КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее представление о педагогике как науке
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке Введение
Успешная деятельность современного руководителя, специалиста зависит от многих факторов. Реализуя свои функциональные обязанности, он должен заниматься обучением и воспитанием, сочетая высокую требовательность, принципиальность с доверием и уважением к своим сотрудникам. В разделе II данного учебного пособия раскрываются общие основы педагогики, проблемы дидактики (теории и практики обучения), теории воспитания с учётом достижений современной науки и педагогического опыта. Особое внимание уделяется рассмотрению основных категорий педагогики, сущностной характеристике педагогического процесса, основам его организации в управленческой деятельности. Раскрываются принципы организации педагогического процесса, основные задачи, формы и методы деятельности педагога. Активное овладение современной психолого-педагогической теорией и практикой явится той основой, которая обеспечит практическую востребованность данных положений и явится важной предпосылкой для формирования необходимых качеств будущего специалиста. Структура раздела «Педагогика» выстраивается по следующей логике: Тема «Теоретические проблемы педагогики» посвящена анализу сущности педагогических явлений, закономерностям их взаимодействия в целостном педагогическом процессе. Тема «Теория и практика обучения – дидактика». раскрывает сущность обучения, систему форм, многообразие методов обучения. Тема «Воспитание в целостном учебно-педагогическом процессе» содержит характеристику воспитательного процесса, здесь также рассмотрены проблемы его организации.
Тема «Педагогические технологии» является логическим завершением данного пособия, знакомит с проблемами реального воплощения воспитательных воздействий на человека.
Каждая наука формируется под влиянием потребностей общества и должна выполнять определенные общественные функции. Педагогическая отрасль человеческих знаний является одной из самых древних и неотделима от развития общества. Педагогика ассоциируется с понятиями «воспитание», «формирование человека». «Педагогика» – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение» или «искусство воспитания». Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения. В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека и занимает определённое место в системах человекознания и гуманитарных наук. Историческое развитие научно-педагогического знания прошло несколько этапов: 1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений (Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан, Авиценна, Конфуций и др.). 2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или 3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте (XVII в.). Современный этап (2-я пол. XIX в.) характеризуется саморазвитием научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с другими науками (философией, психологией, социологией, физиологией, экономикой и др.). Активно развивается методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Скаткин).
Педагогика как наука выполняет три основные функции: теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию практики обучения и воспитания человека). Цель педагогической науки заключается в передаче накопленного производственного опыта последующим поколениям людей. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно – воспитательных учреждениях). Предметом педагогики также являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспитательной деятельности. Развитие и поведение личности обусловлено тем, как она воспринимает воспитательное воздействие, какую внутреннюю реакцию оно у нее вызывает. Из этого вытекают следующие задачи педагогики. 1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного воспитания (образования). 2. Определение цели воспитания. 3. Разработка содержания воспитания. 4. Исследование и разработка методов воспитания. Как любая наука педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов. Методы научно – педагогического исследования – это способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, количественную обработку: это наблюдение, методы опроса, изучение продуктов и процесса деятельности обучаемых и преподавателей, документации и архивных материалов; составление монографических характеристик. Методы теоретического уровня; отбор и классификация материала, изучение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент-анализ и др./
Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных. Наиболее распрастраненными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование. Возникнув в недрах философии и пройдя длинный и сложный путь развития, педагогика превратилась в настоящее время в разветвленную систему педагогических знаний. Систему педагогических наук составляют следующие отрасли: 1) общая педагогика, анализирующая основные закономерности воспитания; 2)возрастная, которая разделяется на преддошкольную, дошкольную, школьную и педагогику взрослых; 3)профессиональная, изучающая закономерности обучения и воспитания в различных учебных заведениях; 4)педагогика семейного воспитания; 5) методика обучения различным предметам в разных типах учебных заведений; 6) история педагогики – наука, изучающая развитие педагогических идей и воспитание в различные исторические периоды; 7) специальная, в состав которой входят сурдопедагогики (педагогика для глухонемых), тифлопедагогика (педагогика слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогика умственно отсталых), логопедия (наук об исправлении речи).
Раскрывая предмет и задачи педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т. е. понятий, выражающих научные факты. К этим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, самообразование, формирование и развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, социализация, педагогическая задача. В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель передаёт опыт, накопленный человечеством; вводит в мир культуры; стимулирует к самовоспитанию. Воспитанник, в свою очередь, овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; обучается способам общения и манерам поведения.
Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке нового поколения, способного реализовывать определённые общественные функции и социальные роли. Воспитание в педагогике - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. К различным видам воспитания относятся: умственное, нравственное, физическое, трудовое и эстетическое. Самовоспитание – это сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Воспитание как всеобщая категория исторически включало в себя обучение и образование. Обучение понимается как процесс взаимодействия педагога и учащегося. Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Оно включает преподавание (научение) – целенаправленную передачу опыта, способов деятельности, создание условий для развития личности учащегося – и учение – деятельность ученика. Диалектический процесс «обучение – воспитание» направлен на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, знаний, умений, навыков. Нельзя осуществить воспитание без хорошо поставленного обучения, как невозможно обучать без умелого воспитания. Категория педагогики «образование» понимается как: - процесс обучения и воспитания человека; - результат этого процесса; - система. Итак, образование – объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которым овладел обучаемый. Образование – это единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Воспитание, обучение, образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека. Развитие – процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности. Формирование личности выступает как результат ее развития и означает её становление, приобретение устойчивых свойств и качеств. Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов). Педагогический процесс представляет собой систему из следующих элементов (по Н.В. Кузьминой): 1. Цель обучения (для чего учить). 2. Содержание учебной информации (чему учить). 3. Методы, приёмы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить). 4. Учитель (преподаватель). 5. Учащийся. Педагогический процесс с системной точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Функции педагога заключаются в построении представлений о деятельности и передаче их студенту. Студент должен принять эту деятельность и осуществить её. Педагог контролирует деятельность, и в случае отрицательного результата весь педагогический процесс повторяется заново. Такова логика учебно-педагогической деятельности. Важное значение для педагогической деятельности имеют мотивы (побудительные силы, движущие ученика к цели обучения), которые можно разделить на внешние и внутренние. К первым относятся наказание, угроза, награда, требование, материальная выгода, давление коллектива, ко вторым – интерес к знаниям, повышение культурного уровня, профессиональная потребность в активности. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. В качестве педагогической системы рассматривается конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, М. Монтесори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского. Для успеха в деле обучения и воспитания необходимо проявление педагогического мастерства: органичное соединение научно-педагогического знания с постоянным личностным творчеством человека, выполняющего педагогическую миссию. Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования. Вопросы и задания для самоконтроля 1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского? 2. Обоснуйте объект и предмет педагогики. 3.Какие функции выполняет педагогическая наука? 4.Как соотносятся основные педагогические категории? 5.Какие виды педагогического знания существуют? 6.Какое место занимает педагогика в системе человекознания?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |