Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение и деятельность как две стороны жизнедеятельности индивида

Действие общения - это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект.

Мотивы общения - то, ради чего предпринимается общение: познание и оценка качеств других людей и собственных.

Предмет общения - другой человек, партнёр по общению как субъект.

Задачи общения - это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.

Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Кроме "общего результата", сюда относятся также взаимоотношения, избирательные привязанности, образ самого себя и других людей-участников общения.

Общение имеет специфический мотив и цели, следовательно оно выступает как самостоятельный вид деятельности, причём в тех случаях, когда этот мотив, цель могут быть реализованы только через общение (н-р, при общении педагога с учениками. Мотив педагога: передача знаний.) Если самостоятельного мотива или цели нет, то данный процесс общения выступает как действие, которое входит структурным компонентом в какую-то деятельность. Но деятельностная природа сохраняется.

Общение всегда имеет результат. Кроме того, в любом процессе общения можно выделить процессуальное звено, т. е. действия и операции (речевые).

Таким образом, общение носит характер деятельности и подчиняется всем её законом. Все основные структурные элементы деятельности присутствуют в общении. Общение один из видов деятельности. Общение как самостоятельная деятельность появляется генетически сравнительно поздно, только с возникновением речи.

Б.Ф. Ломов считает, что общение и деятельность - две самостоятельных категории. Общение не сводимо к деятельности, но Ломов не отрицает, что они тесно связаны. Б.Ф. Ломов критикует А.А. Леонтьева за то, что он сводит субъект - субъектные отношения к субъект - объектным. Он тоже анализирует общение, исходя из структуры деятельности.

В общении нельзя выделить мотив и цель. В общении участвуют по крайней мере два человека, каждый из которых имеет собственные мотивы и цели, быть может диаметрально противоположные. Тогда чей мотив и чью цель можно выделить в качестве мотива и цели общения в целом.

Б.Ф. Ломов рассматривает отношения "субъект-субъект" как двусторонние, как взаимовлияние. Кроме того, невозможно выделить объект общения аналогично объекту деятельности, т.к. каждый из участников общения одновременно является и объектом, и субъектом.

Выделить отдельные действия в общении нельзя, т.к. действия одного партнёра необходимо связаны с действиями другого. Т. е. имеет место трансакция (сопряжённое действие), обладающая качеством обратимости (реципрокности).

Единый результат общения также выделить невозможно, для каждого участника он может быть различным.

Таким образом, делает вывод Б.Ф. Ломов, к анализу общения неприемлема схема деятельности, общение нельзя рассматривать как одностороннее воздействие, как деятельность одного по отношению к другому. Общение - это всегда взаимодействие, это система сопряжённых актов. Общение - это самостоятельная форма человеческой активности. Поэтому общение и деятельность выступают двумя сторонами жизнедеятельности человека. Однако они связаны между собой (прежде всего через субъекта) и между ними существуют взаимопереходы. Иногда деятельность строится по законам общения (деятельность учителя, пропагандиста), а иногда общение строится по законам деятельности (театральное общение, демонстративные формы поведения, где в качестве средств общения используются предметные действия).

Наконец, Г.М. Андреева считает целесообразным наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности, и как её своеобразный продукт.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общение как один из видов деятельности | Лекция № 4
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.