Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линия /237. назначение. В самом деле, картины, малые или великие, если только они прекрасны, не следу­ет помещать на страницах книги, где они пор­тятся от беспрерывного




назначение. В самом деле, картины, малые или великие, если только они прекрасны, не следу­ет помещать на страницах книги, где они пор­тятся от беспрерывного перелистывания; если же картины не прекрасны, то, малы или вели­ки они, их не следует воспроизводить нигде. Но добиться, чтобы письмо само было прекрасно, сделать прекрасным взмах пера, — вот настоя­щее искусство. Хочу особо подчеркнуть это, потому что часто молоденькие девушки, не способные уверенно начертить простой изгиб, а тем более какую-нибудь орнаментальную или природную форму, воображают, что то, что не­допустимо в обыкновенном рисунке, возможно при оформлении текста. Они уничтожают саму возможность успеха, прикрывая свою неспо­собность щитом добрых побуждений. А между тем правильный путь состоит прежде всего в том, чтобы овладеть искусством красивого письма, а потом применять это искусство в со­ответствии с навыком владения им ко всему, что желаешь написать. И истинный долг деву­шек заключается скорее в приобретении уме­ния обдуманно, четко и красиво писать пером, чем в том, чтобы разукрасить известное коли­чество текстов. Тогда они могли бы приучить руку распоряжаться линиями любой длины и, наконец, придать красоту цвета и формы этим

Аг5 1опёа/


238/Лекция V

превосходным волнистым линиям. Но они бу­дут способны надлежащим образом украшать для взора благородную речь только после мно­голетней практики, так же, как [только] после многолетних упражнений голоса смогут добить­ся мелодичности речи.

138. В этой лекции я не буду говорить об ис­пользовании пера в качестве инструмента рисо­вания. Это использование связано с правилами штриховки и гравирования, с которыми вы по­знакомитесь позже. Могу только сказать, что самое лучшее применение пера заключается в том, чтобы придать определенность формам в рисунке, оттушеванном нейтральным цветом. В этом отношении Гольбейн не имеет себе рав­ных. Несколько образцов его работы я помес­тил в нашей коллекции. Пером пользовались Рафаэль и другие мастера эскизов для быстро рисуемых этюдов — оно служило им для набра­сывания теней. Но перо — не лучшее орудие для изображения теней; когда стояла задача со­здать продуманный и завершенный рисунок, великие мастера им не пользовались. Истинное значение пера заключается в способности ре­шительно и необыкновенно быстро проводить предельно тонкую, ровную линию. Но с этим положительным качеством связано искушение: можно усвоить доходящие до полного произво­ла 1опёа/


Линия/239

ла легкость и проворство выводить случайные изгибы вместо того, чтобы точно и верно уп­равлять ими.

В руках величайших художников при таком свободном употреблении перо, подобно пунк­тирной игле, приобретает особую утонченную прелесть, но пока вы лишь ученики, вы должны оставить всякую попытку подражать этим эски­зам, лишенным определенности и заключаю­щим в себе только намек. Можете воображать, что без труда создали что-нибудь похожее; но будьте уверены, что на самом деле это будет столь же мало походить на них, как бессмыс­ленность на смысл. Если будете упорствовать в своем заблуждении, то не только уничтожите для себя возможность какого бы то ни было ус­пеха в выполнении подобных работ, но так ни­когда и не постигнете, что значит хорошая кар­тина. Если, взяв в руки перо, вы не сможете от­вечать за каждую проведенную линию, не сможете сказать, почему сделали ее именно та­кой длины, почему провели ее в таком, а не в другом направлении, тогда ваша работа плоха.

Единственный человек, который умел быстро работать пером и при этом сохранял власть над каждой отдельной линией, был Дюрер. Он до­казал это в иллюстрациях требника, хранящего­ся в Мюнхене, с которого сделано много удач-

Агз 1оп^а/


240/Лекция V

ных факсимиле. Ряд образцов из него я помес­тил в вашей коллекции вместе с несколькими гравированными пейзажами Тернера и другими примерами хорошей работы пером: все они бу­дут содействовать успеху ваших первых шагов. Объяснение, как ими пользоваться, вы найдете в каталоге.

139. Еще два слова. Не приписывайте мне дерзости выдать за безусловно наилучший ме­тод то новое, что я внес в эту систему практи­ческих занятий. Впрочем, нет в Англии худож­ников, которые бы остановились на том или другом методе обучения. Даже Рейнолдс выска­зывает убеждение в целесообразности учиться [сразу] рисовать кистью не без колебания. Но указанный мной метод во всех существенных пунктах основан на авторитете именно Рей-нолдса и Леонардо, а также на опыте самых блестящих мастеров Греции и Италии, о кото­ром свидетельствуют или наглядные доказа­тельства, или рассказы. Можете быть уверены, что этот метод, хотя и медленно, приведет вас к тому, что вы приобретете огромную и верную ловкость. Степень этого умения, этой ловкости будет в значительной степени зависеть от вас самих, я же знаю одно: при таком методе каж­дый час доставит вам выигрыш и в знании ис­кусства, и в развитии способности руки. Что же





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.