Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические комплексы в ДОУ




Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль, а вместе они составляют экологический комплекс дошкольного учреждения.

В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль — повышают эффективность экологического образования. Рассмотрим отдельные элементы экологического комплекса.

Экологическая комната

 

Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы, экологическая гостиная) — относительно новый элемент развивающей предметной среды.

Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении.

Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день.

В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.

За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтение литературных произведений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.

Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка).

При сборе образцов для коллекционных материалов следует учитывать следующие аспекты:

Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать, прежде всего, образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, — камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.

Разнообразие. В зоне коллекции должны быть представлены (насколько это возможно) разнообразные объекты как живой, так и неживой природы.

Краеведческий аспект. В коллекциях, в первую очередь, должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций.

Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли.

Природоохранный аспект. В состав объектов коллекции не нужно включать бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями. Чучела и коллекции животных лучше изучать в краеведческих музеях.

Вообще начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными лучше непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.

Сухие образцы гербария использовать не рекомендуется, поскольку они, как правило, не способствуют формированию у ребенка правильных представлений о растениях.

Плоские, потерявшие свой цвет, запах и зачастую форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы.

В одном из детских садов во время изучения темы «Живая и неживая природа» дети не согласились с педагогом, который в качестве объектов живой природы показывал коллекции насекомых. Дети не захотели опознавать в мертвых жуках «живую природу».

Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка — как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т.п.).

Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

 

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, небольшим фонтаном, обработанными пеньками, бревнами разных размеров, которые могут служить в качестве стульев и столов.

Предназначена эта зона, прежде всего для отдыха и самостоятельных игр детей, а так же для выработки у них навыков ухода за растениями.

Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий.

 

Зона библиотеки — это уголок, в котором должны быть собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы «Свирель», «Свирелька», «Детский сад»).

В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете.

В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы.

Здесь же может располагаться технический комплекс — телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр кассеты (все зависит от возможностей детского сада).

 

Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения.

 

Лаборатория

 

Следующим элементом экологического комплекса в ДОУ является лаборатория.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, для повышения интереса к исследовательской деятельности.

В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Можно выделить несколько видов лабораторий:

лаборатория в отдельном помещении,

лаборатория в экологической комнате,

мини-лаборатория в группе,

лаборатория на территории детского сада.

 

К оформлению лаборатории предъявляется ряд требований:

- на дверях лаборатории обязательно вывешивается табличка

- желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам — быстро приводить в порядок столы, оборудование.

- в зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками

- обязательно должны быть стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать.

- Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

Оборудование: лупы, микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой, различные препараты для исследований

Материалы для работы: природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий)

Уголки в группах

Еще одним элементом экологического комплекса в ДОУ является уголок в группе.

Традиционно в группах дошкольных учреждений создают живые уголки, содержащие комнатные растения и один-два вида животных.

 

Экологическая тропа.

Следующим элементом экологического комплекса ДОУ является экологическая тропинка (тропа).

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы.

В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);

в) в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки могут быть:

- различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), отдельные красиво цветущие растения,

- мхи, грибы на живых и мертвых деревьях,

- старые пни,

- муравейники, гнезда птиц на деревьях, места регулярного скопления насекомых

- объектами экологической тропинки также могут быть микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы на территории ДС,

- объектами тропинки могут быть вытоптанные участки, кормушки для птиц, замусоренные водоемы или территории за пределами детского сада, которые хорошо демонстрируют взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное.

 

Этапы создания и оформления тропинки

Создать экологическую тропинку можно на территории любого дошкольного учреждения, причем без особых дополнительных затрат.

Кстати, для создания экологической тропинки можно использовать и территории прилегающие к ДС, а для детей старшей или подготовительной групп можно создавать такие тропинки в далеке от ДОУ (конечно с согласия и с сопровождением родителей) – это может быть берег реки, парк, лесопарк, луг и пр.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

1) в первую очередь необходимо детально обследовать территорию ДС и выделить наиболее интересные объекты;

2) затем составить картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

Объекты могут наноситься на картосхему в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.

3) оформление альбома (паспорта) тропинки, для этого необходимо произвести фотографирование всех объектов и описание всех точек нанесенных на схеме;

4) последний шаг – это составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

 

Паспорт экологической тропинки

 

Для организации работы на экологической тропинке лучше всего подготовить специальный «Паспорт экологической тропинки».

Паспорт должен содержать:

1) картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна схема должна быть более сложная — для педагогов, а вторая — простая — для детей.

2) описание точек тропы по заданным схемам

Пример описания: Точка. «Большие березы»

Объекты для наблюдений: большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом дуб — сравнение двух деревьев по коре, листьям и т.п. Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, водоросли, грибы.

В качестве видовых точек лучше выбирать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если на территории ДС обнаружится участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений.

На тропинке должны быть небольшие возвышения, это позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками.

 

3) фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация.

Например, для описания дерева может прилагаться информация содержащая:

биологические и экологические характеристики,

особенности его распространения,

происхождение его названия,

народные названия,

отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах,

отмечается его связь с другими растениями и животными,

роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.)

и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей

 

Точка «Рябина»

 

Биологические особенности. Дерево высотой до 10 м. Ствол со светло-серой корой. Кора гладкая. Крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина». Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале опушенные, затем голые. Листья появляются обычно одновременно с листьями березы. Осенью нередко становятся малиново-красными. Цветки мелкие, желтовато-белые, с сильным, горько-миндальным запахом, собраны в щитки. Цветет в мае. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью и тремя мелкими, похожими на серпик семенами. Плоды в начале горько-вяжущие, после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь. Созревают в августе-сентябре, ягоды остаются висеть на ветках до зимы.

Где растет рябина. Рябина растет в лесах в диком виде, но человек давно ввел ее в культуру. Это одна из самых зимостойких плодовых культур. Переносит морозы до –50оС. В России растет по всей Европейской части страны — от Хибинских гор на севере до Крыма и Кавказа на юге.

К почве нетребовательна, но светолюбива, очень не любит тень. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Живет до 200 лет. Плоды появляются начиная с 8—10 лет ежегодно.

Название дерева. Латинское название этого растения состоит из двух слов, одно из которых переводится как «терпкий», а второе — «ловящая птиц», так как был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины. Существуют и легенды о происхождении названия.

Рябина и животные. Ягодами рябины питаются дрозды (дрозд-рябинник), синицы, скворцы, свиристели, а в городах — и вороны. Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей лесных полевок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, медведи.

Рябина в русском фольклоре. Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября — время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Распространен он был не только в России, но и в Западной Европе. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. Она воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Использование растения

Сбор плодов. Плоды собирают в сентябре-октябре, обрывают вместе со щитками. После заморозков в них уменьшается количество горечи. Категорически запрещается срубать и обламывать ветви! Сушат ягоды в тепловых сушилках или печах при температуре 60—80оС. Сушеные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение 2 лет.

Для пищевых целей. Рябина — очень урожайная культура (с одного дерева собирают до 10 ц плодов), ее ягоды давно использовались человеком. Особенно знаменита невежинская рябина, плоды которой не содержат горечи, а сахаров в ней накапливается до 9%. Рассказывают, что в начале ХIХ века в окрестностях села Невежино Владимирской области была найдена необычайно сладкая рябина, которую пересадили в усадьбу. Затем ее размножили и еще до революции стали сажать в большом количестве. Рябину используют для приготовления варенья, пастилы, конфет, настоек. Она входит в меню россиян с давних времен: хороша она с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная. Считалось, что «ягоды рябины, особенно тронутые морозом, замешанные с мукой и медом, испеченные в печи, имеют столь же приятный вкус, как и приготовленные из них в сахаре конфеты, коими украшаются даже столы богачей». Еще один вариант использования ягод: рябиновая паста (мороженые плоды давили деревянными ложками и смешивали с сахарной пудрой).

В медицинских целях рябину использовали с глубокой древности. В Древнем Риме ее применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине из плодов делали варенье как успокаивающее средство, настои из плодов — как мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее. В качестве поливитаминов используют не только плоды, но и листья. Корой рябины лечили заболевания печени. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей. В современной медицине при витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины. Сок из свежих ягод применяют при пониженной кислотности желудка, настойку из плодов — как средство, повышающее аппетит. Порошок из плодов рябины входит в состав диеты для больных сахарным диабетом и ожирением.

Использование в косметике. Плоды рябины используют как дезинфицирующее средство. Из размятых свежих плодов со сливками или сметаной готовят питательные маски, отваром высушенных плодов можно полоскать волосы после мытья при себорее.

Обеззараживающее действие. Листья рябины обладают сильным фитонцидным действием. На Севере больных летом выносили под рябину, так как верили, что «дух рябиновый отгоняет болезни».

А сечку из листьев использовали для хранения овощей и фруктов. Еще греки и римляне подметили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим свойством. Обнаружили это свойство и наши предки. Для того чтобы сохранить длительное время воду годной для питья, они бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. Точно так же в наше время рекомендуют с помощью листьев рябины обеззараживать воду в походах.

Другие варианты использования. Древесина этого дерева ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Молодыми ветками и побегами кормили скот, а сырыми ягодами — скот и птицу. Хорошее медоносное растение. Как декоративное разводится в городах, вдоль дорог. Очень красива культурная плакучая рябина со свисающими до земли ветвями.

Загадки о рябине. «Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом».

Народные приметы, связанные с рябиной

Рябина зацветает — пора сеять лен.

Рябина цветет рясно — много овса будет.

Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.

Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

Если уродится рябина — рожь будет хороша.

В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой.

Стихи о рябине

Я знал тебя, моя рябина...

Ты на околице села

Над серой крышею овина

Под небом северным росла.

Тебя трепала непогода,

А ты — всем горестям назло —

Росла и крепла год от года,

Глядясь в озерное стекло.

(В.Рождественский)

 

 

Организация работы с детьми

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

К тому же не необязательно сразу посещать все точки тропинки. В зависимости от возраста детей и ваших целей в разное время вы можете посещать разные точки и даже одну точку за прогулку.

Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки». Это может быть какой-то сказочный герой или животное (Боровичок, Лесовичок и т.п.). Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке. Периодически этот персонаж может «оживать», посылать детям письма-задания. Можно вырезать цветную фигурку выбранного сказочного героя из плотной бумаги, а спереди приделать большой карман к его одежде. Таким образом, в карман сказочного человечка можно заранее положить задания для детей, а за оказанную ему помощь сказочный персонаж может оставлять на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях.

«Экологический паспорт» дошкольного учреждения

Как показывает опыт, эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения»

Оформление такого неофициального документа позволяет решить следующие задачи:

а) собрать информацию об экологическом состоянии района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение;

б) изучить состояние его территории и прилегающих участков;

в) оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренние помещения;

г) определить влияние дошкольного учреждения на окружающую среду и наметить пути уменьшения этого влияния;

д) систематизировать и проанализировать профессиональные и материальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей экологического образования;

е) наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении;

ж) создать более благоприятные для здоровья детей условия.

 

Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная с раздела, по которому уже имеется информация.

В процессе составления экологического паспорта должен принимать участие весь коллектив. Координировать работу может методист или педагог-эколог.

«Экологический паспорт» лучше всего оформить в виде отдельных листов, помещенных в прозрачные папки-файлы. Так удобнее будет его дополнять или менять в нем какую-то информацию.

Желательно включить в него фотографии (экологического комплекса, живого уголка и т.п.), картосхемы помещений и территории дошкольного учреждения.

Ежегодно в «паспорт» на отдельных листах, с указанием года, вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива. Например, отмечается создание экологической комнаты, изменения в озеленении территории, указывается новая литература и т.п. Такая информация позволяет проследить изменения в работе детского сада в области экологического образования за определенный период.

Более подробно структуру экологического паспорта ДОУ мы разберем на ПЗ и попробуем самостоятельно заполнить некоторые его пункты.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.