Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся




Тема 1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения.

Народная мудрость

Добрая дарога – карацейшы шлях (бел.).

Сушыць не работа, а турбота (бел.).

Як дуду надзьмеш, так дуда і грае (бел.).

Что посеешь, то і пожнешь (рус.).

Живое слово учит (рус.).

Тот, кто не учится, блуждает в потемках (вьет.).

 

 

…школа не считается, да и не может считаться с

индивидуальной психологией каждого ребенка.

…Такое положение будет до тех пор, пока школа

не захочет облегчить сама себя, произведя

дифференциацию в среде своих питомцев.

В.П. Кащенко

Требования к компетентности по теме:

· знать и уметь раскрывать сущность понятий «дифференциация», «индивидуализация» обучения, «дифференцированное обучение»; знать и уметь раскрывать характерные черты внутренней и внешней дифференциации; понимать основания для выделения видов дифференциации;

· знать и уметь характеризовать формы, методы и средства дифференцированного обучения учащихся на разных ступенях общеобразовательной школы;

· знать сущность и структуру одаренности, понимать особенности познавательного, психического и социального развития одаренных детей и трудности, возникающие в процессе их образования; знать и уметь обосновать пути развития способностей, одаренности учащихся в общеобразовательной школе;

· знать и уметь охарактеризовать неуспеваемость учащихся как комплексную проблему; уметь раскрывать пути оказания оперативной и долговременной помощи отстающим учащимся.

Основные вопросы:

1. Сущность и взаимосвязьпонятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации.

2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика.

3. Особенности воспитания и обучения одаренных детей.

4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения.

Понятия темы: дифференциация обучения, индивидуализация обучения, внутренняя дифференциация, внешняя дифференциация, дифференцированное обучение, способность, одаренность, талант, неуспеваемость.

Рекомендуемая литература

1 Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – С. 212-223.

2 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000. – С. 110-122.

3 Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – С. 236-274.

4 Покровская, С.Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах / С.Е. Покровская. – Мн.: Бел. навука, 2002. – 123 с.

5 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

6 Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Унт. – М.: Просвещение, 1990. – 123 с.

1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация»

и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения разрабатывались в педагогической науке как принципы обучения. Однозначной трактовки терминов «дифференциация», «индивидуализация», «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «дифференцированное обучение» не существует. По мнению И.Э. Унт, это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения.

Согласно Г.К. Селевко, дифференциацияобучения может пониматься как 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных (однородных) группах. В понимании дифференци­ации (лат. «difference» - разделение целого на различные части, формы, ступени) можно выделить три основных аспекта: учет индивидуальных особенностей учащихся; группирование учеников на основании этих особенностей; вариативность учебного процесса в группах. Ц ель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения по­знавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования.

Су­ществуют разные подходы к трактовке соотношения понятий «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Например, И.Е. Унт определила индивидуализацию как учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.И, следовательно, дифференциация обучения понимается ею как один из основных вариантов индивидуализации обучения. Дидакт M.H. Скаткин, наоборот, утверждал, что дифференциация является родовым понятием и включает в себя индивидуализацию как понятие видовое.

В трактовке Г.К. Селевко индивидуализация обучения– это, с одной стороны, организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, а с другой - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.

Отечественные педагоги рассматривают дифференциацию как принцип совершенствования (реформирования) системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержания и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.

Как соотносятся понятия дифференциация обучения и личностно-ориентированное обучение? Личностно-ориентированное обучение предполагает по­строение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и цен­ностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. Дифференциация обучения рассматривается в качестве средства реализации личностно-ориентированного обучения, так как она способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности.

В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации обучения. В первом случае речь идет о такой организации учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса. Внутренняя дифференциация в пределах одного класса обусловлена различными способностями учащихся, их различиями в психическом развитии, особенностями памяти, мышления, уровнем знаний, интересов, мотивацией и т.д.Во втором случае создаются специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся. Внешняя дифференциация предусматривает организацию обучения в классах (школах) с однородным (гомогенным) составом учащихся.При этом преподавание предметов ведётся по программам, рассчитанным на один уровень учебных возможностей (интересов) учащихся.

В качестве видов «внешней» дифференциации традиционновыделяют: дифференциацию по способностям (по общим или специальным способностям, по неспособностям), дифференциацию по интересам, дифференциацию по проектируемой профессии (см. схему 49)

 

Схема 49

 
 

 

Дифференциация по способностям

 

Дифференциация по неспособностям

Дифференциация по интересам

 
 

Дифференциация по проектируемой профессии

 

Различают также дифференциацию по характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

- по типу школ (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, школы-комплексы);

- внутришкольную (уровни, профили, отделения, уклоны, потоки и т.п.);

- в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

- межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

- внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Объединенной формой дифференциации обучения по интересам и по уровню развития является смешанная дифференциация, например, модель сводных групп по параллелям классов. Уровневая дифференциация как форма «внутренней» дифференциации дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Профильная дифференциация предполагает обучение разных групп старшеклассников по программам, отличающимся глубиной изложения и объемом учебного материала, номенклатурой изучаемых вопросов, профессионально ориентированным содержанием обучения. Оба вида дифференциации - уровневая и профильная – могут сосуществовать и взаимно дополнять друг друга на всех ступенях школьного образования.

 

2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.