Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий




Документы, определяющие содержание образования

Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования

Источники, факторы и критерии отбора содержания образования

Структура содержания образования

Понятие о содержании образования

 

Проблема содержания образования связана с решением вопросов о том, чему учить детей и молодежь в образовательных учреждениях, что может быть предметом самообразования человека, какие качества (отношения) личности необходимо воспитывать у ребенка. Содержание образования один из основных компонентов педагогического процесса и важнейшее средство формирования личности. Содержание образования интегрирует в себе содержание обучения и содержание воспитания.

Содержание образованияэто педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (И.Я. Лернер). Как в истории педагогики решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования, какими принципами необходимо руководствоваться при отборе этого материала? Выдвигались теории формального, материального, утилитарного образования.

Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И.Г Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт и др.) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование – это такое развитие способностей человека, которое делает их пригодным для всякого рода работы» (П.Ф. Каптерев). Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению, сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.

Сторонники «материального образования» (Я.А. Коменский, Г.Спенсер и др.) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления, способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».

К.Д. Ушинский и другие педагоги доказывали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом. Формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств, ремесел. Каждая наука, каждый язык, искусство или ремесло своими особенными приемами и свойствами своего материала, своей методологией воздействуют на развитие ума, интеллектуальных способностей и умений.

Известный представитель философии прагматизма, американский педагог Дж. Дьюи (1859-1952) в основу школьного образования положил организацию практической деятельности детей. При этом он утверждал, что «материал обучения нужно брать из опыта ребенка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевали знаниями по разным предметам.

Содержание образования исследовали многие ученые (М.Н. Скаткин, В.С. Леднев, Ю.К Бабанский, И.Я. Лернер, В.В. Краевский и другие). При этом они исходили из того, что основная функция образования – это передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. Анализируя явление культуры с педагогической точки зрения, исследователи (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) показали, что культура – это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный предыдущими поколениями, который может быть усвоен личностью. Общими элементами для разнообразных видов деятельности являются: знания, опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению возникающих перед обществом проблем; опыт отношений к миру и самим себе, определяющий воспитанность личности. Все элементы взаимосвязаны друг с другом, усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других элементов.

Таким образом, в современной педагогике утвердился личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, с позиций которого «содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В.С. Леднев).

В последнее десятилетие в Республике Беларусь наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к формированию содержания образования, прежде всего в высшей школе. Компетентностный подход предполагает реализацию в содержании образования практико-ориентированного характера профессиональной подготовки студентов, усиление роли их самостоятельной работы по разрешению задач профессионального характера. Компетентность выпускника вуза трактуется как выраженная способность (доказанная возможность) применять знания и умения, решать и реализовать широкий круг вопросов из профессиональной, социальной и личностной сфер (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий).

 

В соответствии с вышеизложенной концепцией И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина в содержании образования выделяются четыре основных компонента (см. схему 28). Усвоение системы знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности обеспечивает формирование в сознании учащихся естественнонаучной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это – основные понятия, категории, термины, факты, основные законы науки, теории и концепции; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе и т.п. Эти знания и составляют когнитивный опыт человечества и отдельной личности.

 

 

Схема 28

 

 

 


Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу, как компонент содержания образования представлен интеллектуальными и практическими умениями как общими для многих учебных предметов (сравнить, выделить существенное, составить план, сделать вывод и др.), так и специфическими для определенных учебных предметов. Овладение умениями и навыками позволяет новым поколениям воспроизводить и сохранять культуру. Опыт творческой деятельности выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Включает творческие умения: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение возможных решений проблемы, нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных и другие. Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру определяет нормы отношений человека, а значит его воспитанность. Отношения лежат в основе системы ценностей и мировоззрения личности, культуры ее чувств и привычек поведения.

Содержание образования может быть структурировано также по основным его отраслям. Под общим образованием понимают процесс и результат овладения индивидом основами наук, опытом отношений к миру и себе, умениями и навыками, необходимыми для формирования его мировоззрения, подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности, получения профессионального образования. Общее образование является базой последующей специализации (в частности, профессионального образования) и сквозной линией всей системы непрерывного образования. В содержание общего среднего образования входят три основных цикла предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Предметы естественно-математического цикла (биология, химия, физика, математика и другие) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человечества. Гуманитарные предметы (история, обществоведение, география, родной и иностранные языки, литература и другие) помогают учащимся постичь законы общественного развития, социальную природу человека. Художественные дисциплины (изобразительное искусство, музыка) приобщают к миру прекрасного, творчеству, формируют художественные умения и навыки, эстетический вкус и эстетические чувства. Трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура укрепляют здоровье, формируют трудовые умения и навыки и т.п.

Политехническое образование (выделяют как отрасль образования условно) является

составной частью общего образования. Политехническое образование представляет собой процесс и результат овладения учащимися научными основами производства, доминирующими в данной стране, регионе, местности, умениями пользоваться простейшими орудиями труда, а также подготовки учащихся к выбору профессии и овладению специальностью. Содержание политехнического образования составляют знания о законах природы (физики, химии, биологии) в связи с их технологическим применением, знания о научно-технических, организационно-экономических основах производства, о психологических закономерностях деятельности человека на производстве и соответствующие умения и навыки. В решении задач политехнического образования большое значение имеет трудовое обучение, дополняющее возможности учебных предметов естественнонаучного цикла.

Общее политехническое образование является базой для профессиональной ориентации учащихся и получения профессионального (специального) образования. Профессиональное образование есть процесс и результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, дающими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники, образования или культуры. Содержание профессионального образования представлено содержанием профессионально-технического, среднеспециального и высшего образования.

 

 

Все вышеизложенное позволяет отнести к источникам содержания образования культуру общества и ее компоненты: науку, материальное производство, духовные ценности, виды и способы деятельности, существующие в обществе, логику развертывания каждой деятельности, средства и организационные формы обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Культура человечества в полном объеме не может быть представлена в содержании образования. Факторами, влияющими на объем и характер отбираемого содержания образования, выступают: а) потребности и цели общества; б) закономерности учебной деятельности; в) интеллектуальные и личностные возможности самих учащихся; г) возможности и особенности педагога.

В педагогике обоснованы (В.В. Краевский и др.) принципы отбора содержания образования (см. схему 29). При отборе содержания общего образования в педагогической науке принято пользоваться системой критериев, предложенной Ю.К. Бабанским (см. схему 30).

Исследователи (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский) выделили три уровня представления содержания образования:

· уровень общего теоретического представления (раскрыт выше);

· уровень учебного предмета;

· уровень учебного материала (конкретные знания, умения и навыки, познавательные задачи по учебному предмету, представленные в учебниках и других пособиях).

Учебный предметэто «педагогически адаптированное содержание основ какой-либо отрасли деятельности» (И.Я. Лернер). Это педагогически обоснованная система научных знаний, умственных и практических способов деятельности, выражающих основное содержание и методы конкретной науки (М.И. Махмутов). Учебный предмет - не точная копия науки. Его отличие от соответствующей науки состоит в объеме знаний, в логике их изложения, в степени представленности всех элементов науки в данном учебном предмете.

Учебный предмет может быть: а) введением в науку; б) синтезом материала разных наук; в) интегративным курсом на основе межпредметных связей; г) автономной частью науки (информатика, логика); д) учебным предметом, отражающим опыт деятельности.

Независимо от типологии учебный предмет должен включать все элементы содержания образования, охарактеризованные выше. Содержание учебного предмета конкретизируется для каждого типа образовательного учреждения с учетом задач той или иной ступени образования.

Схема 29

           
 
 
     
Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности.    

 


Схема 30

 


в Республике Беларусь

 

Тенденции в развитии содержания современного образования связаны со стремлением общества реализовать на практике новую образовательную парадигму, нацеленную на формирование у обучающихся способности к самоопределению во всех сферах своей жизнедеятельности, умений самостоятельно добывать знания, применять их в новых условиях.

В настоящее время наблюдаются следующие тенденции совершенствования содержания образования:

- Гуманитаризация и гуманизация содержания образования, сущность которых заключается в обращении к мировой и национальной культуре, истории, духовным ценностям, искусству, художественному творчеству; в личностно-ориентированной направленности содержания образования; в индивидуализации педагогического процесса и т.п. Гуманитаризации содержания образования способствует увеличение в учебных планах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественнонаучного цикла.

- Разработка и реализация деятельностного содержания образования, способствующего усвоению учащимися не только готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; развитию способностей к жизни и работе в условиях быстро изменяющегося окружающего мира; формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Наблюдается стремление к неразрывному единству в содержании образования двух компонентов: ориентирующего в культуре и творчески-деятельностного. Это, в частности, достигается сочетанием фундаментальности содержания образования и его практической направленности.

- Открытость и вариативность содержания образования (выбор учащимися различных вариантов учебных курсов и видов деятельности), дифференциация образовательного процесса, обеспечивающие развитие учащихся в соответствии с их возможностями, склонностями, интересами.

- Постепенное уменьшение обязательных предметов и занятий и увеличение предметов, занятий, видов деятельности по выбору.

- Включение в содержание образования интегрированных курсов, способствующих созданию у школьников целостной картины мира.

- Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Законом ««Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции от 19.03.2002). «В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования» (статья 11). Государство определяет стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений. Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т.п.

Все вышесказанное позволяет выделить функции образовательных стандартов: социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

 

На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, определяющие содержание образования: учебные планы образовательных учреждений, учебные программы, учебники и учебные пособия (см. схему 32).

Схема 32

 

В учебном плане общеобразовательной школы, который упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям. Типовые учебные планы в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный год для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности.

Учебный план содержит базовый (инвариантный) и школьный (вариативный) компонент. Школьный компонент определяется решением педагогического или методического совета школы с учетом пожеланий учащихся и их родителей, наличия соответствующих педагогических кадров и материально-технической базы школы. Часы школьного компонента могут использоваться для изучения отдельных предметов на повышенном или углубленном уровнях, для факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, индивидуальных или групповых консультаций, организации профильного обучения.

Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В объяснительной записке коротко раскрывается структура содержания учебного предмета, показываются его роль и функции в учебном плане, обосновываются цели и задачи изучения предмета, дается общая характеристика методов, форм, средств обучения. Основная часть программы отражает содержание, структуру учебного предмета. В ней излагаются основные положения каждой темы с указанием количества часов на ее изучение. В этой части должны реализовываться цели и задачи, поставленные в объяснительной части учебной программы; четко разделяться обязательный для изучения и дополнительный материал; указываться возможные средства обучения, а также лабораторные, практические, экскурсионные и т.п. занятия. В данной части программы содержатся также указания на межпредметные связи при изучении тех или иных тем, выделяются ведущие идеи, понятия, проблемы науки, которые изучаются в учебном курсе.

В разделе программы «Требования к знаниям и умениям учащихся» фиксируются основные специальные умения и навыки по данному предмету по классам и раскрываются уровни овладения ими. Могут указываться также объекты и средства контроля.

На основе Типовой учебной программы составляются базовые, рабочие или авторские учебные программы.

Традиционно существует два принципа построения (структурирования) учебных программ: линейный и концентрический. Если отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев и прорабатываются за время обучения только один раз, то такую структуру учебной программы называют линейной. Если же одна и та же тема, элемент содержания образования излагается и изучается за время обучения несколько раз, но при этом расширяется и углубляется, то говорят о концентрической структуре учебной программы (содержания образования). Если в учебной программе сочетаются линейный и концентрический принципы, то говорят о смешанном принципе (способе) ее построения. Возможен и спиральный способ построения учебной программы, при котором учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Содержание учебной программы более подробно раскрывается в учебниках и других учебных пособиях. Материал в учебнике структурирован по главам, параграфам, темам. Для облегчения усвоения материала даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, таблицы, графики и т.д. Кроме информативного материала в учебник включаются вопросы и задания, имеющие целью помочь ученику осмыслить и обобщить материал, указывается литература для самообразования. Учебник выполняет ряд функций (см. схему 33).

Схема 33

ФУНКЦИИ УЧЕБНИКА (поД.Д. Зуеву)

Схема 3

 

 

Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, способствующей формированию мировоззрения, духовному развитию учащихся и практическому освоению мира. Мотивационная функция заключается в создании стимулов к изучению предмета, в воспитании интереса и позитивного отношения к учению. Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности, последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с практикой и др. Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета. Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов. Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Координирующая функция способствует привлечению разнообразных средств обучения (справочники, карты, иллюстрации, фильмы и т.п.) в процессе работы над материалом учебника. Воспитательно-развивающая функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей. Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования.

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы, упражнения, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, иллюстративный материал и подписи к нему, предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели и другие).

Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники упражнений, тестов, рабочие тетради, атласы, словари, справочники и другие. Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео-, аудио- и другие средства обучения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «содержание образования».

2. Какие теории содержания образования известны в истории педагогики? Дайте их краткую характеристику.

3.Как решается проблема содержания образования в современной педагогике?

4.Назовите источники и факторы, детерминирующие содержание образования.

7. Какие принципы отбора содержания разработаны в педагогической науке?

8. Охарактеризуйте систему критериев отбора содержания общего образования, которая применяется в современной педагогике.

9.Дайте краткую характеристику основных тенденций совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь.

10.Назовите нормативные документы, определяющие содержание педагогического процесса. Каково их назначение и функции?

 

· Содержание образования - педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности.

· Знание – 1) результаты познания человечеством действительности, зафиксированные с помощью слов и различных знаков и проверенные общественно-исторической практикой; 2) образы вещей свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти человека в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п.

· Общее образование - процесс и результат овладения индивидом основами наук, соответствующими умениями и навыками и опытом отношений к миру и себе, необходимыми для формирования его мировоззрения, подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности, получения профессионального образования.

· Политехническое образование - процесс и результат овладения учащимися научными основами производства, доминирующими в данной стране, регионе, местности, умениями пользоваться простейшими орудиями труда, а также подготовки учащихся к выбору профессии и овладению специальностью.

· Профессиональное образование - процесс и результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, дающими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники, образования или культуры.

· Учебный предмет - педагогически обоснованная система научных знаний, умственных и практических способов деятельности, выражающих основное содержание и методы конкретной науки.

· Учебный план - нормативный документ, который устанавливает состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, общий объем отводимого на их изучение времени.

· Учебная программа - нормативный документ, фиксирующий содержание образования на уровне учебного предмета, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися.

· Учебник - важнейшее дидактическое средство, книга для учащихся, в которой излагаются основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета, и требованиями дидактики.

Материал для «вставок на полях или по тексту»

…рассудок развивается только в действительных реальных знаниях (К.Д. Ушинский).

«Разумная педагогия, просвещая умы воспитанников светом… науки, …рядом с любовью к отечеству должна развивать и вообще любовь к человеку, в обширном смысле слова» (Н.Ф. Бунаков).

«Для того, чтобы созрела творческая мысль… необходимы корни знаний, проникающие в глубину человеческой культуры, истории…» (Г.В. Александров).

Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности» (В.А. Сухомлинский).

Родина, свой народ, формирование активного патриотизма – это фундаментальные ценности всякого образования (В. Оконь).

Ни одна профессиональная деятельность не протекает без предварительно созданной и изученной специалистом программы. В программе перечисляется и оформляется именно то, чем наполняется деятельность (Н.Е Щуркова).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.