Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Масса, свет и цвет

Линия и цвет

Масса и свет

Линия и цвет

Линия

Линия /225

нообразных красок, изысканно правильная в изо­бражении форм, но не умеющая схватывать тени; другая — школа света и тени, тонко передающая плотные формы, но плохо улавливающая цвета, а иногда и сам дух предмета. Школа плоских кра­сок более живуча; если она не добивается вели­чия, то всегда более естественна и проста; если же она является великой, то уж поистине великой.

Школы света и тени связаны со школами гра­фики. Академическая школа резко отделяет свет от тени; она утверждает, что светлые сто­роны всех предметов следует изображать белым цветом, а теневые — черным. Этот условный принцип дает школе возможность достичь за­мечательного в своем роде совершенства, хотя и в ограниченном смысле; образцами такой со­вершенной работы могут служить лучшие из су­ществующих гравюр, а также картины, которые наиболее верно выражают живые формы.

Школы цвета уверенно продвигаются вперед, за­имствуя из школ света и тени то, что согласуется с их собственными принципами, и вот вы получаете совершенные произведения искусства, лучшие из которых принадлежат великим венецианцам.

Но школы света и тени либо недосягаемы в своих академических формулах, либо в ограни­ченности своих теорий слишком слабы, чтобы многому научиться от школ цвета. Они приходят

Аг§ 1оп§а/


226/Лекция V

в упадок, выражающийся частично в самонаде­янных попытках сообщить живописи свойства скульптуры, частично в стремлении к световым и теневым эффектам; высшей тонкости здесь до­стигла голландская школа. В своем падении шко­лы света и тени увлекают за собой и школы цве­та. Новейшая история искусства есть история не­осознанных усилий вновь найти утерянные пути и возродить верность нарушенным правилам.

133. Вот схема великих школ, которую легко запомнить в виде прилагаемого шестиугольника.

Ранние школы


2 Линия и свет

Греческая глина


Готическое стекло


 


(Представители:

Леонардо

и его школа)


(Представители:

Джорджоне

и его школа)


 


Агб 1оп§а/


(Представители: Тициан и его школа)


Линия/227

Я хочу, чтобы, упражняя зрение и руку, вы следовали всем методам, которые представлены этими великими школами. Вы должны начать с того, чтобы овладеть линией, то есть научиться точно проводить линию, ограничивающую то пространство, которое вы намерены обвести. Затем вы должны овладеть искусством накла­дывать плоские тени, иными словами запол­нять обведенную область тенью или цветом в зависимости от того, к какой школе вы присо­единитесь; наконец, овладеть искусством при­давать такое изящество переходам между масса­ми, чтобы передавать и округления этих масс, и их фактуру.

134. Те, кто хорошо знаком с методами суще­ствующих школ, увидят, что я почти перевора­чиваю вверх дном практикуемый порядок пре­подавания. Студенты обычно учатся сперва ри­совать детали, а потом — цвета и массы. Вы же будете учиться изображать сначала большие массы и цвета, а потом детали в них. У меня имеются серьезные причины, понуждающие к подобной смелости, и справедливость требует, чтобы я указал главнейшие из них. Первая со­стоит в том, что этот метод, как я указывал, ес­тественный. Все великие в художественном от­ношении народы действительно учились рабо­тать именно таким образом, и, поскольку до

Аг5 1оп§а/


228/Лекция V

сих пор он приносил успех, я считаю его пра­вильным. Во-вторых, вы найдете его менее скучным и более определенным, чем противо­положный метод. Когда начинающему сразу приходится прорабатывать детали и делать за­конченные этюды со светом и тенью, ни один специалист не в состоянии исправить его бес­численные ошибки или освободить его от бес­конечного количества затруднений. Но при ес­тественном методе он сам, если пожелает, мо­жет исправить собственные ошибки. Вам предстоит рисовать точную линию. Эти линии — если не считать большей твердости руки, кото­рая здесь требуется, — не труднее провести, чем линии географической карты. Они должны быть неуклонны и просты, вместо того чтобы зазубриваться в виде мысов и бухт. При нали­чии терпения их, конечно, можно провести правильно, а эту правильность — проверить с математической точностью. Вам следует только начертить намеченную линию на прозрачной бумаге и приложить эту копию к той линии, которая послужила оригиналом. Если они не совпадут, значит, вы ошиблись, и для того что­бы увидеть, в каком именно месте, вам не ну­жен учитель. Предположим, вы полностью за­лили границы краской или каким-нибудь то­ном. Вы сами сможете увидеть, ровно ли

Аге 1оп§а/


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Линия /223 | Линия/229
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.