Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочные правовые системы (СПС)

Правовая культура.

Правовая культура – знание основ действующего законодательства, уважение прав других людей; добросовестное выполнение законов и своих обязанностей; привычное следование выработанным моделям законопослушного поведения.

Правовая культура личности – часть общей культуры человека. Для правовой культуры общества характерны следующие черты:

· определенный уровень развития права, культуры;

· определенная культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;

· определенная степень взаимной ответственности государства и личности.

Виды правовой культуры:

· общая правовая культура;

· профессиональная правовая культура.

 

Вначале считалось, что СПС создают лишь дополнительные удобства при работе с информацией и без их использования вполне можно обойтись. Однако когда начались масштабные пересмотр и перестройка всего российского законодательства, уследить за огромным потоком вновь принятых нормативных актов стало невозможно. Поэтому к середине 1994 г. число потенциальных покупателей пакетов юридических программ значительно возросло.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией.

Во-первых, это возможность работы с огромными массивами текстовой информации. Объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно по несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов ид-, д.

Во-вторых, это использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

В-третьих, это возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или сети Internet. Такому подходу способствует развитие компьютерных сетей. Можно решить проблему оперативного обновления информационной базы, если работать в режиме on-line с базой данных, хранящейся на удаленном компьютере. В то же время не расходуется дисковое пространство на компьютере пользователя.

Следует, однако, отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локализованными базами данных. Объяснить это обстоятельство можно несколькими причинами. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего. Во-вторых, при обращении к базе данных в режиме on-line пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети. В-третьих, справочные правовые системы, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей. Тем не менее, если обращение к базе данных производится не чаще одного раза в месяц, работа в режиме on-line является предпочтительной.

В настоящий момент в России существует более десяти фирм, разрабатывающих программное обеспечение СПС, ведущих компьютерные нормативно-правовые информационные базы и оказывающих услуги по информационному обеспечению с использованием современных компьютерных технологий.

Широкое признание пользователей получили коммер­ческие справочные правовые системы, такие как «Консультант-Плюс» (АО «КонсультантПлюс»), «Гарант» (НПП «Гарант-сервис»), «Кодекс» (ГП «Центр компьютерных разработок» Спб), «Юсис» (Юридическое агентство «Intralex»). Фирмы-разработчики таких систем уделяют основное внимание во-первых, разработке и со­вершенствованию программных технологий и возможностей оболо­чек и, во-вторых, развитию сервисных центров поддержки СПС.

В результате проводимой политики коммерческие СПС завоева­ли широкое признание, что отражается, прежде всего, на количе­стве пользователей. Так, если в 1991 –1992 гг. в России было уста­новлено около 4000 СПС, то в 1995–1996 гг. уже более 100 000 таких систем. Работа со справочными правовыми системами ста­новится нормой для специалистов различных уровней.

Сервисные возможности юридических пакетов. В настоящее время растет конкуренция между фирмами-производителями справочных правовых систем. Повышаются запросы пользователей СПС. Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные свя­зи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных.

Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сход­ные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе до­кументов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики вво­дят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами, уделяют больше внимания развитию структур сбыта. Вместе с тем между существующими правовыми системами по-прежнему сохра­няется много различий, связанных с разнообразием подходов к построению баз, к принципам их пополнения.

Существует множество параметров, по которым можно сравни­вать и оценивать справочные правовые системы. К ним относятся:

• объем информационного банка;

• формирование пользовательской базы;

• скорость поиска документов по базе;

• актуальность информации и оперативность поступления до­кументов;

• степень аутентичности документов оригиналу;

• юридическая обработка документов;

• возможность удаленного доступа к базе через телекоммуника­ционные линии и ряд других важных характеристик.

КонсулыпантПлюс. Системы «КонсультантПлюс» появились на российском рынке более пяти лет назад, и в настоящее время их пользователями являются более 120 000 человек. На всей террито­рии России действует около 300 сервисных Центров более чем и 150 городах, которые образуют Общероссийскую сеть распростра­нения правовой информации «КонсультантПлюс». Центры Сети обеспечивают оперативное, вплоть до ежедневного, обновление информационной базы СПС.

Наличие прямых договоров между фирмой-разработчиком «Кон­сультантПлюс» и более чем 40 основными законодательными орга­нами об обмене правовой информацией обеспечивает полное и оперативное включение правовых документов в базу системы. Сре­ди партнеров – Аппарат Правительства РФ, Аппарат Государствен­ной Думы Федерального собрания РФ, Центральный Банк РФ и др. Тройная проверка документов перед внесением в базу СПС га­рантирует отсутствие ошибок в текстах документов. Возможна си­туация, когда в базе СПС документ отсутствует. В этом случае АО «КонсультантПлюс» может заказать нужный документ в виде ксе­рокопии или текстового файла.

Популярность систем «КонсультантПлюс» объясняется их мощ­ными технологическими возможностями. СПС «КонсультантПлюс» созданы на базе технологии, разработанной в Координационном Центре сети «КонсультантПлюс», включающей в себя две взаимо­связанные компоненты: информационно-поисковую систему и си­стему передачи информации.

Информационно-поисковая оболочка системы «Консультант-Плюс» имеет ряд особенностей. Это вызвано тем обстоятельством, что большинство стандартных СУБД предназначены для работы с числовыми данными и не содержат средств поиска по текстовым полям большого размера, тогда как нормативные документы, со­ставляющие Информационный Банк СПС «КонсультантПлюс», представляют собой преимущественно текстовые поля.

Все программные модули СПС «КонсультантПлюс» реализо­ваны на языке C++ с использованием специально разработанного оригинального формата базы данных и способа индексации. В вер­сии «КонсультантПлюс 6.0» реализована автоматическая коррек­тировка индексных файлов и гипертекстовых связей при добав­лении и изменении документов. Специальные алгоритмы автоматической корректировки индексов по всем словам в тексте доку­ментов позволяют избежать полной переиндексации базы данных системы.

В основу алгоритма поиска положен принцип построения «ин­вертированных данных», широко применяемый в полнотекстовых информационно-поисковых системах, дающий возможность неза­висимо от объема информационной базы практически мгновенно осуществлять сложные поисковые операции.

В СПС «КонсультантПлюс» реализованы процедуры поиска по следующим параметрам:

• виду документа;

• его регистрационному номеру;

• названию органа, принявшего документ;

• названию документа; \

• ключевым словам;

• рубрикам;

• дате принятия;

• дате и номеру регистрации в Минюсте;

• статусу документа;

• словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте доку­мента.

Возможность использования логических условий при формиро­вании поискового запроса позволяет:

«работать только с последними редакциями документов;

• отбирать документы, полученные с очередным пополнением;

• отбирать документы, поступившие в Информационный Банк пользователя за определенный промежуток времени.

Особенность систем «КонсультантПлюс» – оперативность до­ставки информации пользователю.

Специфика российских условий – отсутствие разветвленных информационных сетей и.техническое несовершенство существу­ющих линий связи. Это послужило причиной разработки ориги­нальной схемы передачи информации по сети «КонсультантПлюс»:

АО «Консультант Плюс» – региональные информационные цент­ры-пользователи. Алгоритмы и форматы обмена данными между Эталонным информационным банком и абонентами сети «Кон­сультантПлюс» обеспечивают полную автоматизацию процедуры поддержания эквивалентности, достигающуюся передачей только новых и измененных документов. Такой способ называется «кусоч­ным» пополнением, его реализация крайне важна для оператив­ности информационного обмена с помощью телекоммуникаци­онных сетей в режиме off-Line. Системы «КонсультантПлюс» до­ступны также в режиме on-Line через Internet.

Схема информационного обмена СПС позволяет пользовате­лю формировать свой собственный информационный банк и дер­жать на компьютере тексты только непосредственно необходимых документов. Наличие у пользователя постоянно актуализиру­емого полного каталога Эталонного информационного банка дает возможность в любой момент заказать тексты отсутствующих до­кументов.

СПС «КонсультантПлюс» характеризуются также:

• высокой степенью сжатия информации;

• быстродействием;

• простотой и удобством работы с программной оболочкой. Такие преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок.

Во-первых, это многоуровневый рубрикатор, базирующийся на Общеправовом классификаторе отраслей законодательства. Для рубрикатора с большим числом рубрик и уровней вложенности были разработаны необходимые средства отображения, которые позволяют:

• использовать преимущества «древовидной» структуры руб­рикатора;

• формировать сложные поисковые запросы, объединяя по раз­ным логическим условиям произвольное число рубрик.

Во-вторых, это режим гипертекста, т.е. переходы из текста од­ного документа в другой по системе перекрестных ссылок. Главная особенность работы с нормативно-правовой информацией состо­ит в необходимости учета существующей связи между документа­ми и отслеживания изменений, а также возможности получить для каждого документа из информационного банка списки пря­мых и обратных ссылок и в случае необходимости быстро перейти в текст документа по этим ссылкам.

Прямые ссылки – это документы, на которые действует про­сматриваемый документ. Обратные ссылки – документы, которые действуют на просматриваемый. Ссылки четко классифицированы по 17 типам, упорядочены по важности и хронологии происходя­щих с документом изменений.

Введение гипертекста не повлияло на «кусочный» способ по­полнения информационного банка. Это достигнуто за счет специ­ально разработанных алгоритмов динамической настройки пере­крестных ссылок.

В-третьих, разработан режим «папок» документов, т. е. возмож­ность сохранять сформированные подборки документов по неко­торым тематикам, производить их объединение или пересечение. Становится возможной коллективная работа нескольких пользо­вателей над одной проблемой.

Встроенный редактор в DOS-версии СПС «КонсультантПлюс» позволяет использовать фрагменты текстов документов из инфор­мационного банка системы, закладки, расставляемые пользовате­лем в текстах документов, истории выполненных пользователем запросов.

СПС «КонсультантПлюс» представляет собой семейство само­стоятельных систем, каждая из которых предназначена для специ­алистов определенного уровня.

«КонсультантПлюс»: ВерсияПроф. Это уникальная справочная система по российскому законодательству. Содержит законы и под­законные акты, принятые на федеральном уровне. Дает возмож­ность пользователям иметь у себя на компьютере специализиро­ванные документы, документы общеправового характера, доку­менты смежных специализаций. Позволяет организовать темати­ческую базу, убрав тексты ненужных документов.

«КонсультантПлюс»: ЭкспертПриложение – справочная систе­ма, содержащая все законодательные и нормативные акты РФ, а также документы свыше 80 министерств и ведомств. Включает в себя документы, содержащиеся в системе «КонсультантПлюс»: Версия­Проф, а также ведомственные документы, либо тематические с раз-ноплановой правовой информацией узкоспециального характера.

Система «КонсультантАрбитраж» – справочная система, со­держащая документы Высшего Арбитражного Суда РФ, Верхов­ного Суда РФ, обзоры дел, слушавшихся в разных судах, обзоры адвокатской и арбитражной практики.

«КонсультантПлюс»: Региональные выпуски. Содержит докумен­ты местного законодательства более 50 субъектов РФ: Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Екатеринбург, Омск, Тюмень, Ниж­ний Новгород и т.д.

«КонсультантПлюс»: Региональное законодательство. Первая в России свободная база нормативных актов органов местной влас­ти и органов управления более 58 регионов России.

«КонсультантПлюс»: Россия–СНГ. Содержит многосторонние документы СНГ, двусторонние договоры России.

Еще одна СПС семейства «КонсультантПлюс» – Деловые Бума­ги. Эта система представляет собой универсальную «мини-канце­лярию», содержащую формы большинства стандартных деловых документов.

Системы семейства «КонсультантПлюс» работают на любых IBM-совместимых компьютерах, в средах DOS и Windows 95, в локальных сетях, доступны в сети Internet в режиме on-Line.

Обновление баз СПС производится курьером, по почте, по элек­тронным сетям Internet, Редком, Роснет. По модему возможно ежед­невное обновление.

Системы также могут распространяться и обновляться на ла­зерных компакт-дисках. Имеется возможность ведения собствен­ной базы данных.

В июне 1997 г. осуществлен переход на 32-разрядную Windows версию. Теперь пользователь может обращаться к одной и той же базе посредством трех программных оболочек: DOS, 16- и 32-раз­рядных версий Windows. В сентябре 1997 г. версия СПС «Консультант-Плюс 6.0» прошла тестирование в США и признана полностью совместимой с опе­рационными системами Windows NT и Windows 95. «Консультант-Плюс 6.0» стала единственной справочной правовой системой, получившей от компании Microsoft лого «Designed for Microsoft Windows NT and Windows 95». Учитывая, что справочные правовые системы стали неотъемлемой частью информационного обеспече­ния всех крупных компаний, банков и государственных органов Российской Федерации, корректная работа правовых баз данных в операционных системах Microsoft имеет принципиальное значе­ние для этих организаций. По определению компании Microsoft лого свидетельствует, что продукт прошел соответствующие ис­пытания и является полностью функциональным в системах Windows NT и Windows 95; обеспечивает стабильное функциони­рование в различных режимах работы компьютера, в том числе и в критических ситуациях; позволяет полноценно применять 32-раз­рядные технологии.

В версии 6.0 достигнут крупнейший в России объем информаци­онного банка, включающего на середину 1997 г. свыше 200 000 до­кументов. Это документы федерального, регионального и меж­дународного права, а также аналитические, справочные и кон­сультационные материалы по применению законодательства в судебной практике, в области бухучета, налогообложения, фи­нансов и кредита. Новые документы передаются в систему ежед­невно.

Гарант. Система «Гарант» разработана в 1990 г. в научно-произ­водственном предприятии «Гарант-Сервис». Разработчики ставили перед собой задачу создания эффективной программной оболоч­ки, позволяющей пользователям различной квалификации быст­ро получать необходимую информацию.

В настоящее время НПП «Гарант-Сервис» имеет 207 представи­тельств в 120 регионах России и СНГ. Среди крупнейших клиентов компании – Центральный Банк Российской Федерации, Внеш­торгбанк России, Сбербанк России, Инкомбанк, банк «Российс­кий кредит», ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы.

Постоянными партнерами компании являются органы власти и управления федерального и регионального уровней: Государствен­ная Дума РФ, Администрация Президента РФ, Министерство фи­нансов, Высший Арбитражный Суд РФ, мэрий г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и других городов России. Двусторонние договоры пре­дусматривают обмен информацией и ведение совместных проек­тов. Новые документы поступают в базы СПС «Гарант» практичес­ки сразу после утверждения, еженедельно производится обновле­ние информационного банка.

В системе «Гарант» применена гипертекстовая технология пред­ставления правовой информации. Открыт доступ к российскому законодательству через Internet. СПС работает под управление ОС MS DOS, Windows-95, Windows NT, OS/2.

В июне 1997 г. вышла СПС нового поколения 4.0. Новая версия СПС разработана на основе результатов анализа особенностей рос­сийского законодательства с использованием передовых компью­терных технологий. Система обеспечивает поддержку принятия решения с учетом современных требований.

Система «Гарант» имеет хорошие показатели по аутентичности электронных копий документов официальным.

Информационные ресурсы СПС «Гарант» на середину 1997 г. вклю­чают в себя 17 универсальных и специализированных БД, содер­жащих не утратившие актуальность документы, выпущенные с 1924 г. различными эмитентами, относящимися к высшим органам государственной власти и управления, а также БД «Российское законодательство на английском языке», шестиязычный «Толко­вый словарь "Бизнес и право"», информационный банк «Законо­дательство субъектов Российской Федерации», включающий в себя региональные базы данных, в том числе законодательства Москвы и Санкт-Петербурга. В информационных ресурсах компании «Га­рант-Сервис» на сегодняшний день содержится более 150 000 до­кументов и несколько Гигабайт дополнительной экономической информации.

Информационные ресурсы СПС «Гарант» разделены на следу­ющие четыре группы:

правовые базы – программные продукты, поступающие в про­дажу и устанавливаемые на компьютер пользователя. Каждая из баз содержит полный комплект документов и сопроводительную аналитическую информацию по своей тематике;

базы – справочники и программы, связанные с правовой тема­тикой;

• электронный архив – общий банк документов, хранящихся в компании «Гарант-Сервис» преимущественно в электронном вице. Информация из банка может дополнить Правовые Базы и может быть предоставлена по телекоммуникационным каналам в течение одного дня.

• библиотека СПС «Гарант» – документы на бумажных носите­лях, к которым компания «Гарант-Сервис» имеет доступ и кото­рые может передать пользователям в печатном виде.

Правовые базы СПС «Гарант» включают общезначимые докумен­ты. По состоянию на середину 1997 г. универсальные и специали­зированные базы содержат более 30 000 нормативных документов.

Правовые базы СПС содержат следующие базы данных:

• «Законодательство России» (универсальная база, около 9250 до­кументов);

• «Законодательство России на английском языке»(около 6300 до­кументов);

• «Таможенное законодательство»;

• «Банковское законодательство»;

• «Землепользование. Недропользование. Природоохрана»;

• «Жилищное законодательство»;

• «Международное право»;

• «Налоговое и бухучет»;

• «Суд и арбитраж»;

• «Идеальная бухгалтерия»;

• «Формы правовых документов»,

а также региональные базы нормативных документов 41 регио­на России (около 60 000 документов).

Кодекс. В системе «Кодекс» имеется 33 базы данных. С докумен­тами любой выбранной базы данных выполняются все операции, доступные в системе. Команда Все документы позволяет отобразить на экране полный перечень документов, содержащихся в выбран­ной базе данных. Команда Выборка служит для поиска и выборки документов по заданным признакам. В окне Условия выборки мож­но: добавить новый признак, изменить значения уже выбранного признака, отказаться от ранее выбранного признака.

Два поля окна Документы содержат: в верхней части – список наименований документов, в нижней – полное название и атри­буты текущего документа. По умолчанию документы выстроены по алфавиту. Сортировка позволяет перестроить список по дате принятия, виду, номеру документа. Можно также сузить поиск уже среди найденных документов, вернувшись в окно Условия выбор­ки и уточнив признаки.

В окне Текст документа доступны все функции просмотра и об­работки текста, а также режимы просмотра и редактирования кар­точки документа, тематик и связей.

«Кодекс» позволяет просмотреть перечень документов, связан­ных с данным, а также создать собственную базу данных. Кодекс имеет полный набор средств для создания и ведения произвольно­го числа пользовательских баз данных.

О полноте и достоверности правовых баз данных. Подборкой до­кументов, составляющих информационные базы коммерческих СПС, занимаются сами разработчики, заключая с органами влас­ти договора о предоставлении документов. Централизованного ин­формационного канала не существует.

Во всем мире юридическая информация на магнитных носите­лях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исклю­чением. Поэтому в базах данных обычно есть ссылка на печатное издание.

Информация в базах данных СПС носит исключительно справоч­ный характер и на нее нельзя ссылаться в суде. Что же касается возмещения материальных убытков из-за неточных или неполных сведений, то каждый разработчик решает этот вопрос по-своему.

Приобретение справочной правовой системы имеет смысл толь­ко при условии регулярного ее обновления и добавления докумен­тов по индивидуальному заказу.

Использование справочных правовых пакетов существенно об­легчает работу, однако пользователю не следует ждать фантасти­ческих эффектов от использования юридической базы данных – она лишь хороший помощник в работе.

Следует также заметить, что широкий спектр юридических ком­пьютерных систем – уникальное явление российского рынка де­лового программного обеспечения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система судебной защиты прав человека. Правоохранительные органы | Интернет как средство доступа к правовой информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.