Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология общения. Личностно-ориентированное и социально-ориентированное общение как основные типы общения




Лекция № 2

Тема: " Типология, структура и функции общения".

Вопросы:

1. Типология общения. Личностно-ориентированное и социально-ориентированное общение как основные типы общения.

2. Важнейшие функции общения.

3. Уровни анализа конкретного процесса общения.

4. Структура диадического общения.

 

Существует огромное количество разных видов и вариантов общения. Для этого вырабатывается типология общения для его анализа. Разные авторы выделяют разное количество типов общения. Типы общения - достаточно цельные и относительно самостоятельные образования, характеризующие различные виды общения. Разведём два понятия "тип" и "вид" общения. Тип - это различия в общении по его характеру. Вид - это предметная направленность общения.

Наиболее распространённая классификация - деление на социально-ориентированное и личностно-ориентированное общение. Это деление связано с тем, что любой акт общения, с одной стороны, социально нормирован, с другой стороны - субъективный фактор, личностная детерминация.

Можно выделить такие случаи, где преобладает социальный фактор, объективные отношения. Такой тип называется социально-ориентированным общением. Условно его обозначают СРО. Личностно-ориентированное общение обозначают ЛРО.

Примеры СРО: деловые встречи.

Примеры ЛРО: дружеское, товарищеское общение.

В СРО коммуниканты идут от социального статуса партнёра и выступают прежде всего как носители социальных отношений.

В ЛРО коммуниканты идут от личности партнёра и связаны между собой опытом прошлых контактов и сугубо личностным отношением.

Особый тип общения - профессиональное общение (прежде всего в профессиях типа "человек-человек", когда оно обслуживает непосредственно цели деятельности и вне деятельности не совершается): деятельность учителя, идеологического работника, врача.

Профессиональное общение занимает промежуточное положение между СРО и ЛРО.

СРО и ЛРО сами по себе тоже неоднородны: внутри них выделяются более мелкие типы. В СРО выделяется практическое общение и сугубо ролевое (удельный вес личностных факторов очень мал, н-р, обращение к продавцу, общение с кондуктором). Практическое общение непосредственно включено в практическую материальную деятельность людей и обслуживает её цели (обмен репликами, информацией в процессе общей работы).

В ЛРО выделяют 3 подтипа: гностическое общение, эмоциональное и волевое. Основано это деление на доминировании определённых психических процессов в общении. Все они соответствуют структуре личности. Эмоциональное общение предполагает аффективные факторы (н-р, интимное общение, эмоциональная разрядка в вербальной форме). Гностическое общение - общение с познавательной целью. Волевое общение направлено на регуляцию поведения (приказ, совет, убеждение).

И в СРО, и в ЛРО имеет место управляемое общение, или воздейственное общение. Его цель - определённым образом воздействовать друг на друга (изменить семантическое пространство (знания, установки, эмоциональное состояние)).

В рамках СРО управляемое общение может проявляться через влияние общества в широком смысле на процессы общения, общество через нормы, требования опосредует процесс общения, воздействует на партнёров.

СРО может быть неуправляемым. Но, как правило, СРО всегда выступает как управляемое.

ЛРО связано со структурой сознания личности и её волевой регуляцией (т.е. субъективными факторами). А неуправляемое общение в рамках ЛРО может протекать в виде реципиентной настройки на партнёра (ритуальный обмен репликами при встречи). С точки зрения одного партнёра общение может быть управляемым, а с точки зрения другого - нет (один хочет разозлить другого, а тот - нет). Кузьмин предлагает выделить особый тип - антропологическое общение. В этом общении каждый из партнёров выступает как представитель человеческой общины, определённого времени и определённой эпохи. Выделение такого типа общения в советской психологии не прижилось. Большинство психологов считают это нецелесообразно. Но это может иметь значение в рамках исторической психологии при изучении общения в филогенезе. Б.Д. Парыгин, помимо перечисленных типов общения, предлагает выделять константное и ситуативное общение. Критерий такого разделения: время (продолжительность) общения. Ситуативное общение -кратковременное или случайное. Константное общение - более длительное и соотносится с продолжительностью жизни человека. Парыгин также выделяет деловое, или утилитарное общение, а также игровое общение. Игровое общение - у детей; у взрослых - "общение ради общения", в занятиях спортом.

Ещё одна классификация:

1. непосредственное общение - предусматривает непосредственный контакт между людьми;

2. опосредованное общение - опосредовано какими-то каналами (н-р, телефоном)

Ещё выделяют официальное и неофициальное общение, персонифицированное и не персонифицированное общение. Эта классификация сходна с СРО и ЛРО.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.