Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы политики доходов 7 страница

В соответствии с п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" ответственность за нарушение авторского права на программу для ЭВМ в виде взыскания компенсации (имеется в виду так называемая законная компенсация, предусмотренная п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве) не применяется, если судом будет установлено, что виновным лицом не преследовалась цель извлечения прибыли.

Одним из видов нарушения исключительных авторских прав на программы для ЭВМ является распространение контрафактных копий программ по глобальным компьютерным сетям путем размещения их на сайтах лицами, не имеющими на это соответствующих правомочий, а также через доски объявлений, интернет-магазины, по электронной почте и т.д. Для сегодняшнего законодательства характерна его очевидная ограниченность в вопросе регулирования и защиты исключительных прав в сети. Действующие нормы создавались в расчете на распространение охраняемых авторским правом произведений на материальных носителях и с достаточно узким употреблением, тогда как в Интернете использование является практически неограниченным. Кроме того, использование программ в сети Интернет позволяет осуществлять практически неограниченный экспорт и импорт объектов интеллектуальной собственности.

Проблема борьбы с нелегальным распространением программного обеспечения в сети Интернет заключается также в том, что сложно зафиксировать факт нарушения права, что является необходимым условием для рассмотрения дела в суде. Кроме того, в такого рода спорах в большинстве случаев требуется расширительное толкование норм права, поскольку в законодательстве отсутствуют необходимые ссылки на специфику защиты авторских прав в Интернете.

Обнаружить неправомерное использование баз данных достаточно сложно, поскольку возможно составление идентичных баз данных независимо друг от друга. Иногда на практике в базы данных делаются специальные закладки сложной информации либо намеренно делаются незначительные и незаметные ошибки. Если в других базах данных будут обнаружены аналогичные ошибки, это будет доказательством того, что имело место неправомерное использование чужой базы данных.

 

Глава 5. ИЗОБРЕТЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

§ 1. Понятие патентного права

 

Правовая охрана изобретений, полезных моделей и промышленных образцов осуществляется с помощью норм патентного права. При этом различают понятие патентного права в объективном и субъективном смысле.

Патентное право в субъективном смысле можно определить как субъективное право автора и (или) патентообладателя на объект патентного права, включающее имущественные и неимущественные правомочия на запатентованные изобретения, промышленный образец, полезную модель.

Под патентным правом в объективном смысле понимается совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, использованием и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Таким образом, объектом правовой охраны, которую предоставляет патентное право, являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы, важнейшими из которых несомненно являются изобретения.

Патентное право является основным компонентом промышленной собственности, которая в свою очередь является частью интеллектуальной собственности. Под последней согласно ст. 138 ГК понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц или производимых ими товаров (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.). Особенностью промышленной собственности является то, что ее объекты находят применение в производственной деятельности.

Для объектов патентного права характерно наличие территориального принципа охраны, который заключается в том, что право на эти объекты действует только в пределах того государства, где это право было получено. При этом само возникшее право по своей правовой природе является исключительным. Носитель этого права может либо сам использовать охраняемый объект, либо выдавать какому-либо лицу разрешение на его использование и вместе с тем запрещать всем третьим лицам применять охраняемый объект на территории данного государства без специального разрешения (лицензии) за изъятиями, установленными в Законе.

Само исключительное право основывается на специальном охранном документе, выданным компетентным органом, в соответствии с предусмотренной Законом формальной процедурой. Права в отношении объектов патентного права, на которые охранный документ не получен, ни авторам, ни каким-либо другим лицам не предоставляются. Охранные документы (патенты, а ранее применялись свидетельства) действуют в течение определенного срока, по окончании которого объекты патентного права становятся публичным достоянием, т.е. могут использоваться без согласия правообладателя и без уплаты вознаграждения.

По своей сути патент или свидетельство (в настоящее время выдаются только патенты) - это государственные охранные документы на новые технические решения в самых различных отраслях народного хозяйства, которые действуют на территории страны, где были выданы такие документы.

В отличие от объектов авторского права, которые охраняются Законом с момента их создания, объекты патентного права охраняются только после официального признания их таковыми в результате выполнения ряда формальных действий. Такие действия включают: составление заявки на выдачу охранного документа, ее рассмотрение соответствующим государственным ведомством и вынесение решения о выдаче охранного документа.

Необходимость в наличии специального охранного документа обусловлена присутствием у объекта патентной охраны такого признака, как повторимость, который заключается в том, что вероятность создания идентичного объекта разными лицами и независимо друг от друга достаточно велика. В связи с этим необходима особая формальная процедура, которая удостоверит приоритет (первенство) того или иного лица в создании данного объекта.

Поскольку деятельность государственного ведомства, осуществляющего правовую охрану промышленной собственности, связана со значительными материальными затратами, то для того, чтобы их покрыть, а также стимулировать авторов к совершению только юридически значимых действий, предусмотрено взимание пошлин за патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Нарушение исключительных прав на объекты патентного права предусматривает применение особых санкций, которые включают:

- запрещение дальнейшего неправомерного использования объекта патентного права в хозяйственном обороте в любой форме и (или) предотвращения действий, которые способны привести к такому правонарушению;

- возмещение правообладателю понесенных убытков. При этом возмещаются не только произведенные расходы (например, затраты на производство товаров, сбыт которых затруднен из-за производства контрафактных товаров), но и упущенная выгода, т.е. та прибыль, которую мог бы получить правообладатель, если бы нарушения не было;

- наложение на нарушителя обязанности выплатить штраф;

- публикация решения суда в целях защиты деловой репутации правообладателя.

Еще до рассмотрения дела суд может по ходатайству истца в качестве обеспечительной меры по иску наложить арест на распространение изделий, созданных с нарушением исключительных патентных прав.

Особая роль в регулировании патентных отношений принадлежит органу, осуществляющему государственную политику в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. В действующей редакции Патентного закона РФ этот орган получил название Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в прежней редакции он назывался Патентное ведомство). Однако, как и ранее, функции такого органа выполняет Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент).

В пределах своей компетенции Роспатент издает приказы, инструкции, указания и другие акты на основании и во исполнение действующего патентного законодательства.

Роспатент является федеральным органом, в функции которого входит государственное регулирование всех вопросов, связанных с патентными правоотношениями. Важнейшими обязанностями Роспатента являются прием и рассмотрение заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, проведение по ним государственной экспертизы, публикация официальных сведений о поданных заявках, выдача патентов и т.д.

Конкретные функции Роспатента установлены в Положении о Российском агентстве по патентам и товарным знакам, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1203 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях" <*> (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30 марта 1998 г. N 367, от 12 апреля 1999 г. N 413, от 7 июня 2001 г. N 449).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4541.

 

Согласно п. 1 указанного Положения Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны объектов промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, а также в области авторского права и смежных прав по вопросам совершенствования законодательства, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями, имеющими межведомственный характер, за исключением вопросов пресечения нарушений указанных прав.

Структурно Роспатент включает в себя целый ряд подразделений (Федеральный институт промышленной собственности, Всероссийская патентно-техническая библиотека и др.).

В функции Роспатента также входит издание в пределах своей компетенции нормативных актов по вопросам регулирования патентных правоотношений. Эти нормативные акты не должны противоречить положениям Патентного закона. В основном они принимают форму приказов.

 

§ 2. Источники патентного права

 

Ускорение научно-технического прогресса в значительной степени зависит от той поддержки, которую оказывает государство изобретательской деятельности. О поддержке изобретательской деятельности говорится в Конституции РФ. Так, согласно ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Основным правовым актом, регулирующим патентные отношения, помимо соответствующих норм ГК является Патентный закон РФ N 3517-1, который был принят 23 сентября 1992 г. <*>.

--------------------------------

<*> ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2319.

 

С момента принятия в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Последние и весьма существенные изменения были внесены Федеральным законом N 22-ФЗ от 7 февраля 2003 г. <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 505.

 

До вступления в силу указанного правового акта на территории Российской Федерации действовали правовые акты, принятые еще в СССР и которые предусматривали выдачу на изобретения наряду с патентами авторских свидетельств. Как следует из Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3518-1 "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации" <*>, действие на территории Российской Федерации ранее выданных авторских свидетельств сохранено.

--------------------------------

<*> ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2320.

 

Патентный закон резко повысил значение гражданско-правовых норм, регулирующих основные вопросы изобретательской деятельности. В отличие от ранее действовавшего законодательства Патентный закон не предусматривает административного управления изобретательской деятельности, а также государственного управления экономическими отношениями, связанными с использованием объектов промышленной собственности. Вместе с тем отдельные вопросы, в частности связанные с отказом в выдаче охранных документов, решаются в административном порядке. Основное внимание в Законе уделяется правовой охране изобретений, однако он также предоставляет правовую охрану промышленным образцам и полезным моделям.

Помимо Патентного закона к источникам патентного права также относится уже упоминавшееся Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г., утвердившее Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях, в соответствии с которым был создан Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Его основной функцией является прием заявок на объекты промышленной собственности, их экспертиза и хранение патентов. В функции ФИПС также входит выпуск бюллетеней и других официальных изданий по вопросам охраны промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

К источникам патентного права также относится Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров (далее - Положение о пошлинах за патентование), утвержденное Постановлением Совета Министров РФ 12 августа 1993 г. N 793 (с последующими изменениями и дополнениями) <*>.

--------------------------------

<*> САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3182.

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Роспатента от 21.05.1998 N 107 "Об утверждении правил подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам" утратил силу в связи с изданием Приказа Роспатента от 22.04.2003 N 56 "О правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам".

 

Источниками патентного права также являются ведомственные нормативные акты и, в частности, правовые акты, принимаемые Роспатентом. К их числу можно отнести: Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам, утвержденные Приказом Роспатента от 21 мая 1998 г. N 107 (в ред. от 4 декабря 1998 г.) <1>, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, утвержденные Приказом Роспатента от 17 апреля 1998 г. N 82 <2>, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель, утвержденные Приказом Роспатента от 17 апреля 1998 г. N 83 <3>, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец, утвержденные Приказом Роспатента от 17 апреля 1998 г. N 84 <4> и др.

--------------------------------

<1> БНА. 1998. N 17.

<2> БНА. 1998. N 27.

<3> Там же.

<4> Там же.

 

§ 3. Международные соглашения в области патентного права

 

Россия является участником целого ряда международных соглашений в области патентного права, среди которых важнейшим является Парижская конвенция 1883 г. об охране промышленной собственности <*>. Впоследствии эта Конвенция неоднократно изменялась и дополнялась. Страны - участницы Конвенции образовали Союз для защиты промышленной собственности. Основной целью этой Конвенции является создание условий, облегчающих гражданам и организациям отдельных государств приобретение и защиту прав на изобретения на территории всех остальных государств - членов Конвенции.

--------------------------------

<*> ВВАС РФ. 1996. N 2.

 

Каждая страна - член Конвенции обязана создать специальное ведомство промышленной собственности и центральное хранилище для ознакомления граждан с патентами на изобретения, промышленными образцами и т.д. Это ведомство должно издавать официальный периодический бюллетень, в котором публикуются фамилии владельцев патентов с кратким описанием запатентованных изобретений и репродукциями зарегистрированных товарных знаков, а также сведения о промышленных образцах и т.д.

Парижская конвенция не изменяет территориального характера прав патентообладателя: она не вводит международного патента, т.е. такого патента, который, будучи выдан в одной из стран - участниц данной Конвенции, получил бы тем самым признание и в других странах - участницах Конвенции. Конвенция не обязывает участвующие в ней страны к взаимному признанию выданных ими патентов. Чтобы обеспечить охрану прав на изобретение в другой стране - участнице Конвенции, необходимо запатентовать его там. Если же изобретение не запатентовано в этой стране, то оно может там свободно использоваться без выплаты патентообладателю какого-либо вознаграждения.

Важнейшим положением Парижской конвенции является так называемое право конвенционного приоритета. Это право означает, что заявка, поданная в одной стране - участнице Конвенции, обладает во всех других странах приоритетом в течение года, исчисляемого с момента подачи заявки в первой стране.

Заявитель может на основании правильно оформленной первой заявки в одной из стран - участниц в течение 12 месяцев испрашивать охрану во всех других странах, при этом условии подача в них заявок считается такой, как будто бы она была сделана в день подачи первой заявки. Таким образом, лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств, входящих в состав союза (или его правопреемник), пользуется во всех других странах приоритетом, исчисляемым с момента подачи заявки в первой стране. Необходимость введения нормы о конвенционном приоритете обусловлена тем, что изобретение, на которое выдан патент в одной стране, не является "новым" в другой и, следовательно, не патентоспособно. Запатентовать изобретение одновременно в нескольких странах достаточно сложно. Для того чтобы решить эту задачу, и введено правило о конвенционном приоритете.

Кроме того, Россия является членом Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 г. (РСТ) и Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г.

Договором о патентной кооперации, заключенным в 1970 г. в Вашингтоне, участниками которого являются более 50 стран, предусмотрена подача международной заявки на патентование изобретения, которая действует во всех странах, присоединившихся к Договору (в ФИПС есть специальное подразделение, занимающееся международным патентованием).

Указанным договором образован Международный союз патентной кооперации. Договор устанавливает порядок составления и подачи международной заявки на получение международного охранного документа, что уменьшает затраты на патентование и делает его более оперативным.

Для этого предусмотрено создание международных поисковых органов, которые производят поиск по материалам заявок и организуют проведение экспертиз в национальных патентных ведомствах стран, в которых подается заявка на патентование.

Международная заявка может подаваться либо в Международный союз патентной кооперации, либо в национальное патентное ведомство. При этом заявитель может указать перечень стран, в которых он хотел бы иметь для своей международной заявки охрану.

После того как подана международная заявка, осуществляется международный поиск с помощью патентного ведомства одной из стран - членов Союза. При отрицательном результате поиска заявка отзывается.

В соответствии с Договором о патентной кооперации заявитель может получить заключение международной предварительной экспертизы, которое выдается соответствующим патентным ведомством, имеющим необходимые полномочия. В таких случаях срок охраны патентной заявки увеличивается до тридцати месяцев.

Евразийская патентная конвенция была подписана в 1994 г. в Москве. Она предусматривает выдачу единого патента, действующего на территории стран-участниц (участниками Конвенции являются 11 стран - членов СНГ, однако она открыта для вступления любого государства - члена ООН, которое участвует в Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договоре о патентной кооперации). Для координации деятельности стран-участниц был создан специальный орган - Евразийское патентное ведомство, которое находится в Москве.

Для того чтобы запатентовать изобретение, заявители из стран - участниц Конвенции подают евразийскую заявку в свои национальные патентные ведомства, тогда как заявители из стран, которые не являются членами Конвенции, должны подать заявку непосредственно в Евразийское патентное ведомство.

Представленная заявка проверяется на соответствие ее формальным требованиям Конвенции и по ней проводится информационный поиск. После проведения формальной экспертизы проводится экспертиза по существу. Необходимым условием для проведения экспертизы по существу является специальное ходатайство, которое должно быть подано до истечения шести месяцев с даты публикации отчета о поиске.

В соответствии со ст. 6 Конвенции Евразийское патентное ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленную применимость. Как следует из ст. 10 Конвенции, объем правовой охраны определяется формулой изобретения, а описания и чертежи могут служить только для целей толкования формулы. Отдельные вопросы решаются на основании внутреннего законодательства (подача заявки на служебное изобретение, предоставление заявителю временной правовой охраны, ответственность за нарушение патента).

Заявка рассматривается международной комиссией, которая выносит решение и выдает патент. Плата за поддержание патента устанавливается каждым государством отдельно. Максимальный срок действия Евразийского патента - 20 лет.

Евразийский патент действует на территории стран - участниц Конвенции с даты его публикации.

Отказ Евразийского патентного ведомства в выдаче патента не лишает заявителя возможности получить патент в стране - участнице Конвенции.

Важное значение имеет Европейская (мюнхенская) конвенция о выдаче европейского патента 1973 г. (хотя Россия не является ее членом). В ней участвуют 14 стран Европы, которые образовали Европейское патентное ведомство в Мюнхене и приняли решение о выдаче единого европейского патента, который действует во всех странах - членах Конвенции. Членство в Конвенции является открытым и к ней может присоединиться любая европейская страна.

Подается только одна заявка на одном языке. При этом страны - участницы Конвенции имеют право требовать от заявителя перевода заявки на один из официальных языков Конвенции.

 

§ 4. Понятие и признаки изобретения

 

Изобретения являются важнейшим компонентом патентного права. По существу, они определяют развитие технического прогресса, о чем свидетельствует опыт наиболее развитых стран.

Патентный закон в прежней редакции не давал формально-логического определения понятия изобретения, а называл лишь условия его патентоспособности, под которыми понимались определенные свойства технического новшества, дающие ему возможность признаваться в качестве изобретения. Такой подход согласовался с мировой практикой, выделявшей некоторые признаки изобретения, не давая его определения, однако противоречил традициям российской и советской цивилистики.

Согласно п. 1 ст. 4 Патентного закона дается следующее определение изобретения: в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

Термин "техническое решение" следует понимать достаточно широко как практическое средство удовлетворения определенных потребностей. Так, способы лечения болезней не относятся к технике в общепринятом смысле слова, однако могут быть запатентованы в качестве изобретений.

Изобретение само по себе нематериально, однако оно имеет определенный объект, т.е. то техническое средство, с помощью которого это нематериальное средство будет овеществляться. Виды объектов изобретений различаются в зависимости от того, какие средства используются в техническом решении для достижения поставленной цели.

Все объекты законодатель в п. 1 ст. 4 разделил на продукты (устройства, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений или животных) и способы.

Под устройствами понимаются конструктивные элементы или комплекс таких элементов, находящихся между собой в функциональной связи. Сюда относятся машины, аппараты, установки, приборы, инструменты, агрегаты, приспособления и их детали. Устройство характеризуется конструктивными признаками и существует в трех измерениях.

Веществами являются искусственные материальные образования, являющиеся совокупностью взаимосвязанных элементов. К ним относятся растворы, сплавы, эмульсии и т.д. Изобретениями признаются вещества, созданные как в результате химических реакций, так и иным путем, в частности, физическим путем (перегонка, электролиз, прессование).

Штаммы микроорганизмов - это наследственные, новые среды микроорганизмов, используемых непосредственно или способствующих созданию полезных веществ. Штаммы применяются в лечебных, профилактических целях, в качестве стимулятора развития растений. Штаммы микроорганизмов используются в медицине, ветеринарии, сельском хозяйстве и т.д.

Отдельно законодатель выделил культуры клеток растений и животных, которые включают как культуры отдельных клеток (например, всем известные клоны животных и человека), так и консорциумы (т.е. соединения культур клеток растений и животных).

Под способами (процессами осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств) понимаются установления новой очередности совершения определенных действий, в результате осуществления которых достигается определенный результат.

Следует отметить, что действующая редакция Патентного закона РФ не содержит такого объекта охраны, как применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению. Этот ранее существовавший объект охватывается понятием способа.

Правовой формой охраны изобретений является патент, который действует до истечения двадцати лет с даты подачи заявки в Роспатент.

Срок действия патента на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых требуется получение в установленном Законом порядке разрешения, продлевается Роспатентом по ходатайству патентообладателя на срок, исчисляемый с даты подачи заявки на изобретение до даты получения первого такого разрешения на применение, за вычетом пяти лет. При этом срок, на который продлевается действие патента на изобретение, не может превышать пять лет. Указанное ходатайство подается в период действия патента до истечения шести месяцев с момента получения такого разрешения или даты выдачи патента в зависимости от того, какой из этих сроков истекает позднее.

Особый порядок исчисления срока действия патента в указанных случаях обусловлен тем, что из соображений общественной безопасности такие изобретения не следует сразу применять. Они должны быть проверены, апробированы и одобрены, для чего требуется определенное время. Кроме того, на их использование необходимо особое разрешение. В связи с этим и срок действия патента должен быть продлен.

В п. 1 ст. 4 Патентного закона перечислены три признака, наличие которых свидетельствует о том, что заявленное техническое новшество может быть признано изобретением. Такими признаками являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.

Изобретение является новым, если оно неизвестно из сведений об уровне техники, которые включают любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.

Уровень техники определяется путем оценки более ранних приоритетов всех поданных в Российской Федерации другими лицами заявок на изобретения и полезные модели (кроме отозванных), а также запатентованных в России изобретений и полезных моделей. При этом любое лицо должно иметь право ознакомиться с документами заявки на изобретение и полезную модель.

Новизна технического решения является важнейшим требованием, предъявляемым к изобретению. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что, по некоторым данным, около половины заявок отклоняется в нашей стране по мотиву отсутствия новизны. Основная цель этого критерия заключается в том, чтобы воспрепятствовать выдаче патентов на технические решения, уже известные обществу.

Закон не приводит перечень обстоятельств, в результате которых сведения становятся общедоступными в мире или, как принято говорить в патентном праве, могут опорочить новизну изобретения. Однако в соответствии со сложившейся практикой к ним относится опубликование изобретения до даты подачи заявки в России или за рубежом, т.е. раскрытие сущности изобретения для неопределенного круга лиц настолько, что стало возможным его осуществление (например, демонстрация на выставке, изложение сути изобретения в популярном научно-техническом журнале, по радио, на телевидении и т.д.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы политики доходов 6 страница | Типы политики доходов 8 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.