Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностные отношения. Вербальное и невербальное общение




 

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, стано­вясь осознанным и опосредствованным речью.

Общение - это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредствен­ным, "лицом к лицу", и опосредованным теми или иными средствами например техническими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в кон­текст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъ­ект-субъектным (диалогическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим). Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе кото­рого возникают, проявляются и формируются межличностные отноше­ния. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п.

В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Содержание общения - это информация,которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии.Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Средства общения - определяется как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемый в процессе общения от одного к другому.

В зависимости от содержания, цели и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное, кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное. По целям общение делится на биологическое (подержание, сохранение организма) и социальное (укрепление межличностных контактов) в соответствии с обслуживаемыми им потребностям. По средствам общение может быть непосредственным (с помощью рук, голосовых связок) и опосредствованное (использование специальных средств и орудий для общения).

Структура общения. Интерактивная сторона (общение как взаимодействие) - в результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение принимается последним, то есть вышестоящим. Перцептивная сторона (общение как восприятие людьми друг друга)- с точки зрения эффективности управления, процесс восприятия объекта и субъекта друг с другом не являются равноценным. Коммуникативная сторона (общение как обмен информацией) - в ходе совместной управленческой деятельности руководитель со своими подчиненными обменивается различными представлениями, идеями, настроениями, чувствами, установками.

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности про­цессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая спе­циализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе дос­тижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число тех­нических средств для обмена информацией. Мы стали свидетелями, как появились и вошли в повседневный обиход многих людей факсы, элек­тронная почта, интернет и т.д. Не менее существенны отличия средств общения. Последние нужно определить как способы кодирования, передачи, переработ­ки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому. У человека, кроме всех этих данных от природы способов пере­дачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовер­шенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хране­ния информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в вы­боре средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на пла­нете Земля.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностя­ми), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, кото­рые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуаль­ных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. На­пример, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счете, — оказать определен­ное воздействие на самочувствие друг друга.

В жизни человека общениене существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и раз­ностороннего общения. Между деятельностью и общением как видами человеческой ак­тивности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального пред­мета. Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально разви­вающей человека формой активности, а общение — видом актив­ности, главным образом формирующей и развивающей его как лич­ность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение — в его интеллектуаль­ном развитии. И деятельность, и общение поэтому следует рассматри­вать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социаль­ной активности.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использова­ние звуковой речи, естественного языка в качестве средства обще­ния. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позво­ляют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмо­циональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведе­ния. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Техника общения - это способы преднастройки человека на об­щение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невер­бальное. Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходи­мо определить свои интересы, соотнести их с интересами партне­ра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подхо­дящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе обще­ния, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь пра­вильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствую­щее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сде­лав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

Коммуникативные способности — это умения и навыки обще­ния с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Об­разованные и культурные люди обладают более выраженными ком­муникативными способностями, чем необразованные и малокуль­турные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.