Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы политики доходов 16 страница




Сторонами договора коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и (или) граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Закон (ст. 1028 ГК РФ) предписывает обязательную регистрацию договора, которая осуществляется тем же государственным органом, который осуществляет регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При заключении договора коммерческой концессии правообладатель не теряет исключительного права на товарный знак и может использовать его в своей предпринимательской деятельности.

 

§ 5. Прекращение действия товарного знака

и его изменение

 

Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты поступления заявки в Роспатент, однако Закон о товарных знаках предусматривает процедуру для неоднократного продления срока действия товарного знака. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о товарных знаках срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, причем каждый раз на десять лет. Таким образом, фактически исключительное право на товарный знак временными рамками не ограничено.

По ходатайству владельца для продления срока действия регистрации товарного знака ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины.

Вместе с тем Закон о товарных знаках устанавливает ряд оснований для досрочного прекращения исключительного права на товарный знак. Так, в качестве примера можно привести случаи признания регистрации товарного знака недействительной полностью или частично, предусмотренные п. 1 ст. 28 Закона о товарных знаках. Согласно указанному пункту предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным:

1) полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если она была предоставлена с нарушением требований, установленных ст. 6 и п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках, т.е. когда существуют абсолютные основания для отказа в регистрации либо в качестве товарного знака зарегистрировано обозначение, тождественное:

охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в РФ возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

названию известного в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника;

или в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене, если она была предоставлена с нарушением требований п. п. 1 и 2 ст. 7 Закона о товарных знаках;

2) полностью в течение всего срока действия правовой охраны, если она была предоставлена с нарушением требований, установленных п. 3 ст. 2 Закона о товарных знаках;

3) полностью в течение всего срока действия правовой охраны, если она была предоставлена на имя агента или представителя лица, которое является обладателем исключительного права на этот товарный знак в одном из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, с нарушением требований, установленных данной Конвенцией;

4) полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если связанные с регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном законом порядке актом недобросовестной конкуренции.

Кроме того, предоставление правовой охраны общеизвестному в РФ товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если она была предоставлена с нарушением требований о признании обозначения общеизвестным.

При признании регистрации товарного знака недействительной товарный знак лишается правовой охраны с момента регистрации.

Возможно также прекращение правовой охраны товарного знака. Случаи прекращения правовой охраны товарного знака предусмотрены п. 1 ст. 29 Закона о товарных знаках. Правовая охрана товарного знака прекращается в следующих случаях:

- в связи с истечением срока действия регистрации товарного знака;

- на основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками, в соответствии с п. 3 ст. 21 Закона о товарных знаках;

- на основании принятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием в соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках;

- на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - правообладателя;

- в случае отказа от нее правообладателя;

- на основании решения, принятого по поданному в Палату по патентным спорам заявлению любого лица о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

Приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент) от 3 марта 2003 г. утверждены Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесения в нее изменений.

В соответствии с указанными Правилами заявление о продлении срока действия регистрации подается в установленной форме и рассматривается в течение двух месяцев с даты поступления в Роспатент.

Правообладатель имеет право внести изменения в регистрацию товарного знака. Эти изменения могут касаться наименования, фамилии, имени и отчества владельца товарного знака, сокращения перечня товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, изменения отдельных элементов товарного знака, не меняющие его существа, других изменений, относящихся к регистрации товарного знака. Изменения в регистрацию вносятся на основании уведомления правообладателя на товарный знак.

После внесения изменений в Реестр в свидетельство вносится запись при условии уплаты соответствующей пошлины.

 

§ 6. Защита прав на товарный знак

 

Необходимость действенных мер по охране товарных знаков осознается в России достаточно отчетливо. Как было отмечено в литературе, "товарный знак как блок информации, внедренный в сознание потребителя, определяет его поведение на рынке товаров и услуг. Без этого производитель выпадает из активной конкуренции. Этим объясняется то, что по мере развития рынка российские предприниматели, осознавая значение товарного знака, постепенно со все большей активностью овладевают средствами защиты от возможных посягательств" <*>.

--------------------------------

<*> Сухова Г.О. О некоторых вопросах защиты права на товарный знак // Хозяйство и право. 1997. N 4. С. 44.

 

Защита прав на товарный знак осуществляется в случае нарушения, под которым понимается несанкционированное использование обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком для маркировки товаров и (или) услуг того же рода в период и на территории действия регистрации товарного знака. Таким образом, достаточно совершения любого из перечисленных в п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках действий, чтобы возникла необходимость в защите прав на товарные знаки (исключение составляют случаи введения товарного знака в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия (ст. 23 Закона о товарных знаках).

Для возникновения ответственности лица, нарушившего права владельца исключительного права на товарный знак, достаточно самого факта нарушения. Однако если ущерб (убытки) имели место, то в этом случае правообладатель на товарный знак имеет право требовать их возмещения в полном объеме (включая упущенную выгоду).

В соответствии с п. 2 ст. 46 Закона о товарных знаках защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:

- публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

- удаления товарного знака с контрафактных товаров за счет нарушителя;

- удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок, в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению, в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения.

Поскольку доказать факт причинения убытков бывает достаточно сложно, в интересах правообладателя введено правило, согласно которому последний вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак или наименование места происхождения товара, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тыс. до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом (п. 4 ст. 46 Закона о товарных знаках).

Иски о нарушении прав на товарный знак могут быть предъявлены нескольким нарушителям одновременно, однако любой из них несет ответственность за свои неправомерные действия, нарушающие исключительные права. При этом каждый нарушитель возмещает те убытки, которые причинены его неправомерными действиями. Так, например, в случае предложения к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения правообладателя, нарушителями являются одновременно и изготовитель, и продавец. В одном из рассмотренных арбитражным судом дел часовой завод обратился в арбитражный суд с иском о пресечении нарушения прав на товарный знак к комиссионному магазину, выставившему на продажу часы, имеющие изображение товарного знака, производителем которых завод не был. Возражая против заявленных требований, ответчик ссылался на то, что он не является изготовителем часов, а только занимается их реализацией. Арбитражный суд удовлетворил иск к ответчику, обязав его снять с реализации часы с товарным знаком истца <*>.

--------------------------------

<*> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарные знаки" // ВВАС РФ. 1997. N 10.

 

Защита прав на товарный знак может осуществляться нормами административного, уголовного, гражданского права.

Гражданско-правовой способ защиты нарушенных прав осуществляется в судебном порядке. Споры по данным делам обычно рассматриваются в арбитражных судах в соответствии со своей компетенцией (по соглашению сторон они могут рассматриваться в третейских судах). Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 27 января 1997 г. N 11 отметил, что решение Апелляционной палаты, поскольку оно принято в административном порядке и затрагивает гражданские права, может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке <*>.

--------------------------------

<*> ВВАС РФ. 1997. N 10.

 

Нарушение исключительного права на товарный знак и, в частности, несанкционированное использование чужого товарного знака можно рассматривать как особую разновидность обязательства из причинения вреда.

В соответствии со ст. 45 Закона о товарных знаках споры, связанные с применением этого Закона, рассматриваются судами в порядке, установленном законодательством РФ, в том числе споры:

- о нарушении исключительного права на товарный знак;

- о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака вследствие его использования на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;

- о заключении и об исполнении лицензионного договора и договора о передаче исключительного права на товарный знак (договора об уступке товарного знака).

Следует отметить, что не во всех случаях возможно уничтожение товарного знака или его удаление с товара без повреждения или уничтожения самого товара. Как было отмечено в информационном письме ВАС РФ от 29 июля 1997 г. N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак" <*>, "если удаление товарного знака невозможно без причинения существенного вреда самому товару, то есть когда нарушены его потребительские свойства, суд не может принять решение об уничтожении товара". При этом суд обосновал свое мнение тем, что такая мера ответственности не установлена ст. 46 Закона о товарных знаках. Однако в настоящее время соответствующие положения в указанную статью были внесены.

--------------------------------

<*> Там же.

 

Следует отметить, что нормы Закона о товарных знаках не всегда предоставляют адекватную защиту владельцам товарных знаков. Так, известны случаи, когда в России регистрировались товарные знаки иностранных производителей, после того как стало известно, что они собираются прийти на российский рынок. В результате у иностранных фирм стоял выбор: или платить за право использования своего же товарного знака, или уйти с рынка. Очевидно, что в данном случае речь идет о злоупотреблении правом, однако при отсутствии прямой нормы в законе доказать это бывает достаточно трудно.

Наиболее распространенным способом защиты, вытекающим из нарушения права на товарный знак, является требование о пресечении его дальнейшего незаконного использования. Об уничтожении товара речь идет в тех случаях, когда товарный знак неотделим от товара (например, в качестве товарного знака зарегистрирована форма изделия или товарный знак отлит при изготовлении его корпуса). В этом случае уничтожение товарного знака приводит к уничтожению самого товара. Таким образом, можно говорить о применении тех же положений, что и в Законе об авторском праве.

В качестве общей меры предусмотрено возмещение убытков, если таковые возникли в результате неправомерного использования товарного знака. Убытки в данном случае включают как реальный ущерб, так и упущенную выгоду, т.е. возмещаются в полном объеме. Вместе с тем, как правильно было отмечено в литературе, поскольку контрафактная продукция достаточно часто производится в пределах теневого сектора экономики, мера о взыскании ущерба в пользу истца, понесшего убытки, нередко остается невыполнимой: несмотря на наличие судебного решения, осуществить его на практике не представляется возможным по чисто техническим причинам <*>.

--------------------------------

<*> См.: Тамбовцев В. Товарный знак как капитальный нематериальный актив // Вопросы экономики. 1999. N 3. С. 93.

 

В п. 2 ст. 46 Закона о товарных знаках говорится о таком способе защиты нарушенного права, как публикация судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. При этом требование о том, что судебное решение следует опубликовать в конкретном средстве массовой информации, должно быть обоснованным. Как правило, речь идет о тех средствах массовой информации, которые рекламировали товар, на котором неправомерно использовался товарный знак. Так, в одном из рассмотренных арбитражным судом дел правообладатель на товарный знак обратился с иском о защите прав на товарный знак путем удаления его с введенной в хозяйственный оборот продукции и опубликования решения в трех газетах. Арбитражный суд удовлетворил иск, поскольку ответчик изготовил и продал швейные изделия, незаконно использовав товарный знак истца. В решении суд назвал конкретное печатное издание, в котором в установленный срок должно быть опубликовано судебное решение, так как именно данное издание помещало рекламу ответчика о продаже товара и распространялось в месте реализации товара <*>.

--------------------------------

<*> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарные знаки" // ВВАС РФ. 1997. N 10.

 

Закон о товарных знаках также говорит об уголовной ответственности лиц, нарушающих исключительные права владельцев товарных знаков (п. 1 ст. 46). Соответствующие статьи есть и в Уголовном кодексе РФ. Так, уголовная ответственность предусмотрена в соответствии со ст. 180 УК РФ за незаконное пользование чужим товарным знаком или сходных с ним обозначений для однородных товаров, а также за использование предупредительной маркировки для знака, не зарегистрированного в установленном порядке

Административно-правовой способ защиты нарушенных прав на товарный знак предоставляет следующие возможности:

1) подачу возражения против регистрации товарного знака в Палату по патентным спорам;

2) обращение с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в антимонопольный орган федерального или территориального уровня;

3) подачу жалобы в вышестоящий орган организации нарушителя (если такой имеется).

Основным органом, осуществляющим защиту прав на товарные знаки в административном порядке, является Российское агентство по патентам и товарным знакам. Так, в частности, в структурных подразделениях Роспатента (Палате по патентным спорам) рассматриваются возражения на решения формальной экспертизы, решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, решения о признании заявки отозванной.

Вопросы, касающиеся товарных знаков и их защиты, рассматриваются также в административном порядке в Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Эти вопросы рассматриваются только в том случае, если одновременно речь идет о недобросовестной конкуренции с использованием товарных знаков. В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг является одной из форм недобросовестной конкуренции.

В соответствии со ст. 27 указанного Закона Федеральный антимонопольный орган рассматривает факты нарушения антимонопольного законодательства и принимает по ним решения в пределах своей компетенции.

Дела о недобросовестной конкуренции с незаконным использованием товарных знаков возбуждаются только на основании заявления правообладателя с приложением правоустанавливающих документов. Случаи нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются соответствующими территориальными управлениями по месту нахождения (месту жительства) лица, совершившего правонарушение, либо по месту его совершения, за исключением случаев, когда дело принимает к рассмотрению МАП России.

По результатам рассмотрения заявлений правообладателей на товарные знаки о допущенных нарушениях МАП выносит либо решения, либо предписания, которые адресованы конкретному лицу и направлены на исполнение вынесенного решения. Последнее представляет собой обязательное для исполнения письменное требование федерального антимонопольного органа, которое выдается определенным в законе адресатам с целью защиты и поддержки конкуренции.

По выявленным нарушениям МАП также имеет право в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с действующим законодательством.

Право обращаться с соответствующими требованиями имеют все лица, обладающие исключительными правами на товарный знак. В качестве примера можно привести обращение всемирно известной корпорации "Майкрософт" в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны АОЗТ "Фирма Виза". Корпорация "Майкрософт" является обладателем исключительных прав на товарные знаки Windows Microsoft, которые были зарегистрированы на территории России. Фирма "Виза" неправомерно использовала указанные товарные знаки при продаже цифровых компакт-дисков. Комиссия Министерства по антимонопольной политике, установив, что действия АОЗТ "Фирма Виза" нарушают Закон о конкуренции в части продажи товара с незаконным использованием средств индивидуализации продукции, выдала предписание о прекращении нарушения. Согласно предписанию АОЗТ было обязано прекратить продажу компакт-дисков.

Защита исключительных прав на товарный знак может осуществляться и с помощью таможенных органов. Речь идет о тех случаях, когда так называемая пиратская продукция (т.е. товары, произведенные с незаконным использованием товарных знаков известных фирм) ввозится в Российскую Федерацию или, наоборот, вывозится за ее пределы.

В соответствии с письмом Государственного таможенного комитета РФ от 28 октября 1997 г. N 01-15/20508 "О мерах по защите прав на интеллектуальную собственность" <*> таможенные органы должны формировать списки товарных знаков, подлежащих охране на территории РФ в соответствии с действующим законодательством. При этом фирма-правообладатель должна представить в ГТК набор документов, позволяющих идентифицировать товарные знаки и отличать их от подделок (регистрационные документы, список перевозчиков или поставщиков, с которыми правообладатель заключил контракт на поставку товара, обозначенного товарным знаком и др.). При обнаружении нарушений исключительных прав на товарные знаки таможенные органы должны направить соответствующую информацию в правоохранительные органы.

--------------------------------

<*> Таможенный вестник. 1997. N 24.

 

Правообладатели на товарные знаки могут в соответствии со ст. 14 ГК РФ осуществлять самозащиту, однако способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Применительно к товарному знаку такими мерами могут быть проставление на оригинальных товарах специальных голограмм и других труднокопируемых приспособлений, обеспечивающих возможность различить оригинальные товары от подделок.

 

Глава 9. ПРАВОВАЯ ОХРАНА

НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

 

§ 1. Понятие наименования мест происхождения товаров

 

Закон о товарных знаках впервые в нашей стране предоставил правовую охрану наименованиям места происхождения товара. Следует отметить, что в развитых странах Запада такая охрана предоставляется уже довольно давно. Так, в Италии существует деление наименований мест происхождения товара в зависимости от наличия или отсутствия контроля за качеством товаров на:

- обыкновенные, когда свойства товаров формируются под влиянием географических факторов;

- регламентированные, когда требования к наименованиям и к продукции заранее определены и контроль за их соблюдением осуществляется на заключительных стадиях производства или непосредственно перед продажей;

- контролируемые (гарантируемые), когда контроль осуществляется на всех стадиях производства.

В отдельных странах право на использование наименований мест происхождения товара принадлежит государству. В других странах право на такое использование может принадлежать конкретным лицам, которые находятся в данной местности и которые изготавливают продукцию, чьи свойства обусловлены особенностями именно этой территории, и получившим право на его использование в установленном законом порядке.

Законодательство и правовая доктрина различают два понятия: наименование места происхождения товара и указание происхождения товара, которые, хотя и похожи, имеют определенные различия. И в том и в другом случае делается ссылка на географическое место происхождения товара. Однако в первом случае речь идет об указании на район или местность, характерные природные или этнографические факторы которых обусловливают исключительно либо преимущественно качественные особенности изготовляемых или добываемых в них товаров. Кроме того, наименование места происхождения товара должно было внедриться в сознание потребителя как отвечающее определенным свойствам или качествам товара. Примером наименований места происхождения товара могут служить такие термины, как "палехские шкатулки", "коньяк", "мускат".

Что касается указаний происхождения товара, то они также указывают на географическое место происхождения или добычи товара, но в этом случае связь между географическим наименованием и особыми качествами товара менее ярко выражена, хотя и присутствует (например, бразильский кофе). Указание происхождения товара возможно не только в словесной форме, но и с помощью изображений, национальных символов, географических карт.

В некоторых случаях указание места происхождения товара может вообще не вызывать представлений о качестве товара (например, "сделано в России"). Однако следует иметь в виду, что указание происхождения товара в некоторых случаях обязательно (в частности, в международной торговле некоторыми видами товаров).

Следует отметить, что в некоторых странах, как и в России, существуют специальные нормативные акты, регламентирующие правовую охрану наименований мест происхождения товара и производится их государственная регистрация. Если же специальные нормативные акты отсутствуют и государственная регистрация не производится, то могут применяться такие правовые акты, как законы о недобросовестной конкуренции, о товарных знаках, о торговле. Иногда применяются специальные нормативные акты, предоставляющие правовую охрану конкретному географическому обозначению (Закон Франции от 28 июля 1925 г. о наименовании "сыр Рокфор"). Наконец, права могут предоставляться в силу самого факта использования, без государственной регистрации.

В ряде случаев географические наименования настолько широко входят в оборот, что утрачивают юридическую охрану. Например, всем известная "вода из Кельна" - одеколон.

Основным правовым актом, регулирующим правовую охрану наименований мест происхождения товара в Российской Федерации, является Закон о товарных знаках. При его разработке учитывались положения Лиссабонской конвенции об охране наименований мест происхождения товара и их международной регистрации от 31 октября 1958 г.

В соответствии со ст. 30 Закона о товарных знаках это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Можно прийти к выводу, что такое наименование может быть как официальным, так и неофициальным, полным или сокращенным, современным или историческим.

Особые свойства такого наименования исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Под людскими факторами следует понимать профессиональные навыки местных мастеров. Природные факторы включают почвенные, климатические и тому подобные факторы.

Функции, выполняемые наименованиями мест происхождения товара, совпадают с функциями, выполняемыми товарными знаками (отличительная, информационная, рекламная).

Указание на происхождение товара из определенной местности может носить как прямой, так и косвенный характер, однако оно должно определенным образом ассоциироваться с конкретной географической территорией. Обозначение может включать в себя полное или сокращенное официальное название определенного географического объекта, либо речь может идти об историческом названии местности.

При предоставлении правовой охраны необходимо выявить связь между обозначением товара и его особыми свойствами, которые в свою очередь обусловлены его происхождением из определенной местности. Причем принадлежность к определенной местности должна быть достаточно устойчивой и иметь известность среди потребителей.

Такие свойства могут быть обусловлены особенностями почвы, климата, состава воды, определенной влажностью воздуха. (В качестве примера можно привести минеральные воды, разливаемые в Боржоми, чай, выращиваемый на Цейлоне и т.д.)

Особые свойства, относящиеся к людским факторам, включают культурные, профессиональные и производственные традиции (палехские шкатулки, жостовские подносы и т.д.).

Возможны ситуации, когда учитываются и природные, и людские факторы (например, производство вин "Абрау-Дюрсо".) Причем отсутствие любого из указанных факторов обычно приводит к потере особых качеств товара. В литературе приводится пример неудачного переноса производства вина "Цимлянское игристое" из Крыма в Грузию. При этом использовался тот же сорт винограда и та же технология, однако получилось вино с другими характеристиками. Это было обусловлено различием почв виноградников <*>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.