Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 28: Охарактеризовать методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения




 

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения являются ведущими в классификации методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский) и тесно связаны с методами формирования сознания, так как только по конкретным дей­ствиям, поведению ученика можно судить о степени сформированное™ его нравственного сознания, об уровне его воспитанности. Основное по­нятие — воспитание в деятельности — проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанни­ков. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны ме­няться — все проходят роли исполнителей и организаторов.

Таким образом, методы организации деятельности и формиро­вания опыта поведения — это пути выделения, закрепления и форми­рования в опыте детей положительных способов, форм поведения и нрав­ственной мотивации.

Их синонимичное название — методы приучения, методы упражнения (по названию ведущих методов воспитания этой группы).

Средства упражнения — сохранение порядка обучения, исполнение познавательных задач, исполнение задач деятельности (труд), общественное поручение, отношения, игра и др.

Основная функция методов организации деятельности и формирования опыта поведения — выработка умений и привычек правильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта и поведения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др. Дадим характеристику основным из них.

Приучение —это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Приучение эффективно на ран этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение —это многократное повторение, совершенствование спо­собов действий как устойчивой основы поведения. Психолог Л. И. Божович отмечала: «Качества личности нельзя воспитывать только путем убежде­ний, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведе­ния надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифме­тике». Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности (участие в КТД). Результат упраж­нения — устойчивые качества личности: навыки и привычки.

Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания: патри­отизма, дисциплинированности, культуры поведения на занятиях и переме­нах, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т. д. Многие недочеты в работе и поведении учащихся, которые наблюдаются в шко­лах, зачастую являются следствием неумелого использования метода уп­ражнений (приучения) в процессе воспитания.

Организация упражнений по формированию у учащихся личностных качеств включает в себя следующие приемы:

♦ постановку воспитательной задачи по выработке соответствующих
навыков и привычек поведения;

♦ разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вырабатываемом качестве;

♦ практический показ этих способов (действий);

♦ побуждение учащихся к первоначальному воспроизведению показанных способов (действий);

♦ последующую тренировочную деятельность по закреплению и со­вершенствованию формируемых навыков поведения (действий);

♦ предъявление требований к учащимся по соблюдению правил поведения;

♦ напоминание и контроль за поведением.

Условия эффективности: система упражнений; доступность и посильность; частота повторений; контроль и коррекция; учет личностных качеств; сочета­ние индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т. д.

Педагогическое требование — это предъявление требований к вы­полнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, при­нятых в обществе. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, реальная задача, конкретное указание к выпол­нению какого-либо действия.

По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интере­сам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Поручение — с помощью этого метода детей приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. Применение поручения воспитывает у детей ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.

Общественное мнение — это выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общественности к различным событиям и явлениям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.

Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом.

Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы
поведения, ценности.

Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования
сознания, методами стимулирования. Только комплексное использование
методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития учащихся и действенного формирования
у них положительных свойств и качеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.