Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация семейной жизни




Жизненный цикл семьи.

Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение короткого времени.

Если же члены семьи не готовы к изменениям и старательно их избегают, то они рискуют попасть в тяжёлое положение, так как не ожидают перемен там, где они обязательны.

По определению В.В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним воздействиям, и она должна учитывать в своём строении всю совокупность различных влияний и добивается некоторого внутреннего равновесия».

Это равновесие достигается специфическим распределением обязанностей, формированием общих планов, выработкой способов общения.

В каждый конкретный период действие факторов, которые влияют на семейную жизнь, меняется. Чтобы приспособиться к этим изменениям, нужно изменить систему отсчета и нарушить выработанное равновесие; От каких-то планов приходится отказываться, какие-то нормы и правила счесть непригодными, лишить себя каких-то человеческих кон­тактов, выработать новые ценности. Итоговый интегрирующий процесс в функционировании семьи заключается в сохранении некоторой стабильности и в то же время приспособлении к но­вым условиям. Таким образом, по мнению Сталина В. В., в функ­ционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов.

1. Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устой­чивого состояния открытой семейной системы относи­тельно некоторых фиксированных систем отсчета.

2. Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фик­сированной систем отсчета.

3. Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изме­нением семейного функционирования, т.е. баланса между двумя первыми процессами. Эти три процесса характеризуют семью в динамическом аспекте.

Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что се­мья — не статичное образование, она развивается. Поэтому, об­суждая понятие семьи, необходимо рассмотреть и периодиза­цию этапов ее развития. Зачастую такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Например, Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рожде­ния детей, воспитания детей старшего школьного возраста, от­деления детей от родителей и воспитания внуков. А. Баркай вы­деляет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с деть­ми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которойдети отчасти независимы от родителей, семью, которую

предали дети Выделение этапов может быть связано со статистикой кризисов семьи; «Установлено, — пишут Ч. С. Гризицкас и Н. В Малярова, — что в определенные периоды изменения цикла жизни;семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам».

С. Кратохвил также указывает, что в жизни семьи есть свои физические периоды, и относит к ним 4—6 и 17—25 годы об­лей жизни. Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов довольно легко связать с изменениями функций семьи и соответ­ствующими им изменениями в ее структуре. Обычно такие изме­нения вызывают большие или меньшие трудности.

П. Босс называет их нормативными стрессорами, т. е. трудностями, которые испытывает большинство семей. Он указывает, что на начальном этапе развития семьи возникают трудности взаимного приспособления, трудности отношений с родственниками, а на следующих этапах — трудности организации быта и воспитания детей. Уточняя и расширяя список нормативных стрессоров, можно было бы выделить характерные для каждого этапа развития семьи трудности и таким образом приблизиться к пониманию содержания этапов. Некоторые сведения о них дает статистика причин разводов. Например, 3. Розенталь пишет, что 8% разводившихся молодых супругов (продолжительность брака 0—2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей, а среди проживших вместе пять и более лет таких было только ',6%. Своеобразие дальнейшего развития семьи показывает и то, то конфликты из-за эмоциональных отношений как бы вытесняя конфликты из-за воспитания детей. Так, по данным М. Джейма, на 5—10-м году брака больше всего разногласий между супругами возникает из-за различного отношения к воспитанию ле­ей. На дальнейших этапах развития семьи снова появляются своеобразные причины ее нестабильности, среди которых важное место занимает представление о том, что не возможно возродить супружеские отношения. Так, В. А. Сысенко указывает, то после 25 лет брачной жизни возрастает число разводов, которые мотивируются пьянством мужа (понятно, что очень редко пьянствовавший ранее мужчина начинает пить в 50—60 лет) фактическим созданием другой семьи (так же понятно, что ли отношения, характеризуемые как другая семья, возникают заметно раньше, чем юридически прекращается ранее бывший брак В. Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

1. Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ре­бенка

2. Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

3. Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обыч­но играют те же роли в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и со стороны родителей.

4. Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый воз­раст.

5. Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как кризис.

6. Шестой кризис молодые люди женятся и в семью входят невестки или зятья

7. Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

8. Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психоло­гическая.

9. Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и про­блем.

10. десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй..

Когда три или четыре таких кризиса происходят одновре­менно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обыч­но. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, пере­живаемые большинством людей. Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной материальной и психологической зависимости. от генетической семьи, приобрести опыт общения с ­ другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоцио­нального и делового взаимодействия с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения бра­ка, включение отношений в паре в более широкий контекст от­ношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудно­сти, возникающие при решении указанных задач, для преодоле­ния которых нередко нужна и профессиональная психологичес­кая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свойственный только ему особенности. ­

Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоцио­нальные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и про­странственной дистанции с генетическими семьями, приобре­тение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с от­цовством и материнством, и их согласование, материальное обес­печение новых условий жизни семьи, приспособление к боль­шим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве.

Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополни­лась новым членом, то на пятом она дополняется новой личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в бе­зопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние де­тей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда вес члены семьи условно автономным.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобнов­ляются супружеские отношения придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция вы­ражается участием, в воспитании внуков).

Периодизация развития семьи может быть и иной, но предлагаемый принцип выделения этапов развития — это определе­ние минимальных эмоциональных задач деятельности, свойствен­ных каждому этапу. Задачи, не решенные на предыдущих эта­пах, неизбежно должны решаться на следующих, а если этого не происходит, семья, как имеющая специфические функции малая группа, не способна их выполнить. Обоснованность такой периодизации подтверждает и то, что для различных задач, ре­шаемых семьей, есть наиболее оптимальные интервалы времени. Здесь также можно отметить, что наличие в семье большего чис­ла детей существенно не меняет предлагаемой периодизации развития семьи. Независимо от их числа, начало четвертого эта­па определяет рождение первого ребенка, а окончание пятого — достижение всеми детьми частичной независимости от генетической семьи.

В современной отечественной психологии известна периодизации Э. К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненно­го цикла семьи:

1. Зарождение семьи до появления ребенка;

2. Зарождение и воспитание детей;

3. окончание выполнения семейно воспитательных функций;

4. дети живут с родителями и хотя бы один не имеет своей семьи;

5. супруги живут сами или с детьми, имеющими собственную семью.

Э. К. Васильева также исходит из того, что на каждой ста­дии решаются свои, присущие только этому периоду задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична. В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет:

· стадию монады;

· стадию вступления в брак;

· стадию рождения ребенка;

· стадию проживания с ребенком до подросткового возраста;

· стадию «вылета детей из гнезда»

· стадию смерти одного из супругов;

· вновь стадию монады.

Обнаруживается, что семьи, живущие в разных социоэкономических условиях, по некоторым параметрам своего разви­тия схожи. Объяснением данного явления может быть влияние личности на семью и семьи на личность. На это обращают вни­мание Дороти и Рафаэль Беквары, по мнению которых, есть некоторые общие моменты в развитии семьи и личности в семье. Они пишут, что личность в семье проходит следующие этапы развития: необрученный человек; брак; рождение; родитель — дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши; чело­век среднего возраста; старик. А семья имеет следующие этапы развития: брак (первый-второй год совместной жизни), ранний период семьи (2—10 лет), средний период (10—25 лет), длитель­ный период (25 и более лет). Первая из предлагаемых периодиза­ций легко переносится в любой социальный контекст, вторая не всюду будет эмпирически достаточно обоснованной. Но Д. и Р. Беквары предлагают и общий принцип периодизации развития личности в семье и развития семьи. Им можно считать эмоцио­нальное развитие и задачи деятельности, без решения которых невозможно перейти на новый этап развития. Однако приведенные периодизации имеют отличительные черты, к которым для российской семьи можно отнести:

1. отсутствие сепараций и сегрегаций в детско-родительских отношениях;

2. почти неизбежный феномен группового давления на нового члена семьи. На стадии зарождения семьи актуальные проблемы первоначального семейного обзаведения и оп­ределения членов семьи в координатах «свой — чужой». Как правило, молодая семья начинает свое существование ­на территории одной из родительских семей, следо­вательно, сопровождается приходом в родительскую се­мью нового члена. Для родителей один из молодой супружеской пары «свой», другой — «чужой». Проживание на «чужой» территории может сопровождаться вмешательством родителей в семейные дела молодых.

3. потенциальная возможность перерастания межличностного конфликта в межгрупповой (межсемейный).

На наш взгляд, наиболее удобной для решения приклад­ных задач психологии семейных отношений является периоди­зация жизненного цикла семьи М. Эриксона.

Согласно этой периодизации выделяются:

· период ухаживания;

· брак и его следствия (брачное поведение);

· рождение ребенка и взаимодействие с ним;

· зрелая стадия брака;

· отлучение детей от родителей;

· пенсия и старость.

Рассмотрим далее некоторые стадии жизненного цикла (пе­риод ухаживания, семья молодоженов, семья в пожилом возрасте) подробнее.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.