Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика как область психологической науки




ЛЕКЦИЯ

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Хотя понятие «психодиагностика» появилось впервые лишь после публикации Германа Роршаха в 1921 г., эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. Практическое использование психодиагностических методов насчитывает почти восемьдесят лет. Широкая популярность тестов связана с тем, что практические психологи увидели инструмент, позволяющий проникнуть в особенности психики человека, измерить уровень его способностей и предсказать поведение.

Проблемы психодиагностики входят в число важнейших проблем применения психологических знаний в различных областях человеческой практики с целью всестороннего развития личности. Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выявления наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

Термин “ диагностика ” активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Он образован от греческих корней: “диа” и “гнозис” и буквально истолковывается как “ различительное познание ”. В настоящее время, под термином “диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.

Существует 2 основных типа психологического диагноза:

1) диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо психологического признака;

2) диагноз, позволяющий находить место испытуемого на оси "континуума" по выраженности тех или иных качеств.

Объектом психодиагностики является человек.

Предметом психодиагностики являются психические явления (психические процессы, состояния, свойства, потребностно-мотивационная сфера личности, знания, умения, навыки и т.д.)

Предмет диагностирования - психическое – обнаруживается в самых различных формах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены в следующую систему отношений:

интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать

взаимосвязь психических свойств личности);

интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны

служить основой для установления различий между данным индивидом и

другими личностями);

отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют

ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека

к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом

общественных требований).

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

В психодиагностике выделяют признаки и категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать.

Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть “ латентными переменными ”. Для количественных категорий часто используется также название “диагностические факторы”.

Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность психологической диагностики в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, или серию поступков в разных ситуациях.

Тест – в переводе в англ. испытание, исследование.

это стандартизированная методика психологического измерения, выраженности психологических свойств или состояний при решении практических задач. Представляет собой серию кратких однотипных стандартизированных испытаний (задач, вопросов или ситуаций).

Типовая тестовая методика представляет из себя серию заданий с выбором из готовых вариантов ответа. Каждому варианту ответа приписывается балл - количественная интерпретация. Баллы по ответам суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами и после этого сравнения формируются стандартные диагностические заключения.

Достоинства тестовых методик: стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, количественный характер оценки, надежность, справедливость (защищенность от предвзятости экзаменатора), возможность компьютеризации.

Недостатки: опасность «слепых» автоматических ошибок (например, если испытуемый не понял инструкцию), опасность профанации (часто занимаются неспециалисты), потеря индивидуального подхода, отсутствие доверительной обстановки.

Различные тестовые задания выявляют у индивида различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.