Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Краткий курс лекций

Тема 1. ТГУ им. Г. Р. Державина в образовательном пространстве области

1. ТГУ им. Г. Р. Державина – крупнейшее государственное образовательное учреждение гуманитарного профиля в Тамбовской области.

2. Институт права как структурное подразделение ТГУ им. Г. Р. Державина: становление и развитие.

1. Идея развития высшего образования на Тамбовщине имеет глубокие корни. Многие начинания в духе века Просвещения связаны с именем великого русского поэта и государственного деятеля Г. Р. Державина, служившего здесь губернатором в 1786-1788 гг. Он создал театр, народные училища, при нем стала выходить губернская газета, в его доме дворянская молодежь получала зачатки высшего образования. Гаврила Державин мечтал о создании университета. К сожалению, его мечтам не суждено было сбыться. Первое высшее учебное заведение в губернии появилось только в 1848 году. Им стал Александринский институт благородных девиц. Символично, что в здании, где он размещался, ныне находится один из корпусов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

До революции Тамбовская губерния являлась одним из самых крупных и крепких административных звеньев Российской империи. В конце девятнадцатого века Тамбовщина переживала явный экономический и культурный подъем. Тенденции роста были связаны с постепенным перерождением губернии из чисто аграрной в аграрно-промышленную. В связи с этим ей требовались квалифицированные специалисты, что неизбежно приводило к возникновению, а впоследствии и к развитию института высшего образования, к чему стремилась земская интеллигенция края.

Первый государственный университет в г. Тамбове был открыт 27 октября 1918 года на основании Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР, подписанного В. И. Лениным. В Декрете под пунктом 2 было записано: «Сроком открытия Тамбовского Государственного университета считать день первой годовщины Октябрьской Революции - 7 ноября 1918 года». Инициатива создания университета в г. Тамбове исходила от группы губернской интеллигенции, объединившейся в начале 1918 года в «Общество Тамбовского университета».

Первый тамбовский государственный университет для своего времени был весьма крупным высшим учебным заведением. На его трех факультетах: педагогическом, агробиологическом и рабочем - обучалось в 1918-1919 учебном году более двух тысяч шестисот студентов, а в начале 1919-1920 учебного года - более двух тысяч семисот студентов.

Однако трагедия русской революции не обошла стороной Тамбовщину и Тамбовский государственный университет. В ноябре 1919 года состоялся пятый съезд Советов Тамбовской губернии, принявший ряд постановлений, которые привели к уходу из университета многих ученых и к резкому сокращению численности студентов. К лету 1921 года Тамбовский университет был расформирован. Первоначально он был реорганизован в институты: педагогический, сельскохозяйственный и рабфак - самостоятельные учебные заведения с трех - и четырехлетним сроком обучения. Но летом 1923 года педагогический и сельскохозяйственный институты были закрыты, а их преподавательские кадры после тщательной перетряски, оборудование и частично студенты перешли в педагогический техникум и рабфак. На базе этих учебных структур на основании Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 июля 1930 года был создан Тамбовский агропедагогический институт. На четыре его отделения: агрономическое, физико-техническое, химико-биологическое и общественно-литературное - в 1930 -1931 учебном году было принято сто шестьдесят слушателей. Данный институт после ряда дополнительных преобразований в 1938 году получил статус государственного педагогического института, готовящего учителей для средних школ. В почти первозданном виде он сохранился до конца 1994 года. За пятьдесят шесть лет своего существования Тамбовский государственный ордена «Знак Почета» педагогический институт подготовил более двадцати пяти тысяч учителей, которые работали и работают во всех уголках России. В 1993 году ТГПИ в рейтинге педагогических вузов России занял пятое место.

В 1967 году на тамбовской земле был открыт филиал Московского государственного института культуры. Более пятнадцати лет он размещался в мало приспособленных для учебного процесса помещениях в центре города. В 1983 году филиал переехал в новый просторный корпус, выделяющийся среди современных построек необычными архитектурными формами. Студенты получили около шестидесяти оборудованных аудиторий и специализированных классов, библиотеку с читальным залом на сто мест и тремя абонементами, методические кабинеты и учебные лаборатории, спортивный зал и тренажерные комнаты, один из лучших в городе концертный зал. В 1990 году решением Совета министров СССР филиал был преобразован в Тамбовский государственный институт культуры.

На трех факультетах института - библиотечном, музыкально-педагогическом и культурологии - обучалось около двух тысяч студентов. Учебный процесс осуществляли семнадцать кафедр, среди ста пятидесяти преподавателей было восемь профессоров, пятьдесят два кандидата наук, доцента, десять Заслуженных работников культуры России. Институт готовил кадры по трем специальностям и пятнадцати специализациям, охватившим важнейшие отрасли библиотечной и культурно-досуговой деятельности, художественного творчества.

В состав нынешнего ТГУ, образованного в 1994 г., вошли Тамбовский государственный педагогический институт и Тамбовский государственный институт культуры. Тамбовский государственный университет – один из крупнейших вузов Центрально-Черноземного региона России. В нем обучается более 60 % всех студентов Тамбовской области. Воплотившись в реальность, идея регионального государственного университета на Тамбовщине поставила целый ряд практических и очень непростых вопросов.

В 1995 году в вузе обучалось пять тысяч студентов, в 2004 - более пятнадцати тысяч. Ещё пять лет назад общая площадь зданий университета составляла около 72 000 квадратных метров, сегодня это более 110 000 квадратных метров. В середине девяностых Державинский университет готовил своих студентов по двадцати шести специальностям, сегодня по пятидесяти восьми. Среди них такие важные для региона специальности, как экономист, юрист, менеджер, маркетолог, социолог, психолог, юрист, журналист, музеевед, специалист по рекламе и другие. В 1995 в вузе работало четыреста пятьдесят преподавателей, на данный момент их более тысячи, остепененность составляла 36%; сегодня более 80% преподавателей имеют ученую степень и звание, каждый пятый - доктор наук, профессор. Еще не так давно в аспирантуре ТГУ имени Г. Р. Державина обучалось всего шестьдесят аспирантов, сегодня их вместе с соискателями семьсот шестьдесят два человека. Десять лет назад в вузе не было ни одного докторанта, сейчас их около ста. На сегодняшний день в Державинском университете работают десять диссертационных советов, в том числе шесть докторских.

В 2004 году ректоратом Державинского университета была разработана концепция развития ТГУ имени Г. Р. Державина до 2010 года. Это программный документ, в котором намечены основные цели развития вуза, определены приоритеты и векторность движения, исходя из конкретных условий и потребностей региона. Суть данной концепции заключается в формировании на основе вышеперечисленных реорганизаций качественно нового государственного учреждения высшего профессионального образования классического типа. Формой такого нового вуза должен стать инновационный технопарк, а сам университет принять форму образовательно-исследовательского инновационного государственного университета. Сутью нового университета является его ориентация на логичное совмещение в рамках проводимой единой учебно-научной политики образовательно-исследовательской деятельности, построенной на базе инновационных разработок, методик и программ. Говоря другими словами, образовательно-исследовательский процесс, построенный таким образом, должен ориентировать специалиста, который готовится в рамках ТГУ имени Г. Р. Державина, не на сегодняшний день, и даже не на пять-десять лет вперед, а, как минимум, на двадцать-двадцать пять лет вперед, то есть, необходимо заложить в выпускниках способность перспективного мышления, адаптированного к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности человеческого общества в условиях постиндустриальной цивилизации, гражданского общества и глобализации экономических и социальных процессов. Создание вокруг нового университета технопарковой зоны позволит наиболее полно реализовать его возможности и наиболее адекватно выразить себя как системообразующий фактор развития региона в целом.

2. Институт права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина создан в 2001 г. на базе юридического факультета. Первоначально это был экономико-юридический факультет, который в дальнейшем разделился на два самостоятельных крупных структурных подразделения – юридический и экономический. Становление факультета проходило трудно: недостаток теоретиков-педагогов, отсутствие традиций и опыта подготовки юристов, неверие правоохранительных органов в способности и качество подготовки выпускников факультета, недоверие к факультету со стороны общественности и многое другое.

Сегодня можно констатировать, и это признано юридической общественностью, что Институт права ТГУ состоялся, превратившись в квалифицированное высшее учебное заведение, а действующая система подготовки, переподготовки и воспитания юридических кадров является эффективной, позволяющей выпускать юристов высокого уровня. На сегодняшний день в нем обучаются около 1600 студентов.

Первым деканом юридического факультета и директором Института права являлся известный правовед России доктор юридических наук, профессор Придворов Н. А. Благодаря его энергии, трудоспособности и богатому опыту педагогической и практической деятельности факультет в достаточно короткий срок превратился в мощную кузницу подготовки юридических кадров.

В настоящее время Институт права возглавляет кандидат юридических наук, профессор В. М. Пучнин. Директор Института права опирается на помощь заместителей, которые развивают и реализуют на практике основные направления деятельности Института. Заместителем директора по учебной работе является кандидат юридических наук, доцент С. С. Худяков Научную работу Института права курирует кандидат юридических наук, доцент О. В. Белянская. Большой вклад в сферу воспитания студентов вносит заместитель директора по воспитательной и социальной работе кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса М. В. Ююкина.

В Институте насчитывается 6 кафедр: кафедра теории государства и права (заведующий кафедрой к. ю.н., доцент А. В. Кочетков), кафедра истории государства и права (заведующая – д. ю.н., д. и.н., профессор А. С. Туманова), кафедра гражданского права и процесса (заведующий кафедрой к. ю.н., профессор, Заслуженный юрист РФ В. В. Назаров), кафедра уголовного права и процесса, кафедра конституционного права (заведующий – к. ю.н., к. и.н., доцент В. Г. Баев), кафедра ЮНЕСКО по правам человека (заведующий кафедрой д. и.н., профессор В. В. Помогаев).

В институте работает 7 профессоров, 30 кандидатов наук. Открыт диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций.

В образовательном процессе налажено тесное сотрудничество с органами государственной власти и правоохранительными органами. Институт права поддерживает тесные связи и прокуратурой, судами, органами федеральной регистрационной службы по Тамбовской области, областной Думой, администрацией области.

Выпускники Института права трудоустраиваются в органы законодательной, исполнительной и судебной власти как Тамбовской области, так и других регионов.

Тема 2. Истоки и функции юриспруденции. Юридические традиции в России.

1." Юриспруденция как сфера социальной и профессиональной деятельности и как совокупность специальных знаний.

2." Исторические аспекты развития юриспруденции.

3." Юридические традиции в России.

4." Функции юридической деятельности.

5." Сообщества юристов.

1. Юриспруденция (лат. juris prudential) – правоведение, совокупность наук о праве; практическая деятельность юристов, решения судебных органов[1].

Таким образом, юриспруденция представляет собой не только совокупность знаний о праве, но и деятельность в области права.

Юриспруденция как сфера социальной деятельности представляет собой деятельность по реализации общественных потребностей в установлении, регулировании, поддержании и охране тех социальных отношений, которые фактически доминируют в данном обществе в конкретный период его развития.

Юриспруденция как сфера профессиональной деятельности представляет собой специфическую деятельность юристов-профессионалов, реализующих доступными им правовыми средствами задачи государства по регулированию и охране наиболее значимых общественных отношений.

Юриспруденция как совокупность знаний о праве представляет собой систему теоретических взглядов и технологий в области разработки, издания и применения правовых норм.

2. Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов.

Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.

Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровневого упорядочения общественных отношений. Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все хуже и хуже.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1)" перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2)" правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов и т. п.);

3)" прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

Появление права повлекло за собой и возникновение особого рода деятельности по созданию, изменению, отмене, применению правовых норм.

Первые юристы появились в Древнем Риме еще в 5 в. до н. э.. Они принимали участие в разработке законов и в их применении.

В России юристы появились в XV в. Однако лишь с 19 в. в России юридической профессии стали специально обучать.

3. До настоящего времени не дошли сведения о составителях первых российских юридических документов (договоров Руси и Византии X в. и Русской Правды XI в.). Не известны и имена составителей Соборного Уложения 1649 г. В определенной степени юристами можно считать Петра I и Екатерину II, которые были авторами отдельных актов, имеющих правовое значение. В XVIII в. появляется ряд авторов, которые, наряду с другими видами общественно-значимой деятельности, создают работы, в которых уделяется внимание и правовым вопросам. К ним можно отнести В. Н. Татищева (1686 – 1750), М. М. Щербатова (1733 – 1790), С. Е. Десницкого (1740 – 1789), Я. П. Козельского (1729 – 1795) и А. Н. Радищева (1749 – 1802).

Особенное развитие юриспруденция в России получает в XIX в. Это связано с деятельностью М. М. Сперанского (1772 – 1839 гг.) Он был универсальным юристом, знатоком государственного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права, составлял тексты законов, осуществлял их толкование, занимался систематизацией российского права, был практическим юристом, занимался правоприменительной деятельностью. По инициативе М. М. Сперанского в 1810 г. в России был создан Государственный Совет. Проведена систематизация законов и выпущено Полное собрание законов Российской империи в 46 томах, куда включались по хронологическому принципу все нормативные правовые акты, начиная с Соборного Уложения 1649 г..

На втором этапе систематизации предстояло создать Свод законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие законы, устранялись противоречия в действующих, осуществлялась редакционная обработка, законы располагались по отраслям права, более четко определялась их кодификация. Итогом этой работы стал выпуск 15 томов Свода законов, вступивших в силу с 1835 г.

Значительный вклад в развитие российской политико-правовой мысли внесли декабристы Павел Иванович Пестель и Никита Михайлович Муравьев, авторы проектов конституционного устройства России. Они впервые заявили о необходимости утверждения в нашей стране общепризнанных к тому времени прав и свобод и государственного правления, основанного на волеизъявлении народа.

Большим авторитетом в отечественной юриспруденции пользовались и лояльные императорской власти юристы, среди которых особенно следует выделить Константина Петровича Победоносцева (1827 – 1907), который с 1880 по 1905 гг. являлся обер-прокурором Святейшего Синода. Он обосновывал нравственное начало законов, религиозный характер монархической власти, был автором учебника по гражданскому праву.

История российской юриспруденции хранит имена Федора Александровича и Богдана Федоровича Кистяковских. Первый занимался проблемами уголовного права и криминологии, второй внес значительный вклад в разработку социологической теории права. Ивана Александровича Ильина, занимавшегося проблемами правосознания.

Незабвенными останутся и имена известных российских адвокатов Владимира Даниловича Спасовича, Федора Никифоровича Плевако, Александра Федоровича Кони и других.

Основы советской юриспруденции были заложены Дмитрием Ивановичем Курским, Николаем Васильевичем Крыленко, Петром Ивановичем Стучкой и другими.

4." Юриспруденция призвана выполнять следующие основные функции:

1)" упорядочивание имущественных, семейных и иных отношений;

2)" поддержание и укрепление правопорядка;

3)" защита нарушенных прав и свобод;

4)" восстановление социальной справедливости;

5)" научные исследования в области права;

6)" подготовка юристов-профессионалов;

7)" повышение правосознания и правовой культуры и др.

5." Юристы в России объединяются в различные сообщества, имеющие как профессиональный, так и (в основном) общественный характер.

Профессиональный характер имеют коллегии адвокатов. Профессиональными сообществами можно считать судейский и прокурорский корпуса. Эти корпоративные организации объединяет характер и содержание профессиональной деятельности.

Однако в России существуют также общественные союзы юристов, в которые они объединяются по различным целям и интересам.

К настоящему времени функционируют следующие общественные объединения юристов на федеральном уровне: Союз юристов России, Молодежный союз юристов России, Российская академия юридических наук, Российская криминологическая ассоциация и др.

Помимо этого, практически в каждом субъекте России созданы региональные объединения юристов. Есть такое объединение и в Тамбовской области.

В уставах таких сообществ обычно записывают такие цели, как распространение юридических знаний среди населения, оказание юридической помощи, издание юридической литературы и т. д.

Деятельность объединений юристов направлена на формирование правовой культуры граждан и организаций.

Тема 3. Юридическое образование.

1. Исторические аспекты развития юридического образования.

2. Образовательные учреждения и формы обучения юристов. Общая характеристика и содержание образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция».

3. Права и обязанности студента.

1. Исторически появление юридической профессии обусловлено возникновением в обществе потребности в новых функциях, связанных с правовым регулированием общественных отношений, вызвавших изменения в существовавшем разделении труда.

Профессиональное обучение юристов началось с первых веков нашей эры в Риме и связано с возникновением двух основных школ права – сабиньянцев и прокульянцев, в рамках которых не только преподавалось право, но и давалось различная трактовка отдельных правовых явлений. Обучение выражалось не только в прослушивании лекций, в консультациях, но и в обсуждении конкретных юридических дел с практикующими юристами-преподавателями.

Основными пособиями по изучению права являлись так называемые институции, краткие руководства, в которых содержалось сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Ярким примером такого издания являются Институции Гая (II в.), в которых освещалось состояние цивильного (гражданского) права. Гай впервые провел различие между материальным и процессуальным правом, разделил индивидуальные права и средства их защиты.

С распадом Римской империи значение римского права снижается. И вновь интерес к нему возрастает в 10 в. В европейских странах вновь начинают изучать римское право. Юриспруденция, наряду с философией, историей и естественными науками изучалась в появившихся в средние века университетах. И вот уже на протяжении нескольких веков интерес к ней не ослабевает.

2. В настоящее время юридическая профессия является одной из самых востребованных на рынке труда. Подготовку юристов осуществляют как высшие учебные заведения по специальности «юриспруденция», так и средне специальные по специальности «правоведение», как государственные, так и негосударственные.

Право на получение образования регламентируется статьей 43 Конституции РФ, Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании».

Получение образования возможно в следующих формах: дневная, заочная, очно-заочная, вечерняя, а также в форме экстерната.

По каждой специальности в любом высшем учебном заведении разрабатываются и утверждаются Министерством образования и науки РФ образовательные стандарты, которые представляют собой основные требования к содержанию и методике реализации учебного процесса. На основании таких стандартов ВУЗ самостоятельно разрабатывает учебный план, где учитываются специализация, принятая ВУЗом концепция образовательного процесса, наличие научно-педагогического потенциала и другие факторы.

Государственный образовательный стандарт предусматривает минимальный перечень изучаемых дисциплин, которые должны включаться в учебные планы всех образовательных учреждений, осуществляющих обучение по специальности 030500 «Юриспруденция» - так называемый федеральный компонент.

Учебные дисциплины объединяются в следующие циклы:

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

В федеральный компонент входят: иностранный язык, физическая культура, отечественная история, культурология, политология, логика, русский язык и культура речи, социология, философия, экономика.

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины

В федеральный компонент входят: концепции современного естествознания, информатика и математика.

3. Общепрофессиональные дисциплины

В федеральный компонент входят: теория государства и права, история политических и правовых учений, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное (государственное) право России, конституционное (государственное) право зарубежных стран, гражданское право, гражданское процессуальное право (гражданский процесс), административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право (уголовный процесс), криминалистика, международное право, экологическое право, земельное право, римское право, международное частное право, финансовое право, муниципальное право России, семейное право, криминология, правоохранительные органы, юридическая психология.

В дополнение к этому перечню ВУЗ самостоятельно формирует два ряда дисциплин:

1) национально-региональный (вузовский) компонент;

2) дисциплины по выбору студентов.

3. Согласно ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» студент имеет право:

- выбирать факультативные (необязательные для данной специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими кафедрами и факультетами;

- участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных стандартов;

- осваивать помимо учебных дисциплин по избранной специальности любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других вузах (по согласованию между их руководителями);

- бесплатно пользоваться в государственных вузах библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений вуза в порядке, установленном его уставом;

- принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

- представлять свои работы для публикации, в том числе изданиях высшего учебного заведения.

Обязанности студента:

- овладевать знаниями;

- выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами образовательного учреждения;

- соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

Тема 4. Основные правовые понятия.

1." Социальная ценность права.

2." Источники права.

3." Деятельность юриста в процессе реализации права.

4." Правосознание.

5." Законность, правопорядок, общественный порядок, общественная безопасность.

6." Деятельность государства по укреплению правопорядка, общественного порядка, общественной безопасности, законности.

1. Право – это совокупность общеобязательных формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, направленных на регулирование поведения людей в соответствии со сложившимися в обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.

Праву присущи следующие признаки:

1. Нормативность.

2. Общеобязательность.

3. Системность.

4. Волевой характер.

5. Право устанавливается и обеспечивается государством.

Социальная ценность права. Благодаря нормам права происходит объективно необходимое упорядочение общественных отношений, обеспечивающее личности свободу в рамках относительно равного и справедливого масштаба. Право означает несомненное благо, так как безграничная свобода личности способна перерасти в произвол, анархию, которые подрывают стабильность социальной жизни и общественную безопасность. Право противостоит произволу и беззаконию. Исторический опыт учит, что именно с правом связывается утверждение принципов демократии, равенства, свободы. Напротив, в государствах, где устанавливаются тоталитарные, диктаторские режимы, сфера действия права ограничивается, широко распространяется произвол, неправовые методы управления государством, обществом.

Право оказывает существенное воздействие на ход общественного развития. Возможность этого воздействия особенно увеличивается, когда действие права соответствует ходу общественного развития, способствуя ему. Укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, повышение ответственности личности перед государством и государства перед личностью, претворение принципа социальной справедливости в действительность составляют одно из основных направлений развития политической системы нашего общества.

2. Под источником права следует понимать выражение государственной воли в определенной форме, обусловленной существом регулируемых правоотношений, предпочтительной для правовой системы конкретного государства.

К источникам права в различных странах относят:

1) Нормативный правовой акт - акт, содержащий общеобязательные предписания, регулирующий определенную область общественных отношений, изданный в особом порядке специально уполномоченным на это субъектом.

По юридической силе нормативные правовые акты классифицируются на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, приказы, инструкции, положения и т. д. – это акты, которые принимаются на основе и во исполнение законов, конкретизируют порядок реализации законов.

2) Юридический прецедент представляет собой решение органа государственной власти, принимаемое за образец при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Прецедент бывает двух видов: судебный и административный.

3) Санкционированный государством обычай - правило поведения, сложившееся и ставшее обязательным в определенной сфере человеческой деятельности, общественной группе или местности в результате многократного и единообразного повторения, обеспеченное социальным принуждением (авторитетом) и используемое для регулирования конкретных общественных отношений в установленном порядке с санкции государства.

4) Нормативный договор (или договор с нормативным содержанием) - соглашение двух или более равноправных субъектов о совместных взаимовыгодных действиях для достижения общей цели, содержащее нормы права и имеющее обязательный для заключивших его сторон характер.

Нормативный правовой акт является ведущим источником права в РФ. Нормативные акты публикуются в специальных изданиях. Так, законы и иные нормативные акты публикуются в специальных бюллетенях, вестниках и других периодических изданиях. В информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ» публикуются акты Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ и Конституционного Суда РФ. Этот бюллетень издается один раз в неделю.

Законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ публикуются в соответствующих бюллетенях, вестниках, газетах, официальных изданиях правотворческого органа.

Министерством юстиции РФ, государственными и иными издательствами публикуются законы, кодексы, уставы, сборники законодательных и иных нормативных актов, справочники по законодательству.

Нормативные акты (законы, указы, постановления и др.) публикуются, кроме того, в «Российской газете».

3. Юрист – человек с юридическим образованием, лицо, обладающее юридическими знаниями, знанием законодательства, умением и навыками применения их в практической деятельности. Работа юриста всегда связана с реальными жизненными фактами, их собиранием, анализом, проверкой, оценкой, юридической квалификацией.

Профессии юриста принадлежит важная социальная роль. Юристы защищают интересы личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств. Социальная роль юриста особенно возрастает в правовом государстве, где соблюдению и исполнению юридических норм придается важнейшее значение.

Юристы не только участвуют в реализации права. Они вносят большой вклад в развитие законодательства, в совершенствование правового регулирования общественных отношений, в укрепление правопорядка. Юристы разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и направляют их в компетентные органы, готовят проекты законов и других юридических актов, дают заключения и отзывы на проекты нормативных актов.

В нашей стране юристы работают в судах, прокуратурах, органах безопасности, внутренних дел, в др. государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в должностях, предусмотренных для замещения специалистами с юридическим образованием, в адвокатуре.

4. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Структура правосознания включает в себя два элемента:

1)" правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву);

2)" правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву).

По содержанию правосознание подразделяется на:

-" обыденное;

-" профессиональное;

-" научное.

Правосознание юриста (профессиональное правосознание) сформировано конкретной юридической практикой. Оно должно представлять собой систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, правовых категориях и нормах, в знании основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Юриста-профессионала должно отличать не просто положительное отношение к праву и практике его реализации, но также согласие с законодателем, понимание полезности и целесообразности, необходимости и справедливости его реализации.

Для юриста-профессионала характерна активная отрицательная реакция на правонарушение, оценка его как социального зла.

Однако профессиональному сознанию юристов свойственны и деформации («обвинительный» или оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т. д.).

5. Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Она предполагает:

- наличие реальных и строгих гарантий прав и законных интересов граждан. Недопущение любых проявлений произвола, от кого бы они ни исходили;

- точное и неуклонное соблюдение законов, решительное пресечение нарушений права, ответственность за правонарушения;

- осуществление всех государственно-властных функций в полном соответствии с законом, а также подзаконность любой социально значимой деятельности.

Отсюда вытекают и требования законности, важнейшими из которых являются: общеобязательность права, равенство всех перед законом, неотвратимость ответственности за каждое совершенное правонарушение.

Под правопорядком принято понимать состояние упорядоченности общественных отношений посредством правовых норм, результат реализации правовых требований в общественных отношениях. Правопорядок призван служить человеку, его интересам, жизненным потребностям, которые получают свое правовое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности граждан, которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях человека и гражданина с государством и обществом.

Законность – средство установления правопорядка, правопорядок – результат реализации права и законности, упорядочивающий социальную жизнь. Законность – причина, правопорядок – следствие.

Правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации прав субъектов права.

Общественный порядок – это обусловленная потребностями общества система урегулированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, имеющая целью обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни.

Под общественной безопасностью понимается система общественных отношений, урегулированных правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из свободного гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также особых обстоятельств. Кроме того, общественная безопасность зависит от ряда других факторов, в том числе от состояния правопорядка, благоустройства населенных пунктов и др.

Общественная безопасность обеспечивается деятельностью государственных органов.

Общественная безопасность находится в диалектическом единстве с общественным порядком.

6. К основным направлениям обеспечения личной и общественной безопасности в современных условиях относятся:

1." Разработка основ государственной политики в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и на их базе принятие комплексных целевых федеральных, региональных и местных программ обеспечения общественной безопасности.

2." Совершенствование правового регулирования отношений в сфере общественной безопасности. Оно имеет целью создание качественной правовой основы, обеспечивающей эффективное функционирование правоохранительных органов.

3." Оптимальное распределение полномочий между федеральными, региональными органами и органами местного самоуправления.

4." Образование единой системы информационного обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

5." Расширение и укрепление связей и сотрудничества правоохранительных органов с гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также со СМИ.

6." Расширение международного сотрудничества в сфере обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.

7." Обеспечение в необходимом объеме финансированием, материально-техническими средствами органов, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечивающих общественную безопасность.

Тема 5. Профессиональные особенности работы юриста.

1. Общая характеристика юридической профессии.

2. Основные профессиональные умения и навыки, квалификационные требования, предъявляемые к юридической профессии.

1." Юридическая профессия – это официально признанный государством и регламентированный законом род деятельности, связанный с правовым регулированием общественных отношений, обеспечением соблюдения членами общества правовых предписаний, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых путем юридического образования или практического опыта, накладывающий на юристов социальную ответственность за эффективное выполнение возложенных на них обязанностей в системе разделения труда[2].

Сущность юридической профессии заключается в обеспечении функционирования механизма правового регулирования. Само же это регулирование выступает в качестве одного из инструментов управления государством, обществом, теми процессами, которые в них протекают.

Непременный атрибут юридической профессии – наличие юридических знаний и навыков, приобретаемых не путем индивидуального опыта или благодаря особому таланту данного человека, а в институционализированной форме, прежде всего через соответствующие учебные заведения или же практику. Необходимо, однако, уточнить, что с точки зрения теоретической и исторической, основным признаком, позволяющим отнести то или иное лицо к юридической профессии, является осуществление именно такой деятельности. Что же касается юридического образования, то оно – признак, подчиненный профессионально-юридической деятельности. По мере исторического развития его роль и значение возрастали и в настоящее время приобрели характер обязательного квалификационного требования. Поэтому юридическая профессия – это прежде всего система действий в сфере права, основанных на юридической квалификации.

Основные классификационные признаки профессий в литературе, как правило, связываются с предметами, целями, орудиями и условиями труда. Исходя из того, что целью правового регулирования является воздействие на развитие общественных отношений, предметом профессиональной деятельности юристов выступает поведение людей, составляющее содержание этих отношений.

Юристы активно участвуют в создании ценностно-нормативной системы, с помощью которой осуществляются регулирование поведения членов общества в сфере права, соответствующий контроль. В последующем, в соответствии с требованиями права, закона юристы оценивают поведение людей в процессе правоприменительной деятельности. На обеспечение правомерного поведения в конечном счете нацелена и работа юристов по профилактике правонарушений, правовому воспитанию населения.

Так как основная задача профессионально-юридической деятельности заключается в преобразовании, регулировании, обеспечении, закреплении, охране и восстановлении отношений между людьми, то эти отношения, включенные в конкретный юридический процесс, и являются ее первичным непосредственным предметом. Поскольку же люди вступают в отношения друг с другом для удовлетворения своих потребностей, то в качестве вторичного предмета профессионально-юридической деятельности могут выступать разнообразные предметы, процессы и состояния природной и социальной среды, объективной и субъективной реальности, материальные и нематериальные блага.

Основной социальной целью юристов является повсеместное установление режима законности, обеспечение устойчивого правопорядка.

В качестве одной из важнейших целей профессиональных юристов необходимо рассматривать защиту ими законных прав и интересов личности, поскольку это органично вытекает из природы правового государства.

Под средствами труда обычно понимаются предметы, явления, процессы, с помощью которых обеспечивается достижение цели, получение необходимого результата. Юристами они используются для исследования фактов общественной жизни, вынесения и оформления решений, анализа нормативно-правовых, правоприменительных, интерпретационных актов, изучения материалов юридической практики, совершения самых разнообразных действий.

Набор средств, используемых юристами исключительно велик. Прежде всего это правовые средства, элементы механизма правового регулирования, т. е. нормы закона, индивидуальные предписания и веления, договоры, средства юридической техники и т. д. В качестве средств профессионально-юридической деятельности могут быть рассмотрены и совершаемые юристами действия и операции. Все более широкое использование получает в работе юристов компьютерная техника, хотя и далеко не в такой мере, как хотелось бы.

В качестве самостоятельных элементов содержания юридической деятельности в юридической литературе рассматриваются способы совершения тех или иных действий и операций. Способ – это конкретный путь достижения намеченной цели (результата) с помощью конкретно данных средств и при наличии определенных условий и предпосылок профессионально-юридической деятельности. Способы накладывают отпечаток на выбор и специфику использования средств, обусловливают стиль деятельности юристов, характер их воздействия на общественные отношения и конкретных участников процесса. Они могут быть официальными и неофициальными, административно-волевыми и договорными, научными и практическими, обязательными и рекомендательными, принудительными и поощрительными, запретительными и воспитательными, тайными и гласными. Система определенных средств образует в своей основе профессионально-юридическую технику, а система способов – тактику.

Не менее важное значение имеет и такая характеристика юридической профессии, как условия труда. Подобные условия во многом сказываются на формировании и функционировании профессионально-юридической группы, деятельности правоохранительных и других юридических органов.

Условия труда юристов можно разделить на две группы. К первой группе относятся производственные (материальные) условия, которые включают в себя уровень технической оснащенности труда, его интенсивность, степень затраты энергии. Производственные условия – это санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические, социально-психологические элементы.

Вторая группа включает совокупность всех условий, необходимых для жизни юриста как субъекта труда, т. е. речь идет о социально-экономических условиях. Это комплекс факторов, которые обусловливаются общественно-экономическим строем, совокупностью производственных отношений, уровнем развития производительных сил, общественным устройством труда. Эти факторы отражаются и реализуются в законодательстве о труде и статусе юристов, системе их материального и морального стимулирования, в регламентации условий труда, участии юристов в управлении общественными и государственными делами, а также в жизни своей социально-профессиональной группы.

С определенными методологическими трудностями связано исследование форм профессионально-юридической деятельности, что объясняется прежде всего их множественностью.

С учетом сказанного необходимо выделять внутреннюю и внешнюю формы профессионально-юридической деятельности. Внешней формой ее выражения выступают прежде всего принимаемые юристами акты-документы. Внутренняя же форма выступает как форма организации, внутренней связи элементов профессиональной деятельности и содержания. В силу своей значимости внутренняя форма профессионально-юридической деятельности регламентируется правом, т. е. приобретает юридическую процессуальную форму. Как известно, ту роль, которую в законодательных органах играют порядок дня и регламент, в судах играет судопроизводство.

Следует отметить, что существование процессуальной формы работы юристов обусловлено объективно. Прежде всего это связано с властным, как правило, характером профессионально-юридической деятельности. Процессуальная форма закладывает программу, алгоритм профессиональной деятельности юристов, обеспечивает порядок, последовательное, целеустремленное достижение результата.

Наконец, в качестве формы юридической деятельности могут быть рассмотрены ее специализированные виды: судебная, прокурорская, адвокатская, нотариальная, следственная и т. д.

Сущность и социальная направленность юридической профессии особенно отчетливо проявляются в функциях юристов как социально-профессиональной группы. Генеральная функция юридического сообщества – профессиональное обеспечение механизма правового регулирования. Это предполагает включение всех основных направлений работы юристов, связанных с правотворчеством, применением права, профилактикой правонарушений, правовым воспитанием.

В ходе реализации правотворческой функции задача юристов заключается прежде всего в том, чтобы перевести на язык правовых категорий и норм потребности всего общества или экономически господствующего класса, способствовать трансформации этой воли в государственную путем закрепления в законе. Не менее важно для юристов обеспечить и непротиворечивость системы действующего права, законодательства. Возможность достижения этого объясняется тем, что у юристов как у профессионалов значительно выше, чем у представителей других социальных групп, способность к приему, переработке, хранению и использованию правовой информации.

Важная функция юридической профессии – правоприменительная деятельность. В этой сфере задействована большая часть профессиональных юристов, занимающихся организацией претворения в жизнь положений законодательства. Применение права – важнейшее звено в системе правового регулирования.

Следующим важным направлением профессионально-юридической деятельности является профилактика правонарушений.

Самостоятельное направление профессиональной юридической деятельности представляет собой и правовое воспитание населения. Профессиональная деятельность юристов, исходя из ее сущности, имеет огромное воспитательное значение. В современных условиях правовая культура – необходимая предпосылка формирования правового государства, осуществления правовой реформы и в этой связи возрастает значение деятельности юристов-профессионалов по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

2. К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, относятся: обладание глубокими и прочными теоретическими знаниями, современным правовым и экономическим мышлением, способностью разбираться в политических течениях и государственной политике, знание действующего законодательства, умение применять знания в своей практической профессиональной деятельности; владение практическими навыками по специальности.

Юрист должен обладать знаниями по общетеоретическим и отраслевым юридическим наукам. Знать и применять действующее законодательство.

Обязательным требованием к профессии юриста является знание политической системы, действующей в нашем обществе; взаимных прав и обязанностей государства и личности; правового статуса гражданина; национально-государственного устройства России; избирательной системы; порядка формирования государственных органов, их правового статуса и деятельности, а также знать правовой статус общественных объединений и иных формирований граждан.

Специальность юриста требует знания способов уяснения и разъяснения правовых норм, их реализации, процедуры принятия и исполнения юридических решений, совершения действий, имеющих правовое значение.

В зависимости от специализации юриста, он обязан в совершенстве знать отраслевое законодательство и практику его реализации. Так, государственно-правовая специализация требует от юриста глубокого знания конституционного и административного права, порядка организации органов государственной власти и управления, их правового положения, форм и методов работы, практики применения норм указанных отраслей права. Юрист, специализирующийся в области уголовного права, обязан знать виды, функции и структуру правоохранительных органов, органов дознания и предварительного следствия и судебно-экспертных учреждений; уголовно-процессуальный порядок; методику и тактику дознания и предварительного следствия; приемы, методы и способы применения и использования криминалистической и специальной техники; порядок составления и оформления процессуальных и иных служебных документов; способы выявления причин и условий преступности; методы ведения профилактики преступлений. Юрист, специализирующийся в гражданско-правовой сфере обязан глубоко знать основы экономической деятельности, гражданское, хозяйственное, финансовое, семейное законодательство и практику его применения.

Юрист должен уметь: обеспечивать законность в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, соблюдение государственной, трудовой, договорной, финансовой и иной дисциплины; вскрывать, устанавливать и доказывать факты преступлений и иных правонарушений; в точном соответствии с законом определять виды ответственности и применять меры наказания к виновным; толковать и применять законы и иные правовые акты; квалифицировать юридические факты и обстоятельства, принимать правовые решения, совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять контроль и надзор за исполнением законов и других правовых актов, принимать меры по предупреждению, пресечению нарушения прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; обеспечивать строгое соблюдение установленного порядка рассмотрения обращений граждан; проводить работу по предупреждению преступлений и иных правонарушений, укреплению правопорядка; осуществлять пропаганду правовых знаний и правовое воспитание граждан, оказывать им юридическую помощь; уметь свободно ориентироваться в специальной юридической литературе и законодательном материале; применять в своей работе достижения науки и техники; а также использовать положительный практический опыт.

Юрист обязан обладать навыками: по составлению и оформлению юридических иных служебных документов, использованию и применению криминалистической, специальной, компьютерной и иной техники, а также навыками публичных выступлений.

Тема 6. Этика юриста.

1." Личностные требования, предъявляемые к юристу.

2." Профессиональное поведение юриста.

1. Этика (лат. ethica ‹ гр. ēthos обычай, характер) – 1) учение о морали как одной из форм общественного сознания, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни; 2) система норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы[3].

В связи с выше приведенным определением вполне уместным представляется вести речь о профессиональной этике юристов.

В жизни люди в своем поведении руководствуются как юридическими нормами, так и нормами морали.

Отдельные профессии, однако, вызывают к жизни специфические нравственные требования. К ним относится и профессия юриста. Это вызвано тем, что, например, судьи, прокуроры, сотрудники органов внутренних дел имеют дело с решением реальных людских проблем, на чаше весов иногда оказывается судьба конкретного человека.

Нравственные принципы деятельности юристов затрагивают отношение юристов к Родине, отношения между самими юристами и отношение юриста к себе.

Юрист призван реализовывать на практике государственную волю, выраженную в различных формах (источниках) права, он является «слугой» российского права, выступает активным борцом за идеалы и принципы законности.

Решая самые деликатные, нравственно-сложные вопросы, юрист должен иметь в виду, что именно законы в обобщенной концентрированной форме выражают волю народа, основные направления этой политики, обеспечивают движение общества по заданному курсу.

Моральный долг юристов - работать на началах делового сотрудничества. Следует иметь в виду, что в каждой юридической специальности есть свои специфические задачи. Иногда непосредственные интересы юристов разных специальностей в ходе выполнения профессиональных обязанностей могут даже расходиться, противостоять друг другу (например, интересы обвинителя и защитника по уголовному делу). Однако вне зависимости от поставленной задачи юристы должны понимать, что конечной целью их деятельности является служение идеалам законности.

Юристы также не вправе ради профессиональной солидарности идти на беспринципные компромиссы, забывать свой профессиональный долг.

Юрист должен быть добрым, внимательным, чутким к людям, отличаться высокой культурой поведения, иметь развитое чувство такта.

Гражданская позиция юриста имеет большое значение при социальной оценке фактов, событий, имеющих юридическое значение, при выборе вида и меры принудительного воздействия (меры пресечения правонарушения, процессуального обеспечения и др.) к правонарушителю, при избрании и применении к виновному установленного рамками закона наказания. Чрезмерно строгая установка юриста может привести к расширению им сферы действия уголовного закона, к применению более строгих мер наказания. Умеренная установка может выразиться в ограничении сферы действия уголовного закона и в смягчении наказания. Либеральная установка юриста может привести к необоснованному проявлению «гуманизма» в отношении к правонарушителю.

2. Какими бы видами юридической работы не занимались государственные служащие, они должны выработать в себе чувство высокой моральной ответственности за осуществление возложенных на них государственных задач. Так, работники прокуратуры наряду с борьбой за охрану законности должны обладать объективностью, строго и внимательно относиться к людям, исключить из своей деятельности формализм, бездушие, не раздражаться при выслушивании возражений, не считать свое мнение нерушимой истиной, быть строгими к своим суждениям.

Для судей особо важна строгость поведения. Он обязан быть ровным и тактичным со всеми не должен выражать свое неуважение к тому или иному участнику процесса.

Этическая сторона в деятельности следователей в ряде случаев настолько существенна, что соответствующие нравственные требования закрепляются в юридических нормах. Например, следователь не должен в присутствии участников обыска и выемки писем и иных документов, носящих сугубо личный, интимный характер высказывать свое мнение по этому вопросу и т. д.

Своеобразны этические правила деятельности адвокатов. Это обусловлено особым положением адвокатуры как самодеятельной организации профессионалов – адвокатов, а также особенностями их функций, направленных на юридическое обслуживание интересов граждан, доверительностью их отношений с клиентами.

Правила взаимоотношений адвокатов с органами, в которых они представляют интересы клиентов (прежде всего судами), требуют в первую очередь, чтобы эти взаимоотношения протекали в рамках установленных процессуальных форм.

Нравственные правила взаимоотношений адвокатов между собой базируются на принципе делового сотрудничества. Адвокат обслуживает своих клиентов по правовым вопросам и поэтому обязан при необходимости оспаривать мнение своих коллег. Однако во всех случаях адвокаты обязаны оставаться защитниками, не превращаясь в обвинителей; они должны по отношению друг к другу проявлять необходимую сдержанность, умеренность и такт. Нравственные правила взаимоотношений адвокатов с клиентами направлены в первую очередь на то, чтобы обеспечить надлежащую и полную защиту интересов клиентов. Осуществляя эту защиту, адвокат обязан использовать все допустимые законом средства. Адвокат не должен пренебрегать оказанным ему подсудимым доверием, обязан согласовывать с подсудимым общий план и конкретные способы защиты, а по гражданским делам – обоснование иска или возражения против него. Адвокату следует быть предельно честным с клиентами, не давать несбыточных обещаний.

Таким образом, к необходимым личностным качествам юриста следует отнести: высокую гражданственность, интеллектуальность, нравственность, развитое чувство долга и ответственность за исполнение своих обязанностей, принципиальность и независимость в принимаемых решениях, преданность своему делу, чувство непримиримости с правонарушениями, справедливость, гуманистическая направленность, профессиональная этика, личная безупречность, общительность (коммуникабельность).

Тема 7. Виды юридической работы.

1. Профессия следователя.

2. Профессия прокурора.

3. Профессия судьи.

4. Профессия адвоката.

5. Профессия нотариуса.

6. Профессия юрисконсульта.

1. В зависимости от содержания юридической работы, сферы ее применения, форм и методов ведения она делится на соответствующие виды. К основным видам относятся: правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершение нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Соответственно видам юридической работы выделяются следующие юридические специальности: следователь, прокурор, судья, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

Следователь. Должностное лицо органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры, назначенное в установленном порядке и наделенное исключительной функцией производства предварительного следствия, т. е. правом совершения действий, состоящих в выяснении совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, и решения вопроса о предъявлении конкретному лицу обвинения в совершении преступления. Предварительное следствие начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращения уголовного дела.

Для выполнения своих функциональных обязанностей следователь наделен соответствующими правами, он обладает процессуальной независимостью и самостоятельностью. Следователь обладает полномочиями по вызову и обеспечению явки обвиняемых (подозреваемых), потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей. Он вправе потребовать документы, назначать ревизии и экспертизы. Следователь правомочен производить задержание и применять меры пресечения, а также признать меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества; давать обязательные поручения о производстве следственных и розыскных действий. Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан.

Все решения следователь принимает самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда требуется санкция прокурора. К таким случаям относятся: заключение под стражу, арест, обыск, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях и др.

Работа следователя сопряжена с ответственностью. Следователь, прямо или косвенно заинтересованный в исходе дела должен устраниться от участия в нем; в противном случае ему заявляется отвод, который также может быть заявлен и в результате допущенных нарушений закона.

2. Прокурор. Должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание.

Прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры и постановления судов.

На должности прокуроров района, города в установленном порядке назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 3 лет.

Прокуроры обязаны в установленном порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных объединений и принимать меры к своевременному восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили.

При осуществлении функций, прокурор в пределах своей компетенции: истребует для проверки соответствия закону приказы, инструкции и иные акты, издаваемые министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами; требует от руководителя необходимые документы, статистические и иные сведения; требует от должностных лиц объяснений по поводу нарушений закона; опротестовывает незаконные акты либо обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; привлекает виновных к ответственности; принимает меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона; вносит представления в органы и организации, а также должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих их совершению.

Прокурор проверяет весь доказательственный материал по делу, поступившему от следственных органов с обвинительным заключением. Прокурор имеет право отменить незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Он вправе отстранить следователя от дальнейшего ведения расследования, если допущены нарушения закона. Прокурор возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; приостанавливает производство по уголовным делам; утверждает обвинительные заключения и направляет уголовные дела в суд.

Прокурор наделен правом участвовать в рассмотрении дел в судах. Он, в частности, дает заключения по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания, поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда и т. д..

3. Судья. Должностное лицо, назначенное Президентом России в установленном законом порядке в состав судебного органа для осуществления правосудия на профессиональной основе, а также мировой судья, назначенный (избираемый) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираемый населением соответствующего судебного участка.

Согласно действующему законодательству судьей может быть назначен гражданин, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Судьями высших судов могут быть граждане, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Судьей военного суда может быть гражданин, достигший 25 лет, состоящий на действительной военной службе, имеющий высшее юридическое образование и воинское звание офицерского состава.

Судья судов общей юрисдикции председательствует в заседаниях при рассмотрении гражданских, административных, уголовных и иных дел, а также при рассмотрении жалоб на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Судья единолично рассматривает ряд дел об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, злостное неповиновение сотруднику милиции, народному дружиннику, военнослужащему при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка и др.).

Правовой статус судьи характеризуется независимостью, несменяемостью, неприкосновенностью судей, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел.

Судья имеет право: требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, вносить представления в государственные органы, общественные организации, должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений; запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров. Указанные органы и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы.

Неприкосновенность судей гарантируется Конституцией и выражается в особом порядке, зафиксированном в законодательстве, лишения судей их полномочий, особом порядке привлечения к уголовной ответственности, аресту, а также особом порядке дисциплинарной ответственности судей, установлением правила, согласно которому не допускается задержание или применение мер административного взыскания в отношении судьи. Судья может быть досрочно лишен своих полномочий за нарушение законности или совершение порочащего поступка, несовместимых с его высоким званием, не иначе как в соответствии с Указом Президента РФ, а также в результате вынесенного обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу. На мировых судей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.

Судья арбитражного суда должностное лицо, разрешающее, в основном, экономические споры. Рассмотрение споров построено в основном на началах согласования, на учете интересов сторон.

4. Адвокат. Юрист, член коллегии адвокатов, в задачу которого входит оказание помощи гражданам и организациям; дача консультаций и разъяснений по правовым вопросам, устных и письменных справок по законодательству; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных правонарушениях и уголовных преступлениях. Важная роль принадлежит адвокату в деятельности органов предварительного следствия и суда. Адвокат допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Адвокат выступает в суде в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.

Права и обязанности адвоката при выполнении поручений регламентируются законодательством об адвокатуре, уголовно-процессуальным и иным законодательством.

Адвокатом может быть гражданин, имеющий юридическое образование и стаж работы в качестве юриста не менее 2 лет.

К профессиональным обязанностям адвоката относятся: доверительный характер отношений с клиентом; строгое соблюдение профессиональной тайны, он не может разглашать сведения, сообщенные ему клиентом; адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя потерпевшего, истца, ответчика. Труд адвоката оплачивается из средств, поступающих от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь.

5. Нотариус. Лицо, совершающее нотариальные действия, т. е. действия, придающие юридическую силу договорам, документам, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой.

Нотариусы наделены правом совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки, факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенном на фотографии, время предъявления документов; выдавать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; налагать и снимать запрещения отчуждения имущества; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах; верность перевода документов с одного языка на другой; передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принимать в депозиты денежные суммы и ценные бумаги, документы на хранение; совершать исполнительные надписи, протесты векселей; предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков и др. Государственные нотариусы имеют право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.

Нотариусы независимы.

6. Юрисконсульт работник правовой службы органов государственной власти, предприятий, социально-культурных учреждений, организаций.

Главной задачей юрисконсульта является использование правовых средств для обеспечения высокой эффективности деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций при соблюдении законности. На юрисконсульта возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых руководством; дача заключений по правовым вопросам; составление юридических документов; участие в подготовке проектов договоров и соглашений, заключаемых с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями, и их визирование; информация членов трудовых коллективов о текущем законодательстве и оказание им правовой помощи; ведение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах дел, по которым орган, предприятие, учреждение, организация выступают в качестве истца или ответчика; предъявление претензий при поставке недоброкачественной продукции и некомплектного оборудования, заявление претензий транспортным организациям по поводу недостачи, порчи грузов и т. д.

Тема 8. Юридическая техника: понятие, виды, особенности.

1." Понятие и значение юридической техники. Основные требования, предъявляемые к юридической технике.

2." Юридическая техника документального выражения содержания правового акта. Рекомендации по правильному использованию приемов юридической техники.

1. Под юридической техникой понимается совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях достижения их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст юридического документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия нормотворца.

Юридическая техника представляет собой так называемые деловые обыкновения, т. е. действия и приемы, сложившиеся в ходе правотворческой деятельности. Они могут быть закреплены в специальных нормативных актах, но могут действовать и на основе сложившихся обычаев. Правила подготовки текстов юридических документов весьма разнообразны и многочисленны.

Юридическая техника должна отвечать следующим основным требованиям:

•" регулирование соответствующей сферы отношений в достаточно полном объеме;

•" конкретность регулирования, недопустимость декларативности;

•" логичное изложение материала, связь нормативных предписаний между собой;

•" правильное использование юридических конструкций;

•" оправданное использование тех или иных способов изложения элементов правовых норм;

•" нецелесообразность повторения положений, изложенных в нормативно-правовых актах органов власти вышестоящего уровня;

•" точность и определенность применяемой юридической формы: формулировок, выражений, отдельных терминов;

•" ясность и доступность языка для адресата при изложении документов;

•" использование апробированных, устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое применение;

•" максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность формулировок;

•" системность построения документов: цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей, логическая последовательность изложения;

•" унификация, единообразие формы и структуры юридического документа, способов изложения правовых предписаний.

Таким образом, правильное использование приемов юридической техники основано на единстве формы и содержания юридического документа, его «духа» и «буквы».

2. Одним из важных средств юридической техники является распределение нормативного материала внутри акта в определенном порядке, его деление на части и их согласование. Можно сформулировать следующие рекомендации по правильному использованию приемов юридической техники.

Правильное и полное использование юридических конструкций. Юридические конструкции рассматриваются как способы сочетания прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов и т. п. в тексте юридического документа. В качестве специального компонента в его тексте должны быть в необходимых случаях и специальные правовые средства, обеспечивающие соблюдение документа (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т. п.).

Юридические конструкции — это своеобразные модельные построения прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, в которые облекается «юридический материал». Так, в уголовном праве действует принцип презумпции невиновности, в гражданском праве — принцип презумпции виновности. Исходя из этих принципов, все участники правоотношений наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей.

Правильное использование юридических конструкций проявляется, в частности, в стиле их изложения.

Использование правовых принципов. Презумпция — это признание наличия или отсутствия определенных фактов, связей, обстоятельств и т. п. К средствам юридической техники можно отнести только неопровержимые презумпции.

Пример. Презумпция невиновности в уголовном праве, презумпция недееспособности лица, не достигшего определенного законом возраста.

Использование правовых фикций, т. е. несуществующего положения, признанного законодателем существующим и ставшим в силу этого общеобязательным.

Пример. В соответствии со ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Необходимость фикций обусловлена тем, что они вносят четкость и определенность в регулирование общественных отношений, в правовое положение личности.

Последовательная дифференциация норм материала. Подавляющее большинство правовых актов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала. Первичной структурной единицей подразделения нормативного акта является статья, иногда используются термины «пункт» или «параграф». Статья должна охватывать однородный материал. Статья, включающая несколько юридических предписаний, имеет внутренние подразделения, которые обычно начинаются с красной строки и называются частями, реже — абзацами. Подразделения внутри единого нормативного положения (например, при перечислении) именуются обычно пунктами.

Единство и внутренняя логика нормативного документа. Материал в нормативном документе должен быть согласован во всех частях и расположен в логической последовательности. Нормативные документы не только не должны иметь каких-либо противоречий, но и быть едиными с точки зрения используемых в них средств юридической техники (нормативное изложение, юридические конструкции, отраслевая типизация, терминология).

Кроме того, нормативный документ нуждается и во внешнем единстве, что выражается, например, в единой нумерации статей. Нумерация должна быть стабильной; все изменения и дополнения должны сопровождаться точной ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Причем добавление новой статьи в действующий законодательный акт не влечет перенумерации всех статей. Если возникает необходимость вставить статью, то к ее номеру, повторяющему номер предыдущей статьи, добавляется индекс.

Это же правило распространяется и на случаи, если требуется вставить главу (раздел) в уже действующий документ.

Наличие индекса не означает умаления юридической силы статьи, такая статья является равноправной с остальными.

Обеспечение необходимого удобства в использовании нормативного документа. В нормативных документах следует избегать примечаний к статьям. Особое внимание следует уделять заголовкам (названиям) разделов, глав, статей. Заголовок должен соответствовать содержанию акта.

Доступность и убедительность правовых актов. Это предполагает максимальную простоту и понятность языка документа.

Реквизиты юридического документа. В настоящее время не выработаны единые требования ко всем типам юридических документов, однако можно назвать следующие обязательные реквизиты любого юридического документа: наименование документа, наименование принявшего документ органа или лица, заголовок (название) документа, дата и порядковый номер документа, фамилия и должность подписывающего, печать или бланк (в отдельных случаях).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пренатальная диагностика наследственных заболеваний | Внутреннее структурное построение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.32 сек.