Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 13: Охарактеризовать методы обучения по характеру познавательной деятельности

В настоящее время современная дидактика представляет классификацию методов обучения, в основе которой лежит характер познавательной деятельности ученика. Эта классификация разработана в отечественной дидактике И. Я. Лернером и М. Н. Скатанным и соотносится с элементами содержания образования, которое служит усвоению опыта деятельности. В нее включаются: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый метод; исследовательский метод.

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод. Основное его назначение — организация усвоения информации учащимися. Роль учителя — сообщать готовую информацию различными средствами (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, наглядные и технические средства, показ, демонстрация, лабораторная работа). Роль учащихся — воспринимать, осознавать и запоминать информацию (слу­шают, смотрят, работают с предметами, читают, наблюдают). Этот метод экономичен, эффективен, поэтому используется на протяжении столетий. Тут учителем может быть ученый, конструктор, артист. Возможно исполь­зование магнитофона, кино, компьютера, предлагается демонстрация опы­тов. Деятельность учителя разнообразна, а ученика — однотипна (он вос­принимает, осмысливает, запоминает). Без этого метода невозможно обес­печить развитие творческих способностей учеников. Метод передает готовые знания. Границы применения метода: используется до тех пор, пока ученик не осуществит осмысленное запоминание. Этот метод связан с первым элементом содержания образования — усвоением знаний о при­роде, обществе, человеке.

Репродуктивный метод. Суть метода — знания, полученные объяс­нительно-иллюстративным методом, переводятся на более высокий уро­вень усвоения — в умения. Ученик приобретает опыт деятельности. Роль учителя: системой заданий организует деятельность школьников по вос­произведению знаний; учитель дает задания, а ученик выполняет их; учи­тель большое внимание уделяет инструктажу, подбору упражнений. Роль ученика: решает сходные задачи (задачи по образцу), составляет план, по инструкции (алгоритму) выполняет задание. Воспроизведение и повто­рение деятельности по заданию учителя — главный признак метода. Граница применения метода — пока ученик не научится применять зна­ния по трафаретам, образцам, выполнять однотипные задания. Этот ме­тод связан со вторым элементом содержания образования, когда ученик овладевает знаниями о способе действия.

Проблемное изложение. Метод передает опыт творческой деятельности. Суть метода в том, что учитель ставит проблему и сам ее решает. Этим самым он показывает путь ее решения. Роль учителя: показывает образец научного подхода к решению проблемы. Ставит проблему, выдвигает гипотезу и само­стоятельно доказывает ее. Роль ученика: следит за логикой доказательства, контролирует правдоподобие и убедительность опыта. Ученик воспринима­ет, осознает, воспроизводит и следит за логикой доказательства учителя. Это метод находит связь с третьим элементом содержания образования. Граница применения метода—научить видеть проблемы, переводить их в за­дачи, выдвигать гипотезы, овладевать логикой доказательства.

Частично-поисковый метод. Приближает ученика к самостоятель­ному поиску. Роль учителя: им ставится задача. Если она не под силу уче­никам, то он: а) расчленяет ее на ряд подзадач, доступных для решения учеником; б) использует беседу, состоящую из серии взаимосвязанных вопросов и ответов (диалог, собеседование, дискуссия). Роль ученика: ста­вит вопросы (к картинке, плану, графику); самостоятельно делает выводы из фактов; высказывает свое предположение, предлагает свой вариант ги­потезы; строит план решения задачи. Это метод, при котором учитель орга­низует долю участия школьников в усвоении знаний, самостоятельном их добывании. Частично-поисковый метод реализует третий элемент со­держания образования (передача опыта творческой деятельности).

Исследовательский метод. Исследовательский метод применялся в школах в первые годы советской власти, когда ликвидировали зубрежку и вводили бригадный метод обучения, лабораторный метод, метод проек­тов. Учитель предъявляет проблему для самостоятельного исследования. Важно подобрать задания исследовательского характера: практические за­дания, создать эксперимент, организовать целенаправленное наблюдение, опытные задания, поисковые задачи, задачи на доказательство. Но задания должны быть в определенной системе, что облегчает их решение учени­ком. Исследовательский метод обеспечивает творческое применение зна­ний. Этот метод обучения связан с третьим и четвертым элементами со­держания образования — усвоением опыта творческой деятельности и развитием эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Как видим, метод обучения может играть определяющую и вспомога­тельную роль, служа средством реализации другого метода. Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учите­ля и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфиче­скому результату — усвоению соответствующего ему вида содержания.

Основные методы обучения имеют различные формы воплощения и средства реализации. Так, методы информационно-рецептивный и про­блемного изложения могут быть осуществлены посредством устного слова, чтения учебника, с помощью кино и телевидения, других изобрази­тельных средств, предъявления алгоритмов; репродуктивный предполагает повторение учащимися предварительно показываемых учителе способов деятельности (на вербальном и образном материале, практических действий с предметами и знаковой системой). Эвристический и» следовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач. Названные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою специфическую форму.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 16: Охарактеризовать методы обучения по источнику знаний | Вопрос 18: Определить сущность педагогических технологий обучения. Изложить особенности некоторых педагогических технологий обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.