Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатизация отечественной сферы экономики

В России комплексная постановка проблем информатизации на государственном уровне датируется 1994 годом, когда Указом Президента РФ «Об основах государственной политики в сфере информатизации» было признано необходимым:

- создание и использование систем массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности;

- создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации;

обеспечение компьютерной грамотности, информационной культуры населения;

В настоящее время в стадии разработки находится Федеральная целевая программа «Развитие информатизации России на период до 2010 года» («Электронная Россия»).

В последние годы в стране происходят процессы, связанные с информатизацией страны в целом и рынка услуг в частности, однако это не столько результат государственного регулирования, сколько требование времени. В теории информации математически доказано, что существует минимальный объем информации, без которого эффективное управление бизнесом невозможно. Информация, формируемая на ручной основе, всегда допускает существенную вероятность ошибки.

В России исторически сложилось так, что первыми управленческими функциями, при выполнении которых использовались компьютерные технологии, были:

- поддержка «рутинных» операций в делопроизводстве и документообороте, основанная главным образом на использовании текстовых редакторов;

- реализация отдельных наиболее трудоемких функций бухгалтерского учета на основе главным образом электронных таблиц.

К настоящему времени учетные программы являются составной частью финансово-экономического программного обеспечения, и программы этого функционального назначения доминируют на отечественном рынке делового программного обеспечения. Считается, что не менее 90% бухгалтеров используют в своей деятельности (в том или ином объеме) компьютерные технологии. Учитывая, что именно в системе бухгалтерского учета генерируется информация, необходимая для внутрифирменного менеджмента, можно было бы сделать оптимистичные выводы относительно информационной поддержки руководителей и менеджеров.

Вместе с тем до сих пор 90% российских предприятий не имеют данных о собственных остатках на складах (см.: Финансовая газета. 2001. № 21. С. 15). Это во многом объясняется ориентацией большинства бухгалтерий на официальный учет и отчетность. Реальные же обороты, как известно, в России существенно отличаются от официальных. Эта область внутрифирменного управления зачастую не охватывается современными технологиями. Следовательно, в стране в целом и на предприятиях сферы услуг в частности имеется весьма масштабное поле деятельности для совершенствования информационной поддержки внутрифирменного менеджмента.

Поддержка рутинных работ с документами, «канцелярского» документооборота и оформления первичных учетных документов при обслуживании клиентов в мировой практике получила название «Workflow» (управление потоками документов или менеджмент потока работ). Технологии Workflow, разрабатывавшиеся с 70-х годов, в настоящее время получили второе дыхание благодаря сетевым инфраструктурам, давшим технологическую возможность реализации Workflow в условиях «расширенных предприятий» и позволившим формализовать и маршрутизировать документооборот по вертикали и горизонтали.

Следует отметить, что простая автоматизация управленческой деятельности, даже если она основана на самых передовых технологиях, приводит лишь к ускорению существующих процессов и может обеспечить небольшое приростное улучшение. Поскольку в процессе функционирования на предприятиях, как правило, появляются противоречия в организационной структуре, параллелизм и дублирование отдельных функций, автоматизация по принципу «как есть» означает воспроизведение этих недостатков в машинном варианте.

Поэтому при внедрении компьютерных технологий в управленческой деятельности нерационально ограничиваться простым отражением информационных потоков. Наибольший эффект от внедрения информационных технологий наблюдается в том случае, когда оно сопровождается рационализацией и упрощением информационных потоков и организационных структур. Чтобы не автоматизировать хаос, внедрение новых информационных технологий обычно сопровождают предпроектным анализом, постановкой задач менеджмента, частичной или полной реорганизацией, изменениями в технологии работы с информацией. В этом случае перепроектируются рабочие процедуры и создаются новые бизнес-процессы, позволяющие коренным образом изменить базовые правила работы.

Конечной целью совершенствования информационных технологий является «безбумажный» менеджмент хотя бы на внутрифирменном уровне. Внутрифирменный информационный менеджмент на основе компьютерных технологий существенно упрощает планирование процессов, их контроль; бизнес-процессы быстро адаптируются к ситуации. Электронная поддержка в этом случае не только облегчает и ускоряет процесс оформления, накопления и поиска информации, но и благодаря высоким коммуникативным свойствам способствует быстрому доведению ее до всех пользователей. То есть информационное обеспечение осуществляется в минимальные сроки с минимальными издержками на максимально высоком уровне.

Эффективное управление фирмой невозможно без непрерывного отслеживания состояний коммерческого и финансового рынков, без оперативной координации деятельности своих филиалов и сотрудников. Реализация этого требует совместного участия в управлении большого числа различных специалистов, часто территориально удаленных друг от друга в силу происходящих процессов перехода к «расширенным» предприятиям и сетевым структурам. В такой ситуации во главу угла организации системы эффективного взаимодействия специалистов ставятся распределенные информационно-вычислительные системы, позволяющие проводить формирование и обработку данных на независимых, но связанных между собой компьютерах.

В настоящее время сетевые технологии и каналы связи используются для формирования консолидированных баз данных. Однако наличие эффективно действующих Интранет-сетей в структуре хозяйствующих субъектов отечественной экономики — скорее исключение, чем правило, и наблюдается главным образом в крупных городах-мегаполисах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мировой опыт применения современных информационных технологий | Информационные ресурсы библиотечной сети России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.