Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неприкосновенность частной жизни

 

В современной юридической науке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание права на неприкосновенность частной жизни. Нет и четкого определения понятия "частная жизнь". Одни специалисты в области прав человека исходят из того, что право на неприкосновенность частной жизни прямо связано со свободой мысли, совести и религии, свободой выражения своего мнения, свободой собраний и ассоциаций, правом создавать семью. Другие включают в право на уважение частной жизни право располагать собой, право на тайну частной жизни и тайну корреспонденции, право на защиту личности и право на уважение к личному статусу.

Общей же во всех исследованиях является мысль о том, что право на неприкосновенность частной жизни, подобно праву собственности или авторскому праву, является сложным по составу правовым институтом и состоит из отдельных правомочий индивида. Перечень этих правомочий, закрепленный в законах и международных нормативных правовых актах, не является исчерпывающим, прежде всего, в силу постоянного развития общественных отношений.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на конкретное субъективное право не означает отсутствия самого правомочия, поскольку оно закреплено в нормах международного права, участником которых выступает Россия. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах", – так начинается Всеобщая Декларация прав человека (ст. 1). Свобода каждого не требует законодательных дозволений и разрешений, но равенство в достоинстве и правах с другими предполагает ограничение степени своей личной свободы свободой других. Неприкосновенность частной жизни и уважение к ней есть одно из проявлений личной свободы и ее ограничения.

С учетом этих замечаний предлагается определить содержание права на неприкосновенность частной жизни через установление пределов допустимого вмешательства в частную жизнь индивида при реализации им своей личной свободы.

Всеобщая Декларация прав человека устанавливает: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств" (ст. 12).

Практически в том же контексте данная норма изложена в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17).

В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 8) указывается, что каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, установленных законом.

Эти же положения прямо закреплены в Конституции РФ:

"Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умалений" (ст. 21). "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность" (ст. 22). "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения" (ст. 23). "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются" (ст. 24). "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения" (ст. 25).

Таким образом, объектом права здесь выступает неприкосновенность частной жизни каждого гражданина, которая включает в себя:

право на свободу располагать собой (в том числе находиться без контроля с чьей-либо стороны);

право на тайну частной жизни (личная тайна, семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений);

право на защиту личности (защита своего имени; защита своей чести, достоинства и деловой репутации; защита своей национальной принадлежности; защита права на пользование родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества);

право на защиту жилища (неприкосновенность жилища);

право на тайну голосования.

Последнее выступает как необходимое условие реализации свободы голосования гражданина, то есть как часть его личной свободы.

К основным субъектам права на неприкосновенность частной жизни относятся:

физические лица, независимо от возраста, гражданства и степени дееспособности;

правопреемники-физические и юридические лица, к которым перешли права на неприкосновенность частной жизни умершего правообладателя.

В отношении права на тайну голосования в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 32) субъектами выступают только физические лица, являющиеся гражданами РФ, полностью дееспособные и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Право на неприкосновенность частной жизни относится к естественным правам человека. Оно является одним из его основных конституционных личных прав, принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и не передается иным способом. Концепция естественных прав впервые была воплощена английским парламентом в Билле о правах 1689 года. В России в наиболее полном виде она реализована в Конституции РФ (1993 г.).

Информация о частной жизни лица относится к информации с ограниченным доступом. Правовая охрана прав на неприкосновенность частной жизни осуществляется прежде всего через установление конституционных гарантий. Сюда относятся:

а) запрет произвольного вмешательства в частную жизнь каждого;

б) запрет осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия;

в) запрет применять любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования для всеобщего сведения;

г) право каждого отказываться давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определен федеральным законом;

д) право каждого на охрану законом своих прав от преступлений и злоупотреблений властью и право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

е) обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

ж) допустимость ограничения прав на неприкосновенность частной жизни лишь на основании судебного решения (в части тайны корреспонденции) и в случаях, прямо установленных федеральным законом. Конституционными основаниями такого ограничения прав могут быть необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства или чрезвычайного положения (для ряда прав).

В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5) установлен перечень ограничений права на свободу и личную неприкосновенность, который включает в себя следующие случаи:

1) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;

2) законный арест или задержание лица за неподчинение законному постановлению суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;

3) законный арест или задержание лица, произведенные в целях его передачи компетентному судебному органу по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что они необходимы для предотвращения совершения им правонарушения, или чтобы помешать ему скрыться после его совершения;

4) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи компетентному органу;

5) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

6) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Наиболее подробно разработан перечень ограничений в отношении права на тайну корреспонденции.

Европейский Суд по правам человека своими решениями по пониманию и применению Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (РФ является ее участником с 1996 г.) признал, что "существование определенного законодательства, разрешающего вести скрытое наблюдение за почтой и связью, является, ввиду исключительных условий, необходимым в демократическом обществе". Но при этом должны существовать необходимые и эффективные гарантии против злоупотреблений. Суд установил критерии правомерности подслушивания (ограничения права на тайну корреспонденции). В частности, вмешательство не противоречит требованиям Конвенции, если:

оно предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядка или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц;

осуществляется в соответствии с законом;

закон и принятые на его основе подзаконные акты известны общественности и легкодоступны;

нормативные акты носят настолько четкий и определенный характер, что, исходя из них, заинтересованные лица могут корректировать свое поведение;

в них фиксируются пределы компетенции государственных органов, уполномоченных принимать решения о подслушивании и осуществлять его, и ограничения на способы реализации этих правомочий;

вмешательство необходимо для защиты демократических ценностей и институтов;

оно осуществляется в целях предотвращения и пресечения не каких-то мелких, а вполне определенных и наиболее опасных преступлений;

круг лиц, против которых предпринимаются означенные действия, строго ограничен;

подслушивание носит выборочный, а не общепоисковый характер;

обеспечивается институализированный контроль за принятием решений о подслушивании, самим подслушиванием и его прекращением;

вмешательство рассматривается как временная мера;

в отношении информации, полученной в результате прослушивания телефонных разговоров, применяется правило конфиденциальности;

в случае прекращения преследования или оправдания по требованию соответствующего лица записи либо возвращаются ему, либо уничтожаются.

В отношении права заключенных на тайну корреспонденции Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека установили двойной стандарт:

а) право на неперлюстрированную переписку с юристом или судебным органом как главное средство защиты индивидом своих прав (в РФ согласно ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса жалобы осужденных, адресованные в органы контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов исполнения наказания, цензуре не подлежат, но это не распространяется на переписку заключенных с адвокатом, что противоречит нормам международного права);

б) право на корреспонденцию неюридического характера, которое может быть ограничено государством (в РФ в соответствии со ст. 91 УИК получаемая и отправляемая корреспонденция заключенных подвергается цензуре).

Вмешательство в частную жизнь других лиц регламентировано в Федеральном законе от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности". В соответствии с этим Законом проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации:

о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение таких оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Закон устанавливает исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперативные подразделения органов внутренних дел, ФСБ, СВР, налоговой полиции, государственной охраны, пограничной службы, таможни, органов внешней разведки МО и ФАПСИ-для собственной безопасности). Он разрешает иметь оперативно-технические силы и средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи; снятия информации с технических каналов связи только лишь органам ФСБ и МВД, которые могут предоставлять эти силы и средства на основе специальных соглашений или межведомственных нормативных актов другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Запрещено проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то федеральным законом физическими и юридическими лицами. Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в РФ и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (перечень видов которых устанавливается Правительством РФ) не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами, подлежат обязательному лицензированию.

В законах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность государственных органов, заложены дополнительные механизмы охраны и защиты прав человека на неприкосновенность частной жизни, которые предусматривают:

право каждого обжаловать неправомерные действия конкретного должностного лица в структуре, осуществляющей ОРД, вышестоящему должностному лицу, в суд или прокуратуру;

право каждого на получение информации, собранной в отношении него, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных лиц предоставить такую информацию;

обязанность должностных лиц структур, осуществляющих ОРД, их вышестоящих органов, а также судов и прокуратуры принять меры по восстановлению конституционных прав граждан в случае незаконного вмешательства в их частную жизнь возместить причиненный вред;

запрет органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, которые стали известны в процессе проведения ОРД, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичные нормы содержатся в Федеральных законах "О почтовой связи", "О связи", где установлено, что все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

Информация, затрагивающая неприкосновенность частной жизни лица и ставшая известной на законных основаниях другим лицам, должна охраняться: в режиме профессиональной тайны (если она получена ими исключительно в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой) и в режиме служебной тайны (если она получена представителями государственных органов или органов местного самоуправления в силу исполнения своих служебных обязанностей в случаях и порядке, установленном законом).

 

2. Персональные данные. Другие виды конфиденциальной информации: коммерческая тайна, банковская, служебная, профессиональная тайна и др

 

Бурное развитие информационных технологий привело к появлению информации, содержащей данные о конкретном лице. Сбор, обработка, использование, хранение этих данных осуществляются, например, в финансовой и налоговой сферах, в сфере пенсионного, социального и медицинского страхования, в оперативно-розыскной деятельности, в трудовой и других областях общественной жизни. Персональные данные являются неотъемлемой частью информационных ресурсов всех уровней-от федерального до муниципальных образований. Интенсивно формируется институт персональных данных как важная составляющая информационного права России.

Основой регулирования правоотношений в сфере персональных данных являются положения ст. 24 Конституции РФ, которые устанавливают, что без согласия лица не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни. Конституционной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц является обеспечение возможности каждому ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Среди соответствующих международно-правовых норм следует отметить ст. 8 Конвенции по защите прав человека и основных свобод (ETS N 5), допускающую необходимое в демократическом обществе вмешательство в частную жизнь лица только в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (такое вмешательство предусмотрено законом).

Впервые персональные данные как вид документированной информации ограниченного доступа были определены в Федеральном законе от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в наст. время-в ред. от 10.01.2003; далее-Закон об информации). К таким данным относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Как информация ограниченного доступа, персональные данные относятся к категории конфиденциальных сведений, что определено не только в Законе об информации, но и в Указе Президента РФ от 06.03.1997 N 188, утвердившем Перечень сведений конфиденциального характера. Не являются персональными данными и, следовательно, конфиденциальной информацией данные о лице, подлежащие распространению в средствах массовой информации в установленных законами случаях.

В редакции Закона об информации от 10.01.2003 положение ст. 11 о деятельности негосударственных организаций и частных лиц, связанных с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных, исключено. Установлено, что сбор, хранение, использование и распространение персональных данных, содержащих личную, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускаются только с согласия лица либо на основании судебного решения. Новеллой в вышеуказанной редакции является положение об ответственности юридических и физических лиц, владеющих персональными данными, за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Законом об информации также закреплены основные права граждан в отношении их персональных данных: это право на доступ к соответствующей информации, на ее уточнение в целях обеспечения полноты и достоверности, на получение сведений о ее использовании. Обязанностями владельцев персональных данных (документированных) является обеспечение соблюдения режима обработки соответствующей информации и правил предоставления информации пользователю.

Институт персональных данных в российском информационном праве формируется за счет норм об информации определенного вида, содержащихся в различных федеральных законах. Объем сведений, позволяющий идентифицировать лицо, определяется в них по-разному. Так, например, Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (в ред. от 30.10.2002) к персональным данным отнесены сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства или пребывания личности. Аналогичные указания содержатся и в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. от 31.12.2002). Персональными данными в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в ред. от 08.12.2003) считаются любые сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния при регистрации актов гражданского состояния. В ст. 387 новой редакции Таможенного кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2004 г., предусмотрено право таможенных органов накапливать в отношении физических лиц персональные данные и данные о частоте перемещения ими товаров через границу.

Детально регламентированы правоотношения по поводу персональных данных работника в Трудовом кодексе РФ (глава 14). Объем персональных данных определяется здесь очень широко: это информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Она может быть получена только у самого работника или, с его письменного согласия, у третьих лиц. Установлен запрет на получение и обработку персональных данных о политических, религиозных, иных убеждениях работника и о его частной жизни. Данные о членстве его в общественных объединениях или о его профсоюзной деятельности могут собираться, обрабатываться и использоваться только в случаях, установленных законом. Трудовой кодекс РФ содержит также нормы о порядке передачи персональных данных работника: мероприятия по защите данной информации от неправомерного использования или утраты осуществляются за счет средств работодателя. Впервые в Трудовом кодексе РФ (и в российском законодательстве вообще) вводится такое понятие, как "персональные данные оценочного характера". Работник имеет право дополнить их заявлением, выражающим его (работника) собственную точку зрения в отношении такой информации.

Отдельные группы персональных данных могут приобретать правовой режим другого вида информации ограниченного доступа – государственной тайны. Это, в частности, касается персональных данных государственных служащих, внесенных в личные дела и документы учета, на что указано в Федеральном законе от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации" (в ред. от 11.11.2003).

Практически во всех законах, содержащих нормы о персональных данных, имеются общие положения об ответственности должностных и иных лиц, владеющих персональными данными, за нарушение режима ограниченного доступа и конфиденциальности в отношении такой информации. Гражданско-правовая ответственность за нарушение нематериальных благ-неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны и др.-предусмотрена в ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Лицо, чьи неимущественные права нарушены, вправе требовать компенсации морального вреда и возмещения убытков. Защита осуществляется и иными способами (ст. 12 ГК РФ). Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит новый для данной отрасли законодательства состав правонарушения-это ст. 13.11, предусматривающая ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Уголовное законодательство России не предусматривает специального состава преступления, объектом которого являются правоотношения по поводу персональных данных, однако соответствующие противоправные действия могут охватываться составами статей о преступлениях в сфере компьютерной информации либо составами должностных преступлений. Противоправные действия в отношении персональных данных могут также квалифицироваться как нарушение неприкосновенности частной жизни либо нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Однако необходимость введения соответствующей специальной уголовной ответственности объективно существует.

Законом об информации предусмотрена обязательная сертификация информационных систем, баз и банков данных, предназначенных для информационного обслуживания граждан и организаций. Порядок сертификации определяется соответствующим Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 608 (в ред. от 29.03.1999). Деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2002 N 290 (в ред. от 06.02.2003). Органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование указанного вида деятельности, является Гостехкомиссия при Президенте РФ <*>.

Дальнейшее развитие института персональных данных в информационном праве России трудно представить без специального закона. Проект закона "О персональных данных" уже был представлен в Государственную Думу РФ. Представляется, что было бы полезно учесть опыт, который имеется в соответствующем законодательстве зарубежных стран. Так, в Германии право на защиту персональных данных закреплено на конституционном уровне. В Великобритании Актом о защите данных установлен правовой статус персональных данных и основополагающие принципы их обработки. Практически во всех европейских государствах, а также в США, Австралии, Японии и ряде других стран действуют коллегиальные органы, являющиеся негосударственными структурами, в чьи функции входит защита прав субъектов правоотношений по поводу персональных данных и рассмотрение конфликтных ситуаций в этой сфере. Регулярно проводятся международные совещания уполномоченных по защите персональных данных, возглавляющих эти органы.

Отсутствие систематизированного законодательства в сфере персональных данных и специального закона создает состояние правовой незащищенности от несанкционированного доступа к такой информации. На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует и классификация персональных данных, хотя попытка их дифференциации имеет место быть-например, в Трудовом кодексе РФ, где речь идет о так называемых оценочных персональных данных. Между тем зарубежный опыт свидетельствует о целесообразности разделения соответствующей информации на две группы: данные общего характера и особая категория персональных данных, которая определяется как "данные чувствительного свойства" и к которой относится информация о расовом происхождении, политических убеждениях, конфессиональной принадлежности, состоянии здоровья, личных пристрастиях и т.д. Персональные данные второй группы должны иметь особый режим защиты и больший уровень конфиденциальности. Сбор, обработка и использование этих данных должны осуществляться только в силу необходимости. Что касается субъектов правоотношений по поводу персональных данных, то, возможно, в число их можно включить и корпоративные объединения, не имеющие статуса юридического лица, как это сделано в ряде западных стран.

Многократно возрастающий объем информации ограниченного доступа, в том числе и персональных данных, требует особой ответственности при решении вопросов регулирования соответствующих правоотношений. Исходным принципом при этом должно стать обеспечение информационной безопасности гражданина, защита его личных прав в условиях информатизации общества. Использование персональных данных должно служить основной задаче-повышению эффективности функционирования основных институтов государственной власти, поскольку высшая цель государства, закрепленная в Конституции РФ, – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Банковская и коммерческая тайна. Новеллы в УК РФ коснулись правового регулирования неизвестных нам ранее общественных отношений. В числе таковых нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе владения, использования и распоряжения информацией, представляющей банковскую и коммерческую тайну.

Специфичность рассматриваемой информации предопределяет повышенный интерес к ней со стороны хозяйствующих субъектов, которые стремятся, узнав тайны конкурентов, извлечь из этого немалые выгоды. Не секрет, что и средства массовой информации в погоне за разоблачительными сенсациями готовы представить на наш суд сведения о состоянии банковских счетов тех или иных лиц. Естественно, законный доступ к подобной информации открыт лишь ее собственнику, а в ряде случаев и иным, указанным в законе, лицам и государственным органам. Какие же меры предусмотрел законодатель с тем, чтобы воздействовать на нарушителей данного принципа, и безупречны ли они?

Ответственность за неправомерное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну, нашла закрепление в Гражданском кодексе России, принятом в 1994 г., и Уголовном кодексе РФ, принятом в 1996 г.

В ст. 128 ГК РФ в числе объектов гражданских прав, среди прочих, названа информация. Информация же, в соответствии со ст. 139 ГК РФ, составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Отношения банковской тайны урегулированы ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона РФ "О банках и банковской деятельности". Суть банковской тайны сводится к неразглашению банком сведений, составляющих тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

ГК РФ предусматривает ответственность в виде возмещения убытков за действия, направленные на незаконное получение и разглашение информации, представляющей как коммерческую, так и банковскую тайну. И здесь мы сталкиваемся с коллизией межотраслевых правовых норм, так как за те же действия предусмотрена уголовная ответственность по ст. 183 УК РФ.

Справедливости ради следует оговориться, что в отношении ответственности за разглашение банковской тайны такая проблема решается просто. По гражданскому законодательству ее несет юридическое лицо - банк, разглашающий тайну клиента.

Уголовную же ответственность по ст. 183 УК РФ могут нести лишь физические лица. Что касается информации, составляющей банковскую и коммерческую тайну, то остается неясным, нужно ли квалифицировать ее незаконное получение как уголовно наказуемые действия или допустимо не усматривать в данной ситуации наличие состава преступления и рекомендовать потерпевшим разрешать возникший спор в порядке гражданского судопроизводства.

Речь идет о неопределенности "иного незаконного способа" собирания сведений. Ведь обязательность уголовного преследования лиц, собирающих информацию, составляющую банковскую и коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, является очевидной.

Для решения данного вопроса, по-видимому, целесообразно было бы исключить из текста диспозиции ч. 1 ст. 183 УК РФ слова: "а равно иным незаконным способом" либо сделать перечень таковых исчерпывающим, включив в него наиболее общественно опасные. В том же случае, если законодатель сочтет возможным разделить ответственность за аналогичные деяния, но совершенные перечисленными в ч. 1 ст. 183 УК РФ способами, от совершенных иным незаконным способом, то в последнем случае было бы желательным указать в диспозиции уголовно - правовой нормы минимальный размер ущерба, причинение которого "приведет ее в действие".

Нельзя обойти вниманием непоследовательность законодателя в отнесении нормы о незаконном получении и разглашении банковской и коммерческой тайны к той или иной главе УК РФ.

Какую цель преследуют лица, незаконно получающие или разглашающие коммерческую или банковскую тайну? Очевидно, корыстную, так как умелое ее использование может привести к получению прибыли.

Признаки противоправности и безвозмездности изъятия таких сведений вместе с материальными носителями, на которых эта информация содержится, как факт изъятия сомнению не подлежат. В ситуациях же, когда сведения были лишь скопированы, изъятие тоже имеет место, так как предметом данного преступления является не носитель информации, а информация как таковая. Причем информация носит характер тайны.

Незаконное копирование (и даже просто доступ к такой информации) приводит к исчезновению тайны (ее важнейшего ценностного признака), а следовательно, к изъятию из фондов собственника части его имущества.

Ведь несмотря на то, что информация, составляющая банковскую или коммерческую тайну, как таковая, не является предметом материальным, она является объектом права собственности и имеет, как уже сказано, действительную или потенциальную коммерческую ценность. Вследствие утечки информации, составляющей банковскую или коммерческую тайну, теряется ее ценность, что может привести к невосполнимому ущербу, который понесут коммерческие организации, банки и их клиенты, которые по праву считаются ее собственниками.

Проблема состоит в том, что преступления, направленные на незаконное получение информации и являющиеся преступлениями против собственности, мы не можем назвать имущественными преступлениями в строгом смысле слова ввиду того, что российское гражданское законодательство не относит информацию к имуществу. В этой связи непоследовательно отнесение к преступлениям против собственности посягательства лишь на одну из ее разновидностей - имущество. Разрешение дилеммы видится либо в замене термина "имущество" в примечании к ст. 158 УК РФ на термин "собственность" законодателем, либо в расширительном толковании имущества правоприменительными органами.

Таким образом, налицо наличие в деянии, предусмотренном ст. 183 УК РФ, всех признаков хищения.

Еще больше убедиться в правоте отстаиваемой позиции позволяет обращение к способам собирания тайной информации, перечисленным в диспозиции ч. 1 ст. 183 УК РФ. Среди них мы обнаруживаем не что иное, как похищение документов. Высказывание угроз и подкуп также свидетельствуют о сходстве способов собирания информации со способами, которыми очень часто совершаются различные формы хищения (кражи с предприятий, на которых подкуплены работники охраны, грабежи, разбои).

Что же касается диспозиции ч. 2 ст. 183 УК РФ, то лица, не изымавшие сведения, составляющие банковскую или коммерческую тайну и которым эта информация была передана, например, в качестве ноу-хау якобы законным ее владельцем, по-видимому, рискуют не только понести гражданско - правовую ответственность в виде возмещения убытков, но и быть подвергнуты уголовному преследованию. В этой связи предлагается сконструировать диспозицию ч. 2 ст. 183 УК РФ следующим образом: "Те же деяния, повлекшие незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности". При наличии такой конструкции ч. 2 ст. 183 УК РФ возможность уйти от уголовной ответственности у лиц, использующих в качестве исполнителей преступления, предусмотренного ч. 1 этой же статьи, других лиц, не возникает. Ведь при определенных обстоятельствах заказчики или покупатели сведений будут признаны организаторами или пособниками преступления.

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, можно сделать вывод о желании законодателя выделить неизвестные ранее действовавшему уголовному законодательству составы преступлений в сфере экономики в отдельную главу.

Признав коммерческую и банковскую тайну потенциальным предметом хищения, можно поместить норму, предусмотренную ст. 183 УК РФ (с предложенными корректировками), в главу о преступлениях против собственности так, чтобы ответственность по данной статье УК была предусмотрена отдельно от других форм хищения подобно ст. 164 УК РФ из-за специфичности предмета преступления.

 

3. Защита права на информацию с ограниченным доступом

 

Защита прав на информацию с ограниченным доступом может осуществляться в неюрисдикционной форме (самозащита гражданином своих прав и законных интересов) и юрисдикционной форме (в судебном порядке или в специальном-административном).

В последнем случае потерпевший подает жалобу на должностное лицо (орган), нарушившие его права, в вышестоящий орган либо прокурору, которые обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав.

В судебном порядке различают способы гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой защиты.

К основным способам гражданско-правовой защиты прав на информацию с ограниченным доступом, как нематериальных благ, относятся права требовать через иск в суд:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

признания действий незаконными;

пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания недействительным акта государственного органа либо органа местного самоуправления;

возмещения убытков;

компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий);

опубликования ответа потерпевшего;

опровержения по суду порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений (в том числе в средствах массовой информации), если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (в том числе неприкосновенность частной жизни). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (из Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20 декабря 1994 года в редакции Постановлений N 10 от 25 октября 1996 года и N 1 от 15 января 1998 года).

Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио- и телепрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в судебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной форме, нескольким или хотя бы одному лицу.

Порочащими являются не соответствующие действительности сведения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в быту и т.д.), которые унижают честь, достоинство и деловую репутацию гражданина (из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 года N 6).

В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" потерпевший может обжаловать такие действия (решения) и требовать их признания незаконными.

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру ответственности, предусмотренную ФЗ "Об основах государственной службы РФ" и другими федеральными законами, вплоть до представления об увольнении. При этом ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем предоставлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений).

В случае административно-правовой защиты потерпевший через жалобу в суд может требовать привлечения к административной ответственности лица, допустившего распространение ложных сведений о кандидате в депутаты или на выборную должность в целях влияния на исход выборов. Суд в 15-дневный срок должен рассмотреть эту жалобу и может наложить штраф от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда (на должностных лиц-от 20 до 100 минимальных размеров оплаты труда). Такой же штраф может быть наложен и за нарушение тайны голосования (ст. 40.1 КоАП РСФСР).

Уголовно-правовая ответственность за нарушение прав на неприкосновенность частной жизни может наступить в случаях, установленных в ст. 129, 130, 137, 138, 139 УК РФ,-за клевету, оскорбление, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, нарушение тайны голосования.

Применение мер уголовно-правового воздействия не исключает права потерпевшего требовать от нарушителя гражданско-правовых мер, в том числе возмещения убытков, компенсации морального вреда, опровержения.

Сопоставление норм гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности с действующими законами позволяет сделать вывод, что далеко не все случаи нарушения установленных в действующих законах правовых ограничений и запретов нашли отражение в кодексах.

Так, не наступает никакой ответственности за разработку без лицензии специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, хотя ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" прямо устанавливает такое ограничение. Не нашел отражения ни в одном из кодексов РФ конституционный запрет на хранение информации о частной жизни лица без его согласия. Требуется внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.

 

Список литературы

1 Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов/ О.А.Гаврилов; Ин-т государства и права РАН; Акад. правовой унт. – М.:Норма, 2000. – 419с.: ил.

2 Згадзай О.Э. Информатика для юристов: Учебник / О.Э.Згадзай / Под ред. С.Я.Казанцева. – М.: Мастерство, 2001. – 256с.

3 Информационная безопасность России / Рук. авт. коллектива: Ю.С.Уфимцев, Е.А.Ерофеев. – М.: Экзамен, 2003. – 560с.

4 Копылов В.А. Информационное право: вопросы теории и практики / В.А.Копылов. – М.: Юристъ, 2003. – 623с.

5 Романец Ю.В. Защита информации в компьютерных системах и сетях / Ю.В.Романец / Под ред. В.Ф.Шаньгина. – 2-е изд. прераб и доп. – М.: Радио и связь, 2001. – 376с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защита государственной тайны | Доктрина информационной безопасности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.