителей ответили, что роди­тели не контролировали их поздних возвращений домой.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отноше­ний в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятель­ности, то обычно превалируют практические методы. Интен­сивное общение во время совместного труда, просмотров теле­передач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети бо­лее откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для об­щения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замече­но издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, ов­ладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не рос­кошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать яв­ляются единственными воспитателями своего ребенка... В воз­расте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром пони­мании сложнейших душевных движений развивающегося чело­века», — писал В.А. Сухомлинский[1].


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.