Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология профессиональной деятельности. В психологической науке большое место занимает учение о деятельности




 

В психологической науке большое место занимает учение о деятельности. Начало исследования деятельности связано с именами А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Э.Г. Юдина, С.А. Рубинштейна. Деятельность - процесс, побуждаемый и направляемый мотивом, тем, в чем опредмечена та или иная потребность (А.Н. Леонтьев). Деятельность, С.А. Рубинштейн понимает как процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, к задачам, которые перед ним стоят.

Деятельность человека носит преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества и самого человека. Проблема деятельности органически связана с проблемой личности и сознания. Личность и формируется в ее деятельности. Деятельность - процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация труда целых коллективов (групп), и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность, психолого-педагогическая деятельность и инженерная - профессиональная деятельность. Таким образом, деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Макроструктура деятельности включает: Первый уровень - человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна: общение, игра, учеба, труд. Труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Учение – деятельность, направленная на получение знаний, разработку умений и навыков. Игра – деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд и учение. Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по форме, по способу осуществления, по эмоциональным характеристикам, по их физиологическим механизмам.

Внешняя структура учебной деятельности состоит из таких основных компонентов, как: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку. Описывая структурную организацию учебной деятельности в общем, контексте теории Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.И. Ильясов отмечает: «учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса. Учебные действия — это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Действия контроля направлены на сравнение результатов своих учебных действий с заданными образцами. Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач».

Виды действий: двигательные действия, с целью удержания и перемещения тела; мыслительные, при помощи, которой происходит решение мыслительных задач; перцептивные, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; имажитивные, (образ) деятельность воображения в процессе творчества; мнемические, которые входит в состав деятельности запоминания. Рабочие действия по своим целям делятся: ориентировочные - это определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические; теоретические ориентировочные - имеют целью получения необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: что делать? как делать?; практические ориентировочные - включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели; исполнительские - всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности; корректировочные - это внесение поправок, уточнений и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях; завершающие - сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. Но в любом случае, как внешние действия, так и умственные подчинены целям. Цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

Операцией называется способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия; то, что называют «техникой», ловкостью, сноровкой. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. К примеру, технологическая операция выполняется посредством ряда приемов, под которыми в технологии и в производственном обучении понимается законченные действия инженера, имеющие определенную элементарную технологическую цель. Если действие подчиненно цели, то операция - условиям, в которых эта цель дана. Поэтому в отличие от действий, операции малоосознаваемы. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Эти операции принципиально отличается от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций заполнен автоматизированными действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно и характеристики операций. Операция формируются двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий.

Инженерная деятельность представляет собой устойчивый, относительно самостоятельный вид технической деятельности, обладающий качественной определенностью. На сегодня инженерная деятельность - это не только труд, но и познание, общение, управление, творчество и профессия. Предмет инженерной деятельности – техника в широком понимании этого слова. Существенными признаками являются: опосредственность ее воздействия на материальный субстрат техники; научная обоснованность, т.е. использование научных знаний; учет при решении технических задач фактора времени и затрат, т.е. практическое отношение к технике.

В целом, инженерная деятельность является результатом исторического процесса труда, «развитым телом» трудовой деятельности. Инженерная деятельность возникла на определенном этапе развития общества, когда производство орудии труда не могло основываться только на смекалке и ловкости рук, а потребовалась ориентация на науку. Современная инженерная деятельность представляет собой наиболее зрелую форму трудовой технической деятельности.

Техническое творчество есть создание новой идей, воплощенной, прежде всего в проекте. Как всякая творческая деятельность, получение новых результатов в технике есть также специфическая форма мыслительной деятельности, которая оказывает воздействие на познание инженера как личности. Выделяют четыре фазы творческого процесса (Г.Гельмгольц, А.Пуанкаре): 1) собирания материала – накопление знаний, которые могут лечь в основу решения, переформирования проблемы; 2) созревания (инкубации) – когда работает подсознание, а на уровне сознательных регуляции человек занимается другой деятельностью; 3) озарения (инсайт) – когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляются в сознании; 4) контроля, – который требует полной включенности сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.