Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические когнитивные процессы. Ощущения. Восприятие. Внимание и память




II

I

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словами в карман.

4. Любите ли вы часто бывать в компании!

5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?

6. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде, чем действовать?

7. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?

8. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

9. Чувствуете ли вы себя неудобно в какой-нибудь иной одежде, кроме повседневной?

10. Очень ли любите вкусно поесть?

11. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

12. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

1. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?

2. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

3. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда – печальным без какой-либо уважительной причины?

4. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

5. Часто ли вы теряли сон из-за чувства тревоги?

6. Верно ли, что вас легко задеть?

7. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

8. Бывает ли у вас головокружение?

9. Трудно ли вам заснуть ночью?

10. Долго ли вы переживаете после конфуза?

11. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?

12. Часто ли у вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

 

Первая характеристика подразделяет всех людей на экстравертов («обращенных наружу») и интровертов («обращенных в себя»).

Экстраверты требуют постоянной стимуляции от окружающей среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, любят перемены, готовы к быстрым реакциям. Для них характерна раско­ванность поведения, склонность к риску, оптимистичность, весе­лость, вспыльчивость и агрессивность, поверхностность в воспри­ятии людей и явлений.

Интроверты, наоборот, живут своим богатым внутренним миром, черпают изнутри стимулы своей жизненной активности. Они замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, сдержанны, любят порядок, склонны к самосозерцанию, дружат преданно, но с немногими людьми, избегают шумных компаний.

Вторая характеристика, определяемая с помощью данного теста, - «эмоциональная неустойчивость - стабильность». В соответствии с ней все люди подразделяются на тревожных (нестабильных) и эмоционально устойчивых (стабильных) личностей.

Эмоциональную нестабильность характеризует постоянное эмоциональное напряжение, переживание личной угрозы, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам, склонность к самообвинениям, стремление к самосовершенствованию.

Эмоциональная стабильность характеризуется противополож­ными свойствами — уравновешенностью, помехоустойчивостью, холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать другим людям. Крайние значения этого свойства у человека встречаются редко, обычно они представлены в той или иной пропорции.

 

Ощущение считается элементарным познавательным процессом, отражающим отдельные свойства предметов и явлений, материального мира, а также внутреннее состояние организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Свойства восприятия: 1) субъективность восприятия, 2) целостность, 3) константность, 4) структурность, 5) осмысленность, 6) избирательность восприятия. Различают следующие виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Возникает нарушение восприятия. От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно - главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные и парейдолические. Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы. Очень интересны и показательны парейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям (дневной свет ослепляет, запахи воспринимаются остро и т.д.). Эти изменения называются гиперстезией. Противоположное состояние, когда понижается восприимчивость к внешним стимулам связанная с умственным переутомлением называется гипостезия.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность называется вниманием. Внимание человека обладает следующими основными свойствами: Устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека; объем – показатель количества однородных стимулов находящихся в фокусе внимания. Объем внимания взрослого человека 4 – 6 объектов, у ребенка не более 2 – 3. Объем зависит от генетических факторов человека, возможностей кратковременной памяти, от характеристики воспринимаемых объектов (взаимосвязанность, однородность), а также от профессиональных навыков субъекта. При восприятии множества объектов в интервале 1,5 секунд объем внимания инженера в среднем равен 5 – 7 элементам; распределение. Способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно; переключаемость. Возможность более или менее легко и достаточно быстро переходить от одного вида деятельности к другому; концентрация. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр всей психологической активности человека.

По степени активности различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Основным видом внимания преобладающим в ходе инженерной деятельности является произвольное внимание, его основная функция заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях работы, в выявлении тех объектов, которые могут иметь в данный момент времени важный смысл.

Длительные усилия для поддержания бдительности внимания могут приводить к эмоциональной напряженности, нарушению переключаемости и распределения внимания. Если в нормальных условиях оператор, равномерно распределяет внимание, уделяя вспомогательным приборам до 70% времени, то в аварийной ситуации он концентрирует внимание на основных, уделяя вспомогательным всего 7% времени. Снижение работоспособности усугубляется, если помещение заполнено гудением приборов, шумом работающих установок или, наоборот, если в нем тихо и пустынно. Утомление однообразием может быть уменьшено и необходимый уровень собранности сохранен рядом приемов: переключением – заменой слуховой информации на зрительную, изменением на короткое время темпа работы, но, главное, для поддержания бдительности очень важно сохранить активное взаимодействие человека с техникой. В любой ситуации содержательность задания, возможность творческого подхода к его решению, а также ответственное отношение к результату поддерживают устойчивость внимания.

Впечатления, которые получает человек об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а затем воспроизводятся. Эти процессы составляют память.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, поэтому память – необходимое условие единства человеческой деятельности. Память как психофизический и культурный процессы, которые выполняют функции, называемые также процессами памяти: запоминание; сохранение; узнавание; воспроизведение. Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Данные функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по степени развитости у разных людей. По времени сохранения материала различают долговременную, кратковременную и оперативную память.

В соответствии с типом запоминаемого материала различают виды памяти. Генетически первичной является двигательная память (запоминание и воспроизведение двигательных операций), затем формируется образная память (сохранение данных восприятия), которая зависит от участвующего анализатора подразделяется на: зрительную, слуховую, обонятельную и вкусовую. Различают также эмоциональную память, вербальную или словесно-логическую, семантическую (основы познания и анализа). Существует четыре вида памяти: зрительная, слуховая, двигательная и смешанная. Профессиональная деятельность человека, с одной стороны, обусловливается до известной степени тем, какой вид памяти преобладает, а с другой — способствует совершенствованию определенного вида памя­ти. В психологии выделяют три вида забывания: 1) потеря информации из-за того, что она не используется, 2) потеря информации в результате интерференции (проактивной и ретроактивной), 3) забывание, обусловленное мотивацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.