Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность в общении - базовая потребность человеческой личности




Предмет психологии общения.

Наиболее чёткое определение предмету общения даёт А.А. Леонтьев: "Психология общения - такой раздел психологической науки, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношения личности и общества."

Основная проблематика психологии общения:

1. Проблема психологических функций общения;

2. Проблема формирования, функционирования механизмов и средств общения;

3. Проблема взаимоотношения общения с другими аспектами психической жизни человека и особенностями его личности.

 

У человека существует жизненно важная нужда в общении: ведь для эффективного совместного действия важно, чтобы участники группы хорошо знали и правильно оценивали и себя, и своих товарищей. Это обстоятельство и определяет возникновение у них потребности в познании и оценке друг друга и самих себя. Но общение создаёт и отличные возможности для отражения любых своих качеств и качеств друг друга благодаря тому, что предметом общения является другой человек как субъект и в ходе общения на него направлена интенсивная психическая активность партнёров.

Как известно, потребность определяется в психологии как психическое состояние нужды субъекта в чём либо. Исходя из этого, потребность в общении можно определить как психическое состояние нужды субъекта в знаниях о себе и оценках себя через другого и с его помощью.

Длительное время в психологии дискутировался вопрос о том, врождённая или приобретённая данная потребность? Сейчас лишь немногие считают её целиком врождённой. Большинство же специалистов считают, что потребность в общении складывается прижизненно, в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми.

Как же и когда появляется потребность в общении у человека? Исследованием этого вопроса занималась лаборатория М.И. Лисиной, где наблюдались дети начиная с 16-го дня жизни. Результаты наблюдений показали, что сразу после рождения ребёнок никак не общается с взрослыми: он не отвечает на обращения старших и, конечно, сам к ним не адресуется. С 3-й недели воздействия взрослого начинают вызывать у детей ориентировочно-исследовательскую активность, направленную на ознакомление с этим человеком (в частности, зрительное и слуховое сосредоточение, прослеживание взглядом, сосредоточение на лице взрослого и др.). В начале 4-й недели жизни у ребёнка можно наблюдать улыбку в ответ на улыбку, а потом и на иное воздействие взрослого. на 2- м месяце жизни у детей складывается форма поведения, которая получила название "комплекс оживления". Это положительная эмоциональная реакция ребёнка на воспринимаемые события. В неё входят улыбка, вокализация (голосовые реакции), двигательные реакции. Сейчас уже доказано, что комплекс оживления возникает как при восприятии взрослого, так и при восприятии предмета. Однако, Мещеряковой в лаборатории М.И. Лисиной было выяснено, что при восприятии взрослого общая интенсивность комплекса выше и он более богат по составу, нежели при восприятии предмета.

М.И. Лисина изучала также зависимость интенсивности "комплекса оживления" от характера воздействия взрослого:

1. взрослый просто смотрел на ребёнка;

2. взрослый улыбался ребёнку;

3. взрослый поглаживал ребёнка;

4. взрослый ласково просил сказать "агу";

5. взрослый улыбался, поглаживая ребёнка, ласково разговаривал с ним.

 

Было выявлено, что наиболее низкая интенсивность "комплекса оживления" наблюдалась при поглаживании ребёнка, наибольшая - при словесном обращении взрослого к ребёнку.

М.И. Лисина считает, что "комплекс оживления" - это элементарная форма общения взрослого и младенца, т.к. ребёнок вступает во взаимодействие со взрослым, развивает особую активность, объектом которой является взрослый, и стремится привлечь внимание взрослого.

Таким образом, у детей в первые месяцы жизни и происходит постепенное, поэтапное оформление потребности в общении: пробуждение у ребёнка познавательного интереса к взрослому, появление аффективного отношения к людям и предметам, формирование инициативного поведения, направленного на самовыявление и на получение оценки от окружающих людей.

Процесс становления первичной коммуникативной потребности протекает стремительно и занимает около 2-х месяцев. Но означает ли это, что данная потребность унаследована и лишь "проявляется" после рождения ребёнка? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Доказательством целиком прижизненного формирования потребности в общении с окружающими людьми являются факты госпитализма.

Откуда берётся у ребёнка эта потребность, если при рождении она отсутствует и сама собой (например, при госпитализме) не возникает? Основанием для неё служат другие потребности, которые начинают функционировать раньше потребности общение: это органические потребности (в пище, тепле, еде и т.д.) и потребность в новых впечсть в новых впечвлетворение помогает новорождённому открыть существование взрослого, обратить на него внимание как на источник поступления к нему всех благ и самый богатый источник информации. Но это ещё не общение. Решающее значение для его возникновения имеет поведение взрослого, его позиция по отношению к ребёнку. Дело в том, что взрослый с самого начала относится к младенцу как к субъекту и ведёт себя с ним как партнёр по общению.

Итак, на 1-м году жизни ведущей деятельностью для ребёнка является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. В последующие годы оно принимает форму делового сотрудничества со взрослым. Наряду с этим рождается новая коммуникативная потребность - стремление детей общаться друг с другом.

Что касается происхождения этой потребности, здесь также нет пока полной ясности. Некоторые исследователи утверждают, что она имеется уже у младенцев.

Экспериментальное исследование в лаборатории М.И. Лисиной показало, что на 2-м году жизни потребность детей в общении со сверстниками ещё не формируются. Если взаимодействие между детьми и происходит, то оно побуждается потребностями в общении со взрослым, в активности и в новых впечатлениях. На 3-м году жизни такая потребность уже существует, о чём свидетельствуют:

1. исчезновение действий со сверстником как с объектом и сохранение по отношению к нему действий только субъектного характера;

2. появление специфических субъектных действий, применяемых только по отношению к сверстнику, но не к взрослому;

3. появление попыток "показать себя" сверстнику;

4. развитие чувствительности к отношению сверстника.

 

Таким образом, потребность в общении - одна из базовых социальных потребностей человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.