Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни и стадии двигательной активности




Функции психики

Тема 4. Зарождение и развитие психики

 

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

В процессе эволюционного развития живых существ в их организмах выделилась специальная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством, – нервная система.

Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Важным стимулом к развитию явилось усложнение условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нём. Первопричиной совершенствования психики являлась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического отражения [13].

Одну из гипотез, касающихся стадий и уровней развития психического отражения, начиная с простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н. Леонтьев. Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд уровней: низший, высший и наивысший.

 

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определённым сочетанием двигательной активности и форм психического отражения.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлены раздражимость – способность живых организмов реагировать на значимые воздействия среды изменением направления и скорости движений, чувствительность – способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды.

Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей, характеризуется появлением первых элементарных ощущений. На этом уровне уже существует чувствительность.

Элементы приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в виде инстинктов – наследственно закреплённых, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.

Высший уровень развития перцептивной психики характерен и для высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия.

Обобщив результаты наблюдений за интеллектуальным поведением животных, Р. Йерке выделил следующие основные особенности, которые характеризуют такое поведение:

1. Детальное изучение животным ситуации прежде, чем оно начинает действовать.

2. Наличие колебаний, перерывов между действиями, напоминающих «размышления».

3. Попытки разумного, целенаправленного реагирования на ситуацию, выражающиеся в том, что животное сразу пытается решить возникшую проблему, не делая случайных движений, бессмысленных проб и ошибок.

4. Применение нового способа решения, если первоначальный оказался неудачным.

5. Удержание в процессе выполнения действия конечной его цели в сфере внимания. Разумность и целенаправленность всех совершаемых движений, их подчиненность достижению цели.

6. Наличие в деятельности особого, критического момента, когда животное внезапно и быстро совершает необходимую серию действий, прямо ведущих к цели.

7. Легкость повторения в новых условиях однажды найденного решения проблемы.

8. Способность обнаруживать, усматривать существенное в ситуации, обращать на него внимание, отвлекаясь от всего остального.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.