Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Евгений Кононенко


Джон Рескин/

Лекции об искусстве


Предисловие к изданию 1887 года

Предлагаемые лекции являются самым значи­тельным из моих литературных трудов. Я писал их с неослабной энергией, под влиянием самых лучших побуждений и при самом счастливом стечении обстоятельств. Я писал и читал их, когда еще была жива моя мать, принимавшая самое горячее участие во всех моих начинани­ях, когда друзья мои еще непоколебимо верили в меня, а занятия, которым я предавался, каза­лось, влекли меня к задачам более благородным и ответственным, чем цели праздного туриста или случайного преподавателя.

Сегодняшнее поколение может улыбаться, читая пылкие заявления, которые содержатся в первых четырех лекциях. Но не я один виноват в том, что эти заявления не осуществились. Я не

Аг5 1опёа/


;исловие

отказываюсь ни от одной из высказанных на­дежд, не беру назад ни одного слова из того, что обещал студентам в случае, если они усерд­но предадутся занятиям. Для успеха дела мне следовало жить неотлучно в Оксфорде и не рас­точать своей энергии на другие дела. Но я пред­почел уделять половину своего времени Кони-стону1 и половину сил тратить на создание новой социальной организации — общины св. Георга, — которая преисполнила всех моих оксфордских коллег недоверия, а многих моих слушателей — даже презрения ко мне. Смерть матери, после­довавшая в 1871 году, и смерть моего друга в 1875 году погасили всякую заинтересованность, с которой я писал или создавал свои планы. И в 1876 году, не чувствуя в себе сил выполнять обязанности в Оксфорде, я взял годичный от­пуск и, следуя любезному и мудрому совету принца Леопольда2, отправился в Венецию, чтобы еще раз рассмотреть и обсудить ту фор­му, в которую я отлил ее историю в «Камнях Венеции»».

Подлинное и тщательное изучение этой исто­рии, начатое с места упокоения св. Марка, и новые архитектурные чертежи увлекли меня вперед, в новые области мысли, несовместимые с ежедневными посещениями оксфордских классов. С одной стороны, недовольство тем

Аг5 1оп§а/


состоянием, в котором я покинул их, а с дру­гой — невозможность вернуться к дальнейшему руководству ими, для чего пришлось бы отка­заться от всех планов по изучению венециан­ской и итальянской истории, — все это послу­жило началом целого ряда мучительных волне­ний и завершилось в 1878 году болезнью, едва не приведшей к смертельному исходу.

Таким образом, мои занятия в Оксфорде на самом деле продолжались только с 1870 до 1875 года. Едва ли можно удивляться или упрекать меня за то, что за это время я не смог завоевать всеобщего доверия к системе преподавания, которая, хотя и основывалась на системах да Винчи и Рейнолдса3, но расходилась с практи­кой всех новых европейских академических школ, и при недостаточных средствах нашей кафедры не успел создать школ скульптуры, ар­хитектуры, металлических работ и орнаментики рукописей, план которых был с такой уверен­ностью намечен в первых четырех лекциях.

Пересматривая эту книгу, я — подобно тому как сделал это в последнем издании «Семи све­точей архитектуры», — отметил те места, кото­рые могут быть применимы и полезны для сту­дентов в целом, кроме тех, которые непосред­ственно касаются специальных предметов. Важность этих суждений, имеющих более ши-

Аг5 \оп%а/


3 2/П редисл овие

рокое значение, я всегда обозначаю полужир­ными буквами или курсивом. Если читатель за­хочет составить указатель тех суждений, кото­рые найдет полезными для собственной рабо­ты, то на оставленных в конце книги пустых страницах он, без сомнения, поместит более подходящие для себя, чем те, которые мог бы сгруппировать сам автор, следуя своему пред­ставлению об их значении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
См. коммент. к с. 186 | Сэндгэйт, 10 января 1888 года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.