Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура характера. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности




Тема 13. Характер

Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности

 

Динамические черты проявляются не только во внешней манере поведения, движения, но и в умственной сфере, в общей работоспособности.

Различия по темпераменту это, прежде всего, различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений.

Сейчас известно, что слабость нервной системы – это не только недостаток силы, но в некоторых отношениях и преимущество по сравнению с сильным типом нервной системы.

Так, установлено, что в некоторых видах монотонной работы лица с относительно слабой нервной системой имеют преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от снижения восприимчивости, от развития сонливости, которая легко может возникнуть в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело с особенно сильными, неожиданными раздражителями, лица слабого типа могут оказаться не в состоянии справляться с деятельностью.

Исследования показали, что зависимость между уровнем интеллектуальных способностей и типом темперамента отсутствует. Лица с высоким уровнем умственных способностей могут обладать самыми разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковые темпераменты, могут обнаруживать самые разные уровни умственных способностей.

Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений.

В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям личности, человека, индивида.

2. Охарактеризуйте современные теории личности.

3. Какие психологические теории личности вам известны?

4. Назовите типы темпераментов.

 

 

 

В переводе с греческого характер – это «чеканка, отпечаток». Характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливающая для нее типичные способы поведения. Формируется под влиянием общественных условий и деятельности личности. Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (решительность или боязливость), к чувствам (жизнерадостность или угнетенность) и к уму (легкомыслие или вдумчивость), т. е. проявление характера является комплексным образованием и в ряде случаев практически не поддается распределению по разрядам волевых, эмоциональных, интеллектуальных процессов (подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и т. д.). Характер обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность личности человека.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, направлять поведение человека. Знание характера, темперамента является условием эффективности индивидуального подхода педагога в учебно-воспитательной работе.

Характер личности всегда многогранен. В нем могут присутствовать отдельные черты или стороны, которые не существуют изолированно друг от друга, а связаны воедино, образуя цельную структуру, которая обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.

Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности. Один добродушный, веселый человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой – тоже добродушным, но не брезгующим никакими, в том числе и нечистоплотными, поступками для достижения своих целей.

Важнейший момент в формировании характера это то, как человек относится к окружающей сфере, к самому себе, к другому человеку. Характер человека проявляется в том, как он относится к

– другим людям, коллективу, обществу (чуткость, уважение, черствость, бездушие, грубость, презрение);

– себе и собственному «я» (достоинство, гордость, скромность, обидчивость, заносчивость, эгоизм, эгоцентризм);

– делу и труду (добросовестность, исполнительность, энтузиазм, ответственность);

– вещам (аккуратность, скупость, щедрость).

Деятельность человека, его поведение определяются прежде всего теми целями, которые он ставит перед собой. Основной детерминантой поведения остается направленность его личности – совокупность интересов, идеалов, убеждений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.