Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития




Народная мудрость

Глоссарий

· Ценность – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

· Аксиология – философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой жизни.

· Педагогическая аксиология – учение о ценностях в педагогическом процессе – образовании, воспитании и саморазвитии человека.

· Методологическая культура – часть общей профессионально-педагогической культуры учителя, отражающая меру и способ осуществления им познавательных и исследовательских действий в процессе профессиональной деятельности.

· Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Материал для «вставок на полях или по тексту»

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию (Я.А. Коменский).

В конечном счете основой всех человеческих ценностей служит нравственность (А. Эйнштейн).

Как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем воспитание (Лео Ворда).

Ценности являются исходными психическими образованиями для постановки и обоснования педагогом всей своей деятельности (Б.Г. Ананьев).

Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя (А. Дистервег).

Не последнюю роль в самоутверждении детской личности играет умение учителя каждый день выразить свое отношение к нему как к высшей ценности (И.И. Рыданова).

Справедливый к себе относится строго, к другим – снисходительно (япон.).

Делай для другого, учись для себя (абхаз.).

Милосердие украшает сильного (индийское изреч.).

Верь, чтобы понимать (античный афоризм).

Прыемнае слова – вясенні дзень (бел.).

Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус.).

 

Тайна личности, ее единственности никому

не понятна до конца. Личность человеческая

более таинственна, чем мир. …Человек –

микрокосм и заключает в себе все.

Н.А. Бердяев

Требования к компетентности по теме:

  • знать и уметь раскрывать существенные признаки понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»;
  • знать и уметь обосновывать роль ведущих факторов и условий развития личности, их трактовку в существующих теориях;
  • знать и уметь характеризовать возрастные типологические и индивидуальные особенности учащихся, осознавать необходимость их учета и развития в педагогическом процессе;
  • знать и уметь анализировать возможные позиции ребенка в педагогическом процессе, уметь раскрывать биологическое, психологическое и социальное основания активности ребенка в собственном развитии и воспитании;
  • понимать сущность самовоспитания; уметь доказывать, что самовоспитание есть высший уровень проявления активности личности в воспитании, уметь осуществлять самовоспитание.

Основные вопросы:

1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Факторы развития личности.

3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс.

4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе.

5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса

формирования личности.

Понятия темы: человек,индивид, личность, индивидуальность, развитие личности, наследственность, среда, социализация, воспитание, деятельность, отношение личности, типологические возрастные особенности, индивидуальные особенности, способности, субъект образовательного процесса, самовоспитание, самообразование.

 

Рекомендуемая литература

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. Учреждений сред. Проф. образования / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 29-39.

2. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск: Аверсэв., 2003. – С. 121-124; С.130-135; С. 146-157.

3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 72-95; С. 99-125.

4. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 103-122.

5. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. II.

6. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 112-128.

7. Степаненков, Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – С. 36-68.

8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Минск: Універсітэцкае, 2000. – С. 66-87.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.