КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития
Народная мудрость Глоссарий · Ценность – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. · Аксиология – философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой жизни. · Педагогическая аксиология – учение о ценностях в педагогическом процессе – образовании, воспитании и саморазвитии человека. · Методологическая культура – часть общей профессионально-педагогической культуры учителя, отражающая меру и способ осуществления им познавательных и исследовательских действий в процессе профессиональной деятельности. · Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Материал для «вставок на полях или по тексту» Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию (Я.А. Коменский). В конечном счете основой всех человеческих ценностей служит нравственность (А. Эйнштейн). Как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем воспитание (Лео Ворда). Ценности являются исходными психическими образованиями для постановки и обоснования педагогом всей своей деятельности (Б.Г. Ананьев). Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя (А. Дистервег).
Не последнюю роль в самоутверждении детской личности играет умение учителя каждый день выразить свое отношение к нему как к высшей ценности (И.И. Рыданова). Справедливый к себе относится строго, к другим – снисходительно (япон.). Делай для другого, учись для себя (абхаз.). Милосердие украшает сильного (индийское изреч.). Верь, чтобы понимать (античный афоризм). Прыемнае слова – вясенні дзень (бел.). Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус.).
Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. …Человек – микрокосм и заключает в себе все. Н.А. Бердяев Требования к компетентности по теме:
Основные вопросы: 1. Развитие личности как педагогическая проблема. 2. Факторы развития личности. 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс. 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе. 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Понятия темы: человек,индивид, личность, индивидуальность, развитие личности, наследственность, среда, социализация, воспитание, деятельность, отношение личности, типологические возрастные особенности, индивидуальные особенности, способности, субъект образовательного процесса, самовоспитание, самообразование.
Рекомендуемая литература 1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. Учреждений сред. Проф. образования / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 29-39. 2. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск: Аверсэв., 2003. – С. 121-124; С.130-135; С. 146-157. 3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 72-95; С. 99-125. 4. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 103-122. 5. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. II. 6. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 112-128. 7. Степаненков, Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – С. 36-68. 8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Минск: Універсітэцкае, 2000. – С. 66-87.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |