Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интегрированные информационные технологии общего назначения 2.1. Информационные технологии электронного офиса




Word - текстовый процессор - наиболее широко используемое приложение, так как писать и оформлять тексты требуется многим пользователям. Раньше подобные про­граммы назывались текстовыми редакторами, но сегодня этот термин не отражает предос­тавляемые ими возможности.
Excel - табличный процессор - предоставляет технологии для выполнения эконо­мических расчетов над данными, записанными в табличном виде. Он позволяет состав­лять отчеты разнообразных форм, наглядно представлять табличные данные в виде гра­фиков, диаграмм. С помощью его можно осуществлять интеграцию элементов текстового и графического редакторов, гипертекстовой технологии. Примерами применения Excel являются задачи учета, планирования, статистики, вычисления аналитических данных.
Access - система управления базами данных - реализует технологии структури­рования информации посредством гипертекстовой технологии. Он работает с таблицами, что и Excel, но при этом данные могут быть связаны между собой перекрестными гипер- текстовыми ссылками, что позволяет выполнять различные запросы. Access относится к классу «настольных» систем управления базами данных (СУБД) и может использоваться для создания локальных баз данных, каталогов по различным тематикам.
PowerPoint - подготовка презентаций - предоставляет средства для подготовки презентаций лекций и выступлений, иллюстративного материала, для визуального ото­бражения основных тезисов текстовых докладов. Подобные программы появились недав­но. Они основаны на синтезе текстовых и графических редакторов с гипертекстовой и мультимедийной технологиями. С помощью Power Point можно подготовить слайды для выступления, графические заставки для видеофильмов и т.д.
Outlook Express - почтовая система и персональный диспетчер - обеспечивает технологии обмена данными между удаленными пользователями. Он включает адресную книгу, дневник текущих записей, еженедельник для планирования деятельности, элек­тронную почту и другие технологии. С его помощью можно осуществить конвергенцию (слияние, объединение) текстового процессора, электронной почты, технологий индиви­дуального и группового планирования заданий. При работе в одной локальной сети с его помощью можно просмотреть расписание мероприятий сотрудников и выбрать наиболее удобное для всех время проведения совместных мероприятий. При этом в каждом инди­видуальном плане тут же появится уведомление о запланированном событии.
FrontPage - технология создания и поддержки web-узлов. Web-узел - набор спе­циально оформленных web-страниц, связанных между собой перекрестными гипертексто­выми ссылками. FrontPage позволяет приобрести навыки в освоении первых шагов web-дизайна и создать web-узел в локальной сети и интернет.

Publisher - настольная издательская система - выполняет многие технологии Word (формирование содержания документа). Результатом ее работы является документ в виде высококачественного полиграфического издания: красочные буклеты, каталоги, при­гласительные билеты, меню для приемов, поздравительные адреса и т.д.
PhotoDraw - редактор деловой графики и изображений - позволяет создавать и редактировать изображения: фото, презентации, дизайн Web-узла, печатных изделий и т.д. Для обработки графических образов созданы графические процессоры.
Во всех приложениях используется технология OLE (Object Linking and Embed­ding - привязка и встраивание объектов), которая позволяет связывать объекты, созданные разными приложениями в единый документ. При этом объектом может являться само приложение, текст, документ, рисунок, таблица и т.д.
Технология OLE обеспечивает перемещение и формирование составных документов из разных приложений. Возможны две составляющие этой технологии: привязка и встраи­вание. Если один объект привязан к другому, то изменение оригинала приводит к измене­нию привязанного объекта. Если объект привязан к нескольким документам, то изменения оригинала вносятся во все привязанные объекты. Если объект встроен в документ, то из­менения оригинала не приводят к изменению встроенного объекта. Привязанные и встро­енные объекты можно редактировать в объединенном документе (не в оригинале).

^ 2.2. Технологии обработки графических образов
Потребность использования графиков, диаграмм, схем, рисунков, этикеток в произвольный текст или документ вызвала необходимость создания графических процессо­ров. Графические процессоры представляют собой инструментальные средства, позво­ляющие создавать и модифицировать графические образы с использованием следующих типов информационных технологий:

  • коммерческой графики;
  • иллюстративной графики;
  • научной графики;
  • когнитивной графики.


Информационные технологии коммерческой или деловой графики обеспечивают отображение информации, хранящейся в табличных процессорах, базах данных и отдель­ных локальных файлах в виде двух- или трехмерных графиков, круговой диаграммы, столбиковой гистограммы, линейных графиков и др. Они включаются в состав офисных приложений, многих интегрированных технологий и систем.

Информационные технологии иллюстративной графики позволяют создавать ил­люстрации (деловые схемы, эскизы, географические карты и т.д.) для различных тексто­вых документов в виде регулярных структур - различные геометрические фигуры (так на­зываемая «векторная графика») и нерегулярных структур - рисунки пользователя («растровая графика»). Процессоры, реализующие иллюстративную растровую графику, дают возможность пользователю выбрать толщину и цвет линий, палитру заливки, шрифт для записи и наложения текста, включить созданные ранее графические образы. Кроме этого, пользователь может стереть, разрезать рисунок и перемещать его части, создавать и просматривать изображения в режиме слайдов, спецэффектов, оживлять их. Эти средства включены в офисные приложения PowerPoint, FrontPage и обеспечиваются графическими процессорами Visio, Corel Draw, Adobe, PhotoShop, 3d Studio и др.

ИТ научной графики предназначены для оформления научных расчетов, содержащих химические, математические и прочие формулы, а также могут быть использованы в картографии и других сферах. Для их реализации используются средства векторной и когнитивной графики..

Когнитивная графика — совокупность приемов и методов образного представле­ния условий задачи, которая позволяет сразу увидеть решение либо получить подсказку для его нахождения. Она реализует информационное моделирование для создания Вирту­альной действительности. Само информационное моделирование возникло в 1953 г., когда физики для изучения колебаний атомной решетки создали на ЭВМ виртуальный мир ато­ма. В результате с помощью информационных технологий был создан научный инстру­мент, который позволяет получать знания о том, что нельзя непосредственно наблюдать, экспериментально проверять или предсказывать с помощью теорий. Когнитивная графика позволяет образно представить различные математические формулы и закономерности для доказательства сложных теорем. Открывает новые возможности для познания законов функционирования сознания - этой наиболее сложной и сокровенной тайны мироздания.

Когнитивные компьютерные средства представляют собой комплекс виртуальных устройств, программ и систем, реализующих совокупную обработку зрительной инфор­мации в виде образов, процессов, структур, позволяющих средствами диалога реализовать методы и приемы представления условий задачи или подсказки решения в виде зритель­ных образов. Виртуальное устройство является функциональным эквивалентом устройства, предоставляемого пользователю независимо от того, имеется ли данное устройство в системе или нет.

Когнитивная графика используется в интеллектуальных информационных техноло­гиях, системах поддержки принятия управленческих решений, прогнозировании биржевого рынка и т.д.

2.3. ^ Гипертекстовая технология
Способ хранения информации в виде отчетов, докладов, файлов и т.д. не удобен, так как приводит к значительным потерям времени при поиске связанных единой1 темати­кой или смыслом данных. Поэтому был разработан метод размещения информации по принципу ассоциативного мышления. Он заключается в построении смысловых (ассоциа­тивных) связей между сходными, близкими понятиями, темами, идеями. Этот метод был реализован в шестидесятых годах прошлого столетия Теодором Нельсоном и назван ги­пертекстовой технологией. Текст, представленный посредством гипертекстовой техноло­гии, называют гипертекстом.

Обычно любой текст в компьютере представляется как одна строка символов, ко­торая читается в одном направлении, то есть он не имеет структуры. Гипертекстовая тех­нология заключается в том, чтобы представить его в виде иерархической структуры типа графа или сети. Для этого материал текста делится на фрагменты (страницы, статьи, фай­лы), которые тоже могут не иметь структуры. Каждый фрагмент дополнен связями с дру­гими фрагментами, что позволяет уточнить информацию об изучаемом предмете и дви­гаться по тексту в одном или. нескольких направлениях по выбранным связям.

При установлении Связей можно опираться на разные основания (ключи). Ключи, должны отражать смысловую, семантическую близость связываемых фрагментов. Факти­чески ключ является именем фрагмента, на который надо перейти. Следуя по ключу можно получить более подробные или сжатые сведения об изучаемом объекте. При этом можно читать весь текст, или осваивать материал, пропуская известные подробности. Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися фрагментами, или убирать ненужные сведения. Структура текста (базы данных, любого другого материала) не разрушается, и во­обще у гипертекста нет раз и навсегда заданной структуры. Таким образом, гипертексто­вая технология - это технология представления неструктурированной свободно на­ращиваемой информации. Этим она отличается от других технологий, где создаются модели структурирования данных, например, в базах данных.

Обработка гипертекста открыла новые возможности освоения информационного материала, отличающиеся от традиционного. Вместо поиска информации по ключу (на­пример, по запросу в базах данных) гипертекстовая технология предлагает перемещение по ключу от одних объектов информации к другим с учетом их смысловой, семантической близости.

Гипертекстовая технология ориентирована на обработку информации не вместо человека, а вместе с человеком, т. е. становится авторской. Удобство ее использования состоит в том, что пользователь сам определяет подход к изучению или созданию мате­риала с учетом своих индивидуальных способностей, знаний, уровня квалификации и подготовки. Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска для перемещения.

Структурно гипертекст состоит из информационного материала, тезауруса гипер­текста, списка главных тем и алфавитного словаря.

Информационный материал подразделяется на информационные статьи, состоящие из заголовка статьи и текста. Информационная статья может представлять собой файл, закладку в тексте, web-страницу. Заголовок (имя файла) - это название темы или наименование описываемого в информационной статье понятия. Текст информационной статьи содержит традиционные определения и понятия, то есть содержит описание темы.
В тексте информационной статьи выделяются ключи, или гиперссылки, являю­щиеся заголовками связанных информационных статей, в которых может быть дано опре­деление, разъяснение или обобщение выделенного понятия. Ключи должны визуально от­личаться (подсветка, выделение, другой шрифт и т.д.) от остального текста. Ключом может служить слово или предложение. Они обеспечивают ассоциативную, семантиче­скую, смысловую связь или отношение между информационными статьями.

Тезаурус гипертекста - это автоматизированный словарь, отображающий семан­тические отношения между информационными статьями и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию. Термин «Тезаурус» был введен для названия энцик­лопедии. С латыни этот термин переводится как сокровище, запас, богатство.

Тезаурус гипертекста состоит из тезаурусных статей. Тезаурусная статья имеет заголовок и список заголовков родственных тезаурусных статей, где указаны тип родства и заголовки информационных статей. Заголовок тезаурусной статьи совпадает с заголовком информационной статьи. Тип родства или отношений определяет наличие или отсутствие смысловой связи. Существуют референтные и организационные типы связи родства, или отношений.

Референтные отношения указывают на смысловую, семантическую, ассоциатив­ную связь двух информационных статей. В информационной статье, на которую сделана ссылка, может быть дано определение, разъяснение, понятие, обобщение, детализация по­нятия, выделенного в качестве ключа. Референтные отношения реализуют семантическую связь типа: род - вид, вид — род, целое — часть, часть — целое. Пользователь получает бо­лее общую информацию по родовому типу связи, а по видовому - более детальную ин­формацию без повторения общих сведений из родовых тем. Тем самым глубина индекси­рования текста зависит от родо - видовых отношений.

К организационным отношениям относятся те, для которых нет ссылок с отноше­ниями род - вид, целое - часть, то есть между информационными статьями нет смысло­вых связей. Они позволяют создать список главных тем, оглавление, меню, алфавитный словарь.

На основе референтных и организационных отношений может быть построена ги­пертекстовая модель текста (не структурируемого материала). Гипертекстовая модель изображается в виде сети или графа. Модель референтных отношений обычно изобража­ется сетью. Модель организационных отношений изображается в виде графа или сети. В вершинах сети или графа (узлах) находятся заголовки информационных статей (имена файлов, страниц, закладок). Ребро определяет ключ связи (гиперссылку) и является име­нем заголовка другой информационной статьи, на которую надо перейти для просмотра материала. В-результате строится список заголовков тезаурусной статьи, и одновременно ключ становится указателем информационной статьи в этом списке. Тем самым тезаурус гипертекста реализует поисковый аппарат по смысловым и организационным связям.

Тезаурус гипертекста может содержать не только простые, но и составные ссылки. Они образуют неявные ссылки. Примером их использования служат тематические катало­ги для поиска в сети интернет.

Формирование тезаурусных статей в соответствии с моделью гипертекста означает индексирование текста. Полнота связей, отражаемых в модели, и точность установления этих связей в тезаурусных статьях, в конечном итоге, определяют полноту и точность по­иска информационной статьи гипертекста.

Спцсок главных тем содержит заголовки информационных статей с организаци­онными отношениями. Обычно он представляет собой меню, содержание книги, отчета или информационного материала.,.

Алфавитный словарь содержит перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке. Он реализует организационные отношения.

Гипертексты, составленные вручную, используются давно. К ним относятся справочники, энциклопедии, а также словари, снабженные развитой системой ссылок.

Область применения гипертекстовых технологий очень широка. Первыми распро­страненными инструментами создания гипертекста стали приложения HyperCard, Quick­Time фирмы APPLE для персональных компьютеров Macintosh, приложение Linkway кор­порации IBM. В большинстве современных приложений гипертекст используется для построения перекрестных ссылок, например, во всех офисных приложениях. Вся помощь в приложениях (help) составляется с использованием гипертекстовой технологии. Гипертек­стовая технология конвергирована во многие информационные технологии и системы.

^ 2.4. Сетевые технологии
Одной из первых сетей, оказавших влияние на дальнейшее развитие сетевых тех­нологий, явилась ArpaNet (сеть АРПА), созданная пятьюдесятью университетами и фир­мами США. Она «родилась» в 1969 году, когда три ЭВМ в Лос-Анджелесе, Санта-Барбаре и Мендоу-Парке объединились в сеть. Затем она охватила всю территорию США, часть Европы и Азии. Сеть АРПА показала техническую возможность и экономическую целе­сообразность разработки больших сетей для более эффективного использования ресурсов ЭВМ и программного обеспечения.

Локальные вычислительные сети (ЛВС) получили наибольшее распространение с появлением персональных компьютеров. Они позволили поднять на новую ступень управление производственными объектами, повысить эффективность использования ре­сурсов ЭВМ, улучшить качество обрабатываемой информации, начать внедрение безбу­мажной технологии, создать новые технологии распределенной обработки информации. Объединение ЛВС и глобальных сетей позволило получить доступ к мировым информа­ционным ресурсам.

Введем ряд понятий.

ЭВМ, объединенные в сеть, делятся на основные и вспомогательные. Основные ЭВМ это ЭВМ пользователя (клиенты). Они выполняют все необходимые информаци­онно-вычислительные работы и определяют ресурсы сети. Вспомогательные ЭВМ (сер­веры) служат для преобразования и передачи информации от одной ЭВМ к другой по ка­налам связи и коммутационным машинам (host-ЭВМ). К мощности серверов предъявляются повышенные требования.

Сервер - это специализированный компьютер, выполняющий функции по обслу­живанию клиента. Сервер распределяет ресурсы системы: принтеры, базы данных, про­граммы, внешнюю память и т.д. Существуют сетевые, файловые, терминальные, серверы баз данных, почтовые и др.

Сетевой сервер поддерживает выполнение функций сетевой операционной систе­мы: управление вычислительной сетью, планирование задач, распределение ресурсов, доступ к сетевой файловой системе, защиту информации.

Клиент (клиентское приложение) - это приложение, посылающее запрос к сер­веру. Клиент отвечает за обработку и вывод информации, а также за передачу запросов серверу. ЭВМ клиента может быть любой. В настоящее время клиентом называют и поль­зователя, и его компьютер, и приложение.

Host-ЭВМ - сервер, установленный в узлах сети и решающий вопросы коммутации и доступа к сетевым ресурсам: модемам, факс-модемам, серверам и др.

Единицами обмена данными в сетях являются сообщения и пакеты. Сообщение - порция информации, представленная в виде последовательности символов и предназна­ченная для передачи по сети.

Пакет - часть сообщения, удовлетворяющая некоторому
стандарту.

Коммутационная сеть образуется множеством серверов и host-ЭВМ, соединенных каналами связи, которые называют магистральными, В качестве магистральных каналов выступают телефонные, оптоволоконные кабели, спутниковая связь, беспроводная радиосвязь и др.

По способу передачи информации вычислительные сети делятся на сети коммутации каналов, сети коммутации сообщений, сети коммутации пакетов и интегральные сети. Первыми появились сети коммутации каналов. Например, чтобы передать сообщение между клиентами В и Е (рис. 2.2) образуется прямое соединение, включающее каналы одной из групп: 3-5-7, 1-2-4-6, 1-2-5-7, 3-4-6. Это соединение должно оставаться неизменным в течение всего сеанса. При легкости реализации такого способа передачи информации его недостатки заключаются в низком коэффициенте использования каналов, высокой стоимости передачи данных, увеличении времени ожидания других клиентов.

При коммутации сообщений информация передается порциями, называемыми со­общениями. Прямое соединение обычно не устанавливается, а передача сообщения начи­нается после освобождения нужного канала, пока сообщение не дойдет до адресата. Host-ЭВМ осуществляет прием сообщений, сборку, контроль правильности передачи, маршрутизацию, разборку и передачу сообщения. Достоинством коммутаций сообщений является уменьшение стоимости передачи данных. Недостатками - низкая скорость передачи данных и невозможность проведения диалога между клиентами.


При коммутации пакетов обмен производится короткими пакетами фиксирован­ной структурой. Малая длина пакетов предотвращает блокировку линий связи, не дает рас­ти очереди пакетов в узлах коммутации. Она обеспечивает быстрое соединение, низкий уровень ошибок, надежность и эффективность использования сети.

Сети, обеспечивающие коммутацию каналов, сообщений и пакетов, называются интегральными. Они объединяют несколько коммутационных сетей. Часть интегральных каналов используется монопольно, то есть для прямого соединения как в сети коммутации каналов.

Международная организация стандартов установила семь уровней сети: (Модель OSI) физический, канальный, сетевой, транспортный, сеансовый, представительный и прикладной. Каждый уровень решает свои задачи и обслуживает расположенный над ним уровень. Правила взаимодействия разных систем одного уровня называют протоколом. Правила взаимодействия соседних уровней в одной системе - интерфейсом. Каждый протокол должен быть прозрачным для соседних уровней. Прозрачность - свойство передачи ин­формации, закодированной любым способом, понятное взаимодействующим уровням.


Сетевую технологию обеспечивает сетевая операционная система. Сетевой опера­ционной системой называют реализацию протоколов и интерфейсов совместно с реали­зацией управления серверами. Часть протоколов реализуется программно, часть - сетевы­ми серверами. Наиболее популярными сетевыми операционными системами являются Windows NT и Linux, совместимая с 2000 года с приложениями Unix.

Существуют следующие виды сетей.
Локальная сеть (LAN) объединяет компьютеры в пределах одного предприятия. Существует большое число разновидностей локальных сетей. Наиболее перспективными являются сети интранет, объединяющие.локальные сети корпорации посредством прото­колов TCP/IP и HTTP, реализующих конвергенцию (слияние, объединение) сетевой и ги­пертекстовой технологии.

Региональные сети (MAN) могут объединять локальные сети по географическим (город, область, регион) или тематическим признакам.

Региональные сети страны, континента, всего мира объединяются в глобальные сети.

Сети делятся на общественные, частные и коммерческие,

Сеть Internet (интернет) возникла на базе ArpaNet и в настоящее время «окутала» землю «Всемирной паутиной», став сетью сетей. Это некоммерческая сеть. Она не имеет владельца, не существует централизованной организации, которая регулировала бы инте­ресы сообщества пользователей. Число пользователей растет с каждым днем и многие коммерческие и общественные сети подключаются к интернет, предоставляя все новые возможности пользователям.

Всемирная паутина возникла, когда в 1989 году была соединена гипертекстовая технология с сетевой. Тем самым был изобретен принципиально новый способ свободно­го доступа (Web-технология) в сеть АРПА, которая тут же получила имя Word Wide Web (WWW - Всемирная паутина). Уже на следующий год к ней подключилось более 3000 ак­тивных сетей и более 200 тысяч компьютеров. Если в 1992 году в Сети действовало 26 Web-серверов, то в январе 2000 года - уже более 2 миллионов Web-серверов и более 300 миллионов пользователей.

Сеть интернет можно определить как объединение ЛВС, удовлетворяющих протоколу TCP/IP (протокол управления передачей/межсетевой протокол), которая имеет общее адресное пространство, где у каждого компьютера есть свой уникальный IP-адрес. Однако можно обращаться к сетям, не удовлетворяющим протоколу TCP/IP. Например, система Usenet обслуживается программой UUCP (Unix-to-Unix-Copy-Program) -программой копирования из Unix в Unix посредством шлюзов.

Наиболее «древние» услуги Internet: электронная почта, Telnet и FTP.

Протокол Telnet отвечает за взаимодействие приложений с сетью и обеспечивает доступ к базам данных, каталогам библиотек, другим информационным услугам.

FTP - протокол передачи файлов - обеспечивает обмен файлами между компьюте­рами. Система файловых архивов FTP глобального и регионального охвата содержит ог­ромное количество информации, накопленной в FTP-архивах за десятилетия эксплуатации компьютерных систем, которая по-прежнему ценна для специалистов.

Роль host-ЭВМ в интернете выполняют web-серверы.

Web-сервер разбит на web-страницы (site - сайты ). Для создания сайтов разрабо­тан язык гипертекстовой разметки HTML (Hyper Text Markup Language) и гипертексто­вые редакторы. Для перемещения по Web-страницам и передачи гипертекстовых доку­ментов по сети разработан протокол HTTP (Hyper Text Transfer Protokol). Для поиска web-страницы с нужным гипертекстовым документом разработаны программы поиска и про­смотра, называемые навигаторами, или браузерами (Brouser). Они обеспечивают интер­фейс пользователя с интернетом. При этом стиль оформления экрана и форма представле­ния документа задаются пользователем.

Web-сервер содержит web-страницы с информацией любого типа (тексты, элек­тронные документы, мультимедийные объекты), редактор разметки HTML, браузеры, программы, реализующие протоколы TCP/IP, HTTP и др., сетевую операционную систему, инструменты для организации дискуссий (телеконференций), гипертекстовые СУБД, системы гипертекстового документооборота и многие другие инструменты.

Web-технология (WWW-технология) заключается в следующем. Пользователь посредством гипертекстового редактора создает гипертекстовый документ. Он размеща­ется на web-сервере. Администратор делает ссылку в каталоге web-сервера ни web-страницу, чтобы браузер смог ее найти. После чего любой другой пользователь посредст­вом поисковой системы может получить доступ к данной web-странице (сайту).

Разработано множество браузеров. Примерами могут служить Microsoft Explorer, Navigator Netscape.

Объединение нескольких локальных сетей на основе протоколов ТСРЛР и HTTP в пределах одного или нескольких зданий одной корпорации получило название intranet (интрасети). Подключение интрасетей к интернету реализует технологию intranet/internet (интранет/интернет), обеспечивающую пользователю доступ к любым ресурсам интернет. Технология интранет/интернет открыла дорогу для развития элек­тронной коммерции, электронного бизнеса и других видов электронной деятельности.

Интернет предлагает много средств поиска информации. Среди них можно выде­лить тематические каталоги, поисковые машины или роботы индексов, системы поиска в конференциях Usenet, службы поиска людей и организаций в Интернет.

Тематический каталог представляет собой огромную базу данных URL-адресов сайтов самой различной тематики. URL- адрес (Uniform Resource Locator) -унифицированный указатель на ресурс - однозначно определяет web-страницу, может со­держать информацию о местонахождении файла, типе файла (программа, данные, адреса электронной почты и т.д.), языке программирования, параметрах программ. Примеры ос­новных ресурсов: электронная почта, глобальная система телеконференций Usenet, регио­нальные и специализированные телеконференции, списки рассылки, FTP-системы гло­бального и регионального охвата, поисковые машины в среде WWW и многое другое. Такие ресурсы, как электронная почта, система телеконференций Usenet, списки рассыл­ки, рассматриваются в следующем пункте.

Поисковые машины или роботы индексов - это сервер с огромной базой данных URL-адресов, который автоматически обращается к страницам WWW по всем этим адресам, изучает содержимое этих страниц, формирует и переписывает ключевые слова со страниц в свои каталоги (индексирует страницы). Более того, этот сервер обращается ко всем встречаемым на страницах ссылкам и, переходя к новым страницам, переписывает ключевые слова в каталог. Так как почти любая страница WWW имеет множество ссылок на другие страницы, то при подобной работе поисковая машина в конечном результате теоретически может обойти все сайты в интернет.

Популярной англоязычной поисковой машиной является AltaVista. Для поиска в русскоязычном интернет (рунет) используют Yandex и Rambler.

В последнее время практически все поисковые системы стали называть портала­ми. Портал - сервер, обеспечивающий вход в поисковую систему. Он обеспечивает тех­нологии работы с базами данных, приложениями, электронными документами и освобож­дает пользователя от необходимости работать отдельно с тематическими каталогами, поисковыми машинами и т.д. Первым Российским порталом стал Рамблер. Его отличи­тельной чертой является то, что он ведет статистику посещаемости ссылок собственной базы данных (каталогов). В рейтинг-классификаторе можно просмотреть содержимое те­матического каталога, отсортированного по убыванию числа посещений сайтов, то есть по их популярности. Рамблер обеспечивает поиск документов на всех серверах России и СНГ почтовую службу, Чат, пейджеринг и т.д.

Практически все порталы обеспечивают технологии доступа к новостям, работу телеконференций (обсуждение новостей по темам), форумы (доски объявлений тем) и рассылку ежедневных новостей и свежих тематических материалов по спискам.

Электронная почта (E-Mail) -технология, обеспечивающая хранение'и пересылку сообщений между удаленными пользователями. Посредством электронной почты реали­зуется служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регист­рации, обработки и передачи информации по сетям ЭВМ. Выполняет такие функции, как редактирование документов перед передачей, их хранение в базе почтового сервера, пере­сылка корреспонденции, проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче, выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом, получение и хранение информации в собственном «почтовом ящике», просмотр полученной корреспонденции.

Почтовый ящик - специально организованный файл для хранения корреспонден­ции. Каждый почтовый ящик имеет сетевой адрес. Он формируется из имени пользовате­ля (Login) и IP адреса почтового сервера. Адрес почтового ящика относится к ресурсам сети. Почтовый ящик состоит из корзин: отправления и получения. Корзины - это файлы почтового ящика. В корзину получения поступает входящая корреспонденция. Из корзи­ны отправлений почтовый сервер забирает информацию для рассылки другим пользовате­лям. Могут быть организованы и другие корзины, например корзина для мусора. В нее удаляются ненужные сообщения, которые в случае необходимости можно восстановить.

Для пересылки корреспонденции можно установить непосредственную связь с почтовым ящиком адресата в режиме реального времени - on-line. Он-лайновые (интерактивные) средства коммуникации пользователей (chat, ICQ и другие)

предполагают возможность обмена информацией между двумя или большим количеством пользователей Сети в режиме реального времени через специальный чат-сервер. Частью такого обмена может становиться текстовый диалог, передача графики прямо в процессе ее создания, голосовая и видео связь, обмен файлами. Некоторый перечень чат адресов уже включен в используемую клиентскую программу, например, в программу Microsoft NetMeeting. В регистрационных списках чатов обычно указываются сведения о месте проживания участников.

В интерактивном режиме необходимо ждать включения компьютера адресата. По­этому более распространенным методом является выделение отдельных компьютеров в качестве почтовых отделений. Они называются почтовыми серверами. При этом все компьютеры пользователей подключены к ближайшему почтовому серверу, получающе­му, хранящему и пересылающему дальше по сети почтовые отправления, пока они не дойдут до адресата. Отправка адресату сообщения осуществляется по мере его выхода на связь с ближайшим почтовым сервером в режиме off-line (почтовый режим).

Почтовые серверы реализуют следующие функции: обеспечение быстрой и качественной доставки информации, управление сеансом связи, проверку достоверности информации и корректировку ошибок, хранение информации «до востребования» и извещение пользователя о поступившей в его адрес корреспонденции, регистрацию и учет корреспонденции, проверку паролей при запросах корреспонденции, поддержку справочников с адресами пользователей и многое другое.

Пересылка сообщений пользователю может выполняться в индивидуальном, груп­повом и общем режимах. При индивидуальном режиме адресатом является отдельный компьютер пользователя, и корреспонденция содержит IP адрес его почтового сервера и LOGIN.

При групповом режиме корреспонденция рассылается одновременно группе адре­сатов. Эта группа может быть сформирована по-разному. Почтовые серверы имеют сред­ства распознавания группы. Например, в качестве адреса может быть указано: «Получить всем, интересующимся данной темой» или указан список рассылки.

В общем режиме корреспонденция отправляется всем пользователям - владель­цам почтовых ящиков. Посредством двух последних режимов можно организовать теле­конференцию (конференцию), форум (электронные доски объявлений). Во избежание пе­регрузки почтовых ящиков в почтовых серверах хранятся справочники адресов, содержащих фильтры для групповых и общих сообщений.

Электронная почта предлагает ряд других услуг.

Глобальная система телеконференций Usenet, региональные и специализирован­ные телеконференции построены по принципу электронных досок объявлений, когда пользователь может поместить свою информацию в одной из тематических групп ново­стей. Затем эта информация передается пользователям, которые подписаны на данную группу. Полное число групп новостей Usenet превышает десятки тысяч и сведения о них можно найти, например, на Yahoo!. Usenet - ключевое слово для поиска глобальной сис­темы телеконференций. Региональные и специализированные системы телеконференций организуются аналогично.

Списки рассылки реализуются аналогично системе телеконференции, однако не требуют специального клиентского приложения. Небольших по охвату адресов узкоспе­циальных или рекламных списков рассылки в Сети насчитывается огромное количество. По адресу http://www.relc.com/tech/all/list.html.ru можно найти страницу, содержащую пе­речень наиболее известных российских списков рассылки.

Почтовые адреса активно накапливаются в специальных системах поиска людей и организаций.

Если ранее применялись самостоятельные пакеты программ электронной почты, то сейчас она включается практически во все интегрированные приложения и системы. При­мером является офисное приложение Outlook Express.

Для поиска информации в конференциях Usenet можно использовать DejaNews, RusNews. Тело-поиск и другие.

Для того, чтобы узнать адреса электронной почты партнеров, можно воспользо­ваться службой поиска людей и организаций. Службы поиска людей, в основном, берут информацию об электронных адресах из открытых источников, таких как конференции Usenet.

Долгое время ресурсы этого типа крайне редко использовались в решении поиско­вых задач, однако ситуацию изменило появление в 1996 году службы ICQ. В отличие от существовавших ранее чатов, где регистрация участников, как правило, носила анонимный характер и действовала лишь на протяжении сеанса связи, разработчики ICQ предложили каждому пользователю регистрационный номер-идентификатор ICQ, который сохранялся бы за ним постоянно. Это решение имело грандиозные последствия в области компьютер­ного общения людей. Уникальный ICQ-номер вскоре появится на визитных карточках ря­дом с телефоном, адресом электронной почты и домашней страницей. При поиске людей и организаций можно с успехом использовать поисковую службу ICQ, которая становится доступной сразу после установки ICQ-клиента на компьютер пользователя.

^ 2.5. Технология мультимедиа
Гипертекстовая технология показала, что можно сослаться на статью,-со держащую текст, графический, звуковой, видео материал, мультипликацию. Это позволило создать новую технологию, позволяющую работать с разными средами (media). HyperCard стал первым продуманным и удобным авторским инструментом для работы с разными видами информации, поскольку имел аппарат ссылок на видео- и аудио материалы, цветную гра­фику, текст с его озвучивавшем.

Мультимедиа - это интерактивная технология, обеспечивающая работу с непод­вижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом. Мультимедийные данные называют объектами реального времени.

Появлению систем мультимедиа способствовал технический прогресс: возросла оперативная и внешняя память ЭВМ, появились графические дисплеи с высокой степенью разрешения, увеличилось качество аудио-видеотехники, появились лазерные компакт -диски и др. Однако объединение разнородной аппаратуры с компьютером для реализации технологии мультимедиа требовало решения многих сложных проблем.

Мультимедиа-акселератор - программно-аппаратные средства, которые объеди­няют базовые возможности графических акселераторов с одной или несколькими мульти­медийными функциями, требующими подключения к компьютеру дополнительных уст­ройств. К мультимедийным функциям относятся цифровая фильтрация и масштабирование видео, аппаратная цифровая сжатие-развертка видео, ускорение графи­ческих операций, связанных с трехмерной графикой (3D), поддержка «живого» видео на мониторе, наличие композитного видеовыхода, вывод TV-сигнала (телевизионного) на дисплей.

Графический акселератор также представляет собой программно-аппаратные средства ускорения графических операций: перенос блока данных, закраска объекта, под­держка аппаратного курсора. Происходит развитие техники микросхем с целью увеличе­ния производительности электронных устройств и минимизации их геометрических раз­меров. Микросхемы, выполняющие функции компонентов звуковой платы, объединяются на одной микросхеме размером со спичечный коробок. И предела этому нет.

В 1989 году был введен термин «виртуальная реальность» для обозначения ис­кусственного трехмерного мира - киберпространства, создаваемого мультимедийными технологиями и воспринимаемого человеком посредством специальных устройств: шле­мов, очков, перчаток и т.д. Киберпространство отличается от обычных компьютерных анимаций более точным воспроизведением деталей и работает в режиме реального време­ни.

Технология мультимедиа включена в офисные приложения, во многие интегриро­ванные технологии и системы. С использованием мультимедийной и гипертекстовой техно­логий создаются мультимедийные базы данных, например, торговые каталоги, в которые добавляются мультимедийные аннотации. Примером мультимедийного инструмента может служить приложение 3D Studio MAX 5.

^ 2.6. Технологии видеоконференции
Видеоконференция - это технология, обеспечивающая двум или более удалён­ным друг от друга пользователям возможность общаться между собой, видеть и слышать других участников «встречи», и совместно работать на компьютерах. Видеоконференция ускоряет деловой процесс в бизнесе, повышает эффективность использования времени и ресурсов, расширяет и повышает качество обслуживания участников, т.к. разрозненные данные, хранимые в локальных базах, могут обрабатываться совместно участниками конференции.

На рынке видеоконференций существует три сектора. Первый - настольные видео­конференции. Они ориентированы на бизнес - применение, совместную работу с доку­ментами с поддержкой звука и видео . Второй сектор - групповые видеоконференции, ориентированные, в основном, на звук и видео. Обычно они устанавливаются в специаль­но оборудованных комнатах - конференцзалах. Третий - студийные видеоконференции, их цены еще выше, качество лучше, причем документы совместно не обрабатываются.

На рынке настольных видеоконференций лидером является технология ProShare. Последние версии обеспечивают выход в интернет. Фирма Microsoft разработала про­грамму NetMeeting, обеспечивающую проведение видеоконференций для массовых поль­зователей.

Технология видеоконференций породила новый вид передачи информации - видео почту. Это вид связи является расширением электронной почты (текстовой) и напомина­ет работу автоответчика. Человека, делающего вызов по видеотелефону, «приветствует» изображение вызываемого, после чего он просит оставить текст или голосовое письмо.

^ 2.7. Интеллектуальные информационные технологии
Информационные технологии имеют дело с информацией в виде фактов, данных, документов. Интеллектуальные информационные технологии преобразуют информацию в знания. Знания[6] - вид информации, хранимой в базах знаний и отражающей знание че­ловека-специалиста (эксперта) в определенной предметной области; множество всех те­кущих ситуаций в предметной области и способы перехода от одного описания объекта к другому. Для знаний характерна внутренняя интерпретируемость (толкование), структурируемость, связность и активность. Говоря образно

Знания = факты + убеждения +' правила.

Знания связаны с человеческим фактором, так как в его определение входит «убе­ждение», что присуще только человеческому интеллекту. Поэтому информационные тех­нологии, связанные с обработкой знаний или использующие алгоритмы, аналогичные принципам деятельности человеческого мозга, стали называть интеллектуальными.

Одновременно с появлением первой ЭВМ начали проводить работы по созданию искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект свойство автоматических и автоматизированных систем выполнять отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и при­нимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального ана­лиза внешних условий. Создание искусственного интеллекта связано с моделированием нервной высшей деятельности. Выделяют два основных подхода к его исследованию и моделированию - имитационный и прагматический.

Имитационный подход ставит своей целью имитировать и результаты работы мозга и принципы его действия, то есть понять, как именно работает мозг.

Прагматический подход не интересуется тем, как работает мозг. Он ставит цель найти методы, позволяющие машине решать сложные интеллектуальные задачи, какие умеет решать только человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.