Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные технологии в управлении

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Свойства корреляционного отношения.

1. 0 £ h £ 1.

2. hx,y ¹ hy,x.

3. При прямолинейной зависимости hx,y = hy,x = rx,y.

Значения корреляционного отношения (так же, как и коэффициентов прямой корреляции Пирсона) можно использовать при работе со шкалой Чеддока:

 

| rxy| 0,1-0,3 0,3-0,5 0,5-0,7 0,7-0,9 0,9-0,99
Характеристика силы связи слабая умеренная заметная высокая весьма высокая

Квадрат корреляционного отношения (h2) называется коэффициентом или индексом детерминации. h2 показывает, какая доля вариации y объясняется влиянием факторного признакаx.

 

Сегодня управление предприятием без компьютера просто немыслимо. Компьютеры давно и прочно вошли в такие области управления, как бухгалтерский учет, управление складом, ассортиментом и закупками. Однако современный бизнес требует гораздо более широкого применения ИТ в уп­равлении предприятием. Жизнеспособность и развитие ИТ объясняется тем, что современный бизнес крайне чувствителен к ошибкам в управлении. Интуиции, личного опыта руководителя и размеров капитала уже мало для того, чтобы быть первым. Для принятия любого грамотного управлен­ческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно дер­жать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, будь то: торговля, производство или предоставление каких-либо услуг. Поэтому современный подход к управлению предполагает вложение средств в ИТ. И чем крупнее предприятие, тем серьезнее должны быть по­добные вложения. Они являются жизненной необходимостью — в жесткой конку­рентной борьбе одержать победу сможет лишь тот, кто лучше оснащен и наиболее эффективно организован.

Именно по этой причине Государственный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2000 г., внес некоторые коррективы в процесс обучения студентов экономических специальностей. В частности были введены, там, где ранее не было, следующие дисциплины: «ИТ в управлении», «ИТ в маркетинге», «Информационные системы в экономике» и т.д.

Данные дисциплины должны сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки в области создания, функционирования и применения информационных технологий, средств коммуникаций, доступа к базам данных и базам знаний, использования современных пакетов прикладных программ, интеллектуальных технологий и систем для решения функциональных задач управления и организации системы поддержки принятия решений.

Информационные системы и их классификация

Информацию как продукт производства и применения отличает, предметное содержание. Она очень разнооб­разна и подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности: научная, техническая, производственная, управ­ленческая, экономическая, социальная, правовая и т.п. Каждый из видов информации имеет свои технологии обработки, смы­словую ценность, формы представления и отображения на фи­зическом носителе, требования к точности, достоверности, опе­ративности отражения фактов, явлений, процессов.

Важнейшими свойствами управленческой и ЭИ яв­ляются:

• достоверность и полнота;

• ценность и актуальность;

• ясность и понятность.

Информация достоверна, если она не искажает истинное поло­жение дел. Недостоверная информация может привести к непра­вильному пониманию или принятию неправильных решений.

Информация полна, если ее достаточно для понимания и при­нятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие ре­шений или может повлечь ошибки.

Ценность информации зависит от того, какие задачи реша­ются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно изменяющихся условиях. Если ценная и ак­туальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится ясной и по­нятной, если она выражена языком, на котором говорят те, ко­му предназначена эта информация.

Совокупность больших сложных человеко-машинных ИС является важнейшей составляющей ин­фраструктуры общества, где информация выступает одним из главных ресурсов жизнедеятельности. Являясь связующим зве­ном между разными видами интеллектуальной и материальной деятельности коллективов людей, между управлением и произ­водством, информация в отличие от других видов ресурсов, не убывает со временем, а на­оборот, ее объем постоянно увеличивается.

Управленческой называется информацией, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством и его звеньями. Она представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического, демографического и другого содержания. В информационном процессе, инфор­мация выступает как один из важнейших ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми. В технологии обработки первичные сведения о производственных и хозяйственных операциях, людях, выпуске продукции, фактах приобретения и продажи товаров выполняют роль предметов труда, а получаемая результатная информация — продукта тру­да; она используется для анализа и принятия управленческих решений.

Важнейшей составляющей управленческой информации яв­ляется экономическая информация, представляющая собой сово­купность различных сведений экономического характера, кото­рые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анали­за на всех уровнях.

ЭИ включает сведения о составе тру­довых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. ЭИ отражает деятельность предприятий и организаций посредством натуральных, стоимостных и других показателей.

Для экономической информации характерны:

• большие объемы;

•многократное повторение циклов ее получения и преобразо­вания в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);

• многообразие ее источников и потребителей;

• значительный удельный вес логических операций при ее об­работке.

Эти свойства ЭИ предопределяют на­учно-техническую необходимость и экономическую целесообраз­ность использования средств ВТ.

Структура ЭИ достаточно сложна и может включать различные комбинации информационных совокупностей, обладающих определенным содержанием. Под инфор­мационной совокупностью понимается группа данных, характери­зующих объект, процесс, операцию. По структурному составу ин­формационные совокупности можно разделить на:

• реквизиты;

• показатели;

• документы.

Элементарными неделимыми единицами экономической ин­формации являются реквизиты, выражающие определенные свой­ства объекта. Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Реквизиты-признаки характеризуют качест­венные свойства описываемого объекта (время и место действия, фамилия, имя, отчество исполнителя, наименование работы и т.д.). Реквизиты-основания дают количественную характеристику явле­ний, выраженную в определенных единицах измерения (сумма вклада в рублях, ставка налога в процентах и т.д.). Отдельно взятые реквизиты-признаки и реквизиты-основания экономического смысла не имеют, поэтому применяются только в сочетании друг с другом.

Совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл, образует показатель .

На основе показателей строятся документы. Документы, ис­пользуемые в процессе управления, планирования и учета, мо­гут включать один или несколько показателей с обязательным указанием лица, ответственного за содержащуюся в них инфор­мацию.

При проектировании автоматизированной обработки ин­формации важное значение имеет изучение ее элементов в трех основных аспектах: прагматическом, семантическом и синтак­сическом.

Прагматический аспект рассматривает информацию с точки зрения ее практической полезности, ценности для потребителя и принятия им решений. Прагматическое изучение информации по­зволяет установить состав показателей, необходимых для принятия решений на различных уровнях управления, разработать унифици­рованную систему показателей и документов.

Семантический аспект при изучении информации дает воз­можность раскрыть ее содержание и показать отношение между смысловыми значениями ее элементов.

Синтаксический аспект рассматривает отношения между еди­ницами информации. На этом уровне исследуются закономерности образования информационных совокупностей: показателей из рек­визитов, документов из показателей. Количественная оценка ин­формации на этом уровне позволяет получить данные для описа­ния процессов преобразования информации, выбора рациональных маршрутов движения документов и технологических вариантов их обработки.

Накопленная и систематизированная информа­ция с соответствующими средствами ее хранения, накопления и просмотра становится объектом купли-продажи, получает оценку своей потребительной полезности в виде стоимости.

В научно-технической литературе часто используются термины «система», «система управления», «АСУ», «автоматизированные информационные системы».

Слово «система» происходит от греческого systema, что озна­чает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целост­ность, единство.

Понятие «система» имеет широкую область применения.

Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.

В соответствии с этим определением практически каждый объект можно рассматривать как систему, стремящую­ся в своем функционировании к достижению определенной цели. В качестве примера можно назвать систему образования, энергети­ческую, транспортную, экономическую и др.

Для системы характерны следующие основные свойства:

· сложность;

· делимость;

· целостность;

· многообразие элементов и различие их природы;

· структурированность.

Сложность системы зависит от множества входящих в нее ком­понентов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности.

Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсис­тем или элементов, выделенных по определенному признаку, отве­чающему конкретным целям и задачам.

Целостность системы означает, что функционирование множе­ства элементов системы подчинено единой цели.

Многообразие элементов системы и различия их природы связа­но с их функциональной специфичностью и автономностью. На­пример, в материальной системе объекта, связанной с преобразо­ванием вещественно-энергетических ресурсов, могут быть выделе­ны такие элементы, как сырье, основные и вспомогательные мате­риалы, топливо, полуфабрикаты, запасные части, готовая продук­ция, трудовые и денежные ресурсы.

Структурированность системы определяет наличие установлен­ных связей и отношений между элементами внутри системы, рас­пределение элементов системы по уровням иерархии.

Управление — важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, органи­зации, территории).

Систему, реализующую функции управления, называют систе­мой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой сис­темой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

Управление связано с обменом информацией между компонен­тами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый мо­мент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом, любой системе управления экономическим объ­ектом соответствует своя ИС, называемая экономической информационной системой.

Экономическая информационная система (ЭИС) это совокуп­ность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информаци­онной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управ­ленческих решений.

ИС является системой информацион­ного обслуживания работников управленческих служб и выпол­няет технологические функции по накоплению, хранению, пе­редаче и обработке информации.

Автоматизированная информационная система (ИС) представ­ляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

ИС разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков.

1. По масштабу ИС подразделяются на следующие группы:

· одиночные;

· групповые;

· корпоративные.

Одиночные ИС реализуются на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью так называемых настольных или локальных СУБД. Среди локальных СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Microsoft Access.

Групповые ИС ориентированы на коллективное использова­ние информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе ЛВС. При разработке таких приложений используются серверы БД для рабочих групп. Среди них наиболее известны такие серверы БД, как Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, InterBase.

Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабо­чих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать тер­риториально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура кли­ент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы БД, что и при разработке групповых ИС. Однако в крупных ИС наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.

2. По способу организации групповые и корпоративные ИС подразделяются на:

· системы на основе архитектуры файл-сервер (файл сервер только извлекает данные из файлов, так что дополнительные пользователи и приложения добавляют лишь незначительную нагрузку на центральный процессор и каждый новый клиент добавляет вычислительную мощность к сети);

· системы на основе архитектуры клиент-сервер (предназначены для разрешения проблем файл-серверных приложений путем разделения компонентов приложения и размещения их там, где они будут функционировать наиболее эффективно);

· системы на основе многоуровневой архитектуры (позволяет еще больше сбалансировать нагрузку на разные узлы и сеть, а также способствует специализации инструментов для разработки приложений);

· системы на основе Интернет/интранет-технологий (благодаря интеграции Интернет процесс внедрения и сопровождения корпоративной ИС существенно упрощается).

3.По сфере функционирования объекта управления ИС могут быть:

· ИС промышленности

· ИС сельского хозяйства

· ИС транспорта

· ИС связи

Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки.

4. По видам процессов управления ИС подразделяются:

ИС управления технологическими процессами это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологически­ми устройствами, станками, автоматическими линиями.

ИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.

Для ИС организационного управления объектом служат произ­водственно-хозяйственные, социально-экономические функцио­нальные процессы, реализуемые на всех уровнях управления эко­номикой, в частности;

• банковскиеИС;

• ИС фондового рынка;

• финансовые ИС;

• страховые ИС;

• налоговыеИС;

• ИС таможенной службы;

• статистические ИС;

• ИС промышленных предприятий и организаций (особое ме­сто по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские ИС) и др.

ИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Ме­тодической базой таких систем служат экономико-математичес­кие методы, технической базой — самая разнообразная ВТ. Как организационно-технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

Обучающие ИС получают широкое распространение при под­готовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

5. по уровню в системе государственного управления выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые ИС, которые од­новременно являются системами организационного управления, но уже следующего — более высокого уровня иерархии.

Отраслевые ИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания ап­парата управления соответствующих ведомств.

Территориальные ИС предназначены для управления админи­стративно-территориальными районами. Деятельность террито­риальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хо­зяйственным органам.

Межотраслевые ИС являются специализированными система­ми функциональных органов управления национальной экономи­кой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.).

Определяя ИС как организованную для достижения общей цели совокупность специалистов, средств вычислительной и другой техники, математических методов и моделей, главным звеном и управляющим субъектом в перечислен­ном комплексе элементов был и остается по сей день человек, специалист.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нелинейная регрессия | Информационные системы и технологии управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.