Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели процесса речевосприятия в отечественной психолингвистике

Модель восприятия и понимания речевого высказывания по Л.С. Цветковой.

В этой модели отображены обе стороны речевосприятия: и процесс восприятия, и процесс понимания. При этом собственно восприятие трактуется как выделение и узнавание знаков языка, процесс выделения структурных компонентов речи.

Цветкова акцентирует внимание на наличие мотивационной сферы. У каждого человека имеется личное отношение к предмету речи, и эта личностная направленность обеспечивает более глубокое проникновение в смысл услышанного.

По Цветковой, процесс восприятия имеет три взаимодействующих уровня.

1. сенсомоторный. Обеспечивающий собственно восприятие (прием) речи.

Он включает

· восприятие и анализ акустико-артикуляторных признаков звуков

· дифференциацию звуков по основным признакам, включая сличение их с «моторными» образами-эталонами

· установление фонемного состава

· анализ междусловных пауз

· анализ ритмико-слоговой структуры организации речи

Т.о., этот уровень включает анализ акустической, кинестетической и кинетической организации воспринимаемого сообщения. Итогом его является выделение из огромного потока отдельных слов или целых словосочетаний.

2. лингвистический (лексико-грамматический). Обеспечивает понимание предметного содержания на уровне значения.

Он включает

· звено фонемного анализа выделенных из звукового потока слов.

· звено оперативной слухоречевой памяти

· звено, обеспечивающее перешифровку логико-грамматической организации речи (перешифровка грамматики в значение).

Эти звенья осуществляются посредством следующих операций:

· Выделенный звукокомплекс соотносится с хранящимся в памяти эталоном и устанавливается его значение.

· анализируется слоговая структура и морфемная организация.

· Актуализируются все значения, хранящиеся в памяти, и происходит дифференциация значений услышанных слов

· Выделенные слова удерживаются в оперативной памяти и составляются в устойчивые словосочетания

· Определяется общее значение целых словосочетаний, прежде всего предикативные пары: (S – P, S - Ob)

· Соотносятся эти общие значения между собой и слушающий выходит на общее (предметное) значение всего высказывания

· Выделяется система отношений, скрытая за определенными грамматическими конструкциями.

· Используется долговременная и кратковременная память для анализа общего значения всего предложения.

Результатом деятельности восприятия на лингвистическом уровне является понимание фразы как сообщения о каком-то факте или явлении окружающей действительности.

2. психологический уровень. Осуществляется на основе «вторичного» смыслового анализа воспроизведенного в языковом плане высказывания. Обеспечивает понимание глубинного смысла, скрытого подтекста, установление мотивации говорящего.

Осуществляются посредством следующих операций:

· Анализ интонации и стилистики высказывания

· Сопоставление с жестами и мимикой говорящего

· Анализ смысла в контексте предшествующей речи

· Оценка личности говорящего

· Анализ ситуации речевого общения

В результате такого полифакторного анализа слушающий понимает мотивы и цели речевой деятельности говорящего.

Тема № 9: Виды и формы речевого высказывания

План:

1. Виды внешней устной речи.

2. Письменная речь и ее психологические характеристики.

В теоретической концепции РД Жинкина Н.И. –Зимней И.А. речь рассматривается как совокупность способов осуществления речевой деятельности.

Этим способам соответствуют различные формы речи. Таких форм 3 - внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности процесса восприятия | Виды внешней устной речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.