Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период ухаживания




Человек — не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка гнезда, выращивание детей и освобождение их для самостоятельной жизни.

Существенные отличия человеческих отношений по фор­мированию брачной пары связаны с учетом дальнего родства. В природных условиях медведица не подбирает своей дочери «мужа». У людей же брак по сути является не соединением двух людей, это объединение двух семей, которые оказывают свое влияние и создают ложную сеть подсистем.

У людей индивид определяется относительно других людей подбираетсебе партнера с учетом мнения своего значимого кружения. Уживотных образование пары зависит от 2 факторов: критически-временного и территориального. Особь в критический период занимает свою территорию и создает пару. Если она этого не успевает, то становится «периферическим» животным (это справедливо как для самцов, так и для самок). Такие животные не защищены. По сути они становятся пасынками природы.

Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактором риска. Существует определенный возрастной период, в течении которого молодой человек обучается ухаживать, чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот индивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор риска связан с избирательным полимотивированным характером предбрачного поведения.

Люди создают семьи по разным причинам: чтобы уйти из дома, спасти друг друга, завести детей, по любви и др. Вместе с;м ситуация брачного выбора характеризуется двойственностью: с одной стороны, молодой человек остается «ребенком» в своей семье, с другой стороны, он выступает в роли молодожена. Проблема установления близких отношений с людьми не из своей семьи связана с тем, что молодой человек зачастую к периоду брачного возраста не в достаточной мере освобожден от роли «ребенка» в материнской семье. Длительный период выращивания человеческого ребенка позволяет лучше и полнее подготовить его к жизни, по одновременно фиксирует, а то и просто стагнирует детско-родительские отношения. Родители могут подготовить ребенка к самостоятельному сознательному брачному выбору, а могут и запутать в семейных связях навечно.

Молодые люди, так и не освободившиеся от материнской семьи и не создавшие собственной семьи, в человеческом сооб­ществе также оказываются периферийными индивидами. Имеется в виду, что эти люди не оцениваются по критериям «хорошие—плохие», оценка идет по показателям соответствия неким социальным нормам и стереотипам, например: «Взрослый человек обязан иметь семью».

Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

В некоторых культурах проблема такого противостояния решается таким путем, что родители сами выбирают брачного партнера своему чаду.

По мере подбора партнеров родители становятся важней­шим фактором в процессе принятия решения о браке. В этом смысле можно говорить не о двух, а о трех факторах, влияющих на период ухаживания у человека. Даже современный городской человек весьма зависим в брачном вопросе от мнения родителей. Даже выбор назло родителям — это зависимый выбор. Известен еще выбор «всей семьей», что в большинстве случаев можно трак­товать как «невротический» выбор партнера.

Рассмотрим далее особенности предбрачного периода. В пси­хологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода отно­сят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным парт­нером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.

Остановимся несколько подробнее на предбрачном знаком­стве. Известна следующая статистика по предбрачному знаком­ству.

18% молодых людей знакомятся в местах отдыха.

14% — по месту учебы.

17% — на работе.

18,7% — в местах досуга.

7% — живут на одной улице.

8% — познакомились на улице.

2% — живут в одном доме.

Такимобразом, преобладающее число знакомств происхо­дит в обстановке, удаленной от реальности: в местах досуга, от­дыха, уличные знакомства. Большинство таких ситуаций сопро­вождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стара­ются выглядеть лучше. Это справедливо как в отношении внеш­него вида, так и в отношении повествования о себе и своих рас­суждений о жизни. В таких условиях происходит общение «ма­сок», которые каждый надевает на себя. Анализ брачных объявлений подтверждает такой расклад.

Только 2% брачных объяв­ивши содержат намеки на некие недостатки. Знакомство до брака различается не только по характеру, но и по длительности. Причем исследователи выяснили, как время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений. Есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период предбрач-1ых отношений

недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений Идеальных или нормативных качеств для вступления в брак нe выделено. Известно, что в успешном браке могут жить и жад­ные и глупые люди, и очень образованные и интересные. Однако в отечественной психологии проведены исследования, позволившие отметить благоприятные качества для вступления в)рак Благоприятными качествами обозначаем свойства, наличие которых повышает вероятность успешного брака.

К ним относят (как для мужчин, так и для женщин) такие качества:

· оптимизм и эмоциональная живость;

· старательность;

· способность исполнить подчиненные роли при сохранении собственных суждений;

· доброжелательность и участливость;

· умение обращаться с деньгами.

Отдельно описывают качества мужчин, благоприятные для вступления в брак:

· умение брать на себя ответственность;

· способность получать удовольствие, ведя за собой других;

· уверенность в себе;

· забота о поддержании равенства в общении;

· умение подмечать детали.

Отдельно описываются качества женщины, благоприятные для вступления в брак:

· способность к эмоциональной поддержке;

· способность получать удовольствие от помощи другим;

· спокойное отношение к советам (мужа, свекрови);

· отсутствие тенденции к соперничеству;

· отсутствие излишней романтичности.

Предбрачный период является очень важным для понима­ния всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «род­ственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрач­ный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впос­ледствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения.

Но вернемся к предбрачному периоду и опишем его функ­ции. К ним относят:

1. накопление совместных переживаний и впечатлений;

2. узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. Такая проверка информативна, если она зат­рагивала домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации объединения уси­лий. По сути дела, разговор идет о предбрачном «экс­периментировании», в ходе которого проверяется фун­кционально-ролевое соответствие партнеров. Истори­чески место такому эксперименту в предбрачных от­ношениях было четко отведено, известно оно как по­молвка. К сожалению, в настоящее время такое явле­ние на старте семейной жизни отсутствует. Ему «насмену» пришло предбрачное сожительство, которое недостаточно информативно. Молодые люди бессозна­тельно проверяют свои сексуальные сценарии. Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формируется. В этом плане интимная «удача» до брака не является индикатором успешной семейной жизни, в том числе и в сексуальном варианте;

3. проектирование совместной жизни. В его рамках моло­дые люди моделируют будущую совместную жизнь, зак­лючают своего рода «брачный договор». Ключевым мо­ментом здесь выступает доверие друг к другу и вербали­зация своих ожиданий.

Психологические условия оптимизации предбрачного периода включают:

· рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих соб­ственных, так и партнера;

· замена эмоционального образа избранника на реалис­тичный;

· осуществление предбрачного информационного обме­на, который предполагает выяснение деталей биографии и информирование о прошлой личной жизни, состоя­нии здоровья, способности к деторождению, о ценнос­тных ориентациях и жизненных планах, о представлени­ях по поводу супружества и ролевых ожиданиях, В ходе предбрачного информационного обмена складываются подробные психологические портреты молодых людей, особенности родительских семей (состав, структура, ха­рактер взаимоотношений родителей, детско-родительских семей). Безусловно, сбор информации не должен пре­вращаться в допрос и следственные действия. Разговор идет о взаимном самораскрытии и доверии друг к другу, когда хочется рассказать о себе, поделиться своей исто­рией, мыслями, чувствами, мечтами. Доверие порожда­ет доверие, утаивание информации или скрытые ожида­ния могут обернуться в браке источниками сложных про­блем. Характер предбрачных отношений обыкновенно пе­реносится в семейную жизнь;

· оценка стиля общения и взаимодействия;

· оценка уровня притязаний;

· реалистичное восприятие партнера и принятие его;

· мысленное и реальное проигрывание сценариев совместной жизни.

Изучение предбрачных отношений послужило основ для выделения добрачных факторов риска. К ним относят:

· ранний возраст брачующихся (в России такой возраст негласно считают — для мужчины до 20 лет, для жен­щины до 18 лет), ибо он продуцирует многообразие пер­цептивных ошибок и искажений;

· поздний возраст (для Запада таким возрастом является; для мужчины — 40—45 лет, для женщины — 30—35 лет. для России; для мужчины — 30—32 года, для женщины —25-27 лет);

· превышение возраста жены относительно возраста мужа;

· наличие у жены более высокого образования;

· городское происхождение;

· гетерогенность статуса;

· социально-демографическая разница в происхождении;

· отсутствие братьев и сестер у жены;

· отсутствие сестер у мужа;

· неустойчивость отношений до брака;

· отрицательное отношение родителей к браку;

· слишком короткий или слишком длительный период знакомства;

· неоптимальные мотивы вступления в брак;

· добрачная беременность;

· наличие друзей противоположного пола у одного из бу­дущих супругов.

Кроме этих, выделяют группу позитивных факторов, влия­ние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, и в целом расцениваются как прогностичеки - благоприятные. К ним относят:

1. высшее образование у мужчины;

2. оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);

3. «теплые» отношения до брака;

4. сходные черты характера (кроме доминирования и со­перничества);

5. наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласо­ванность;

6. наличие общих друзей будущей семейной пары;

7. согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений,связанных с выбором спутника жизни. Принято различать тримодели выбора спутника жизни:

  1. Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера
    представляет собой многоступенчатый процесс. На пер­вой стадии происходит фильтрация по принципу гомо­генности, т. е. обнаруживается притягательная сила чело­века, сходного по расе, происхождению, религиозной исоциальной принадлежности. На второй стадии срабаты­вает фильтр ценностно-ориентационного единства. Сим­патия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильт­рация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потреб­ностей;
  2. Модель максимизации выгоды. Формирование пары проис­ходит при наличии у партнера максимального количе­ства желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем ве­роятнее становится фактзаключения брака именно с этим партнером;
  3. Модель дополнительности. Притягательным является ситу­ация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, уме­ниями), чего нет у первого. Такой механизм компенса­ции срабатывает по принципу комплиментарности.

В современной психологии изучают три мотивации на брак:

· Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае — намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации ло­зунга «Пора!». При этом другой человек является толь­ко средством для исполнения заветного желания — же­ниться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был ине возра­жал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет — все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативныетона. Во многих случаях брак стартует именнос этой пози­ции, и люди, имевшие серьезную потребность в семей ной самореализации, долго исчастливо, во всяком слу­чае благополучно живут в браке. Проблемы возникают когда впоследствии встречается человек, который спо­собен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внут­ренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством;

· Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях дей­ствуют более уверенные люди, они ориентируются ната­кого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престиж­ном варианте брачных отношений. В прежние времядля женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши — брак с дочкой известных людей, начальников.В нынешние времена символом успешного замужества яв­ляется брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот фактне песет отрицательной окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и согласии. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить вжизни мно­гократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

· Мотивация на определенного человека. В этом случае из­бранник воспринимается как конкретный реальный че­ловек, со всеми слабостями инедостатками. Конечно, могут встретиться и лучше икрасивее, по это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека ис вытекающей от­сюда личной ответственностью за свои чувства. К. Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность непол­ного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе ио своих собственных. В большинстве случа­ев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов.

Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личност­ную, так ивсеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человекаопределяющим является отношение к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или ма­терью. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызыва­ет своеобразные модификации. Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу моти­вов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще все­го не осознаются. К ним он относит:

  • обоюдное актерство, когда молодые люди играют ро­мантические роли;
  • общность интересов, когда совпадение интересов, об­щее увлечение принимают за родство душ;
  • уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «за­ветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду по­беды через обладание «непокорным»;
  • ловушка неполноценности, в которой сливаются воеди­но установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;
  • интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;
  • взаимная легкодоступность, что очень привлекает в доб­рачных отношениях;
  • жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринима­ется как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;
  • порядочность, когда брак стимулируется мнением бли­жайшего окружения и ответственностью перед ним;
  • выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;
  • месть, когда выбор партнера и вступление в брак совер­шают «назло обидчику»;
  • боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

Данные мотивационные модификации могут быть осознанные, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться успешным. По выраже­нию И. С. Тургенева, можно «дожить до любви». Проблема возни­кает в ситуациях раздвоения мотивов; декларируется одно, как правило, говорят о любви и даже сами начинают в это верить, г реальным побудительным мотивом является другое — актерство, жалость, месть, страх одиночества и прочее.

По-видимому, браков, заключенных но описанным выше основаниям, немало. Причину К. Юнг связывает с искусствен­ной бессознательностью родителей. Он полагает, что если ин­стинкт не изуродован, то выбор супруга может оставаться сво­бодным от этих влияний, но все же они — раньше или позже — станут ощутимыми помехами. По Юнгу, инстинктивный выбор является наилучшим с точки зрения поддержания рода, по он отмечает, что с психологической точки зрения такой брак не всегда бывает счастливым, так как между инстинктивной и ин­дивидуально развитой личностью зачастую имеется большая раз­ница.

Однако Юнг в целом оптимистичен относительно прогно­зов брака, ибо уверен, что большинство браков достигает своего наивысшего психологического предела в биологическом пред­назначении без ущерба для духовного и морального здоровья. Относительно немногие оказываются в глубочайшем разладе с собой.

Брак как психологическое отношение, по Юнгу, имеет ряд особенностей:

1. цель и содержание брака выступают как осознание бес­сознательных мотивов и влияний;

2. неизбежность создания счастливого брака через превра­щение бессознательных мотивов в осознаваемые;

3. возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;

4. взгляд на конфликтную атмосферу как непременное пре­дусловие осознавания.

За рамками аналитической психологии исследователи вы­деляют три большие группы брачных мотивов. В первую группу входят эмоционально-этические мотивы, во вторую — мотивы самореализации, в третью — мотивы долга и обязанности. Вероятно, принятие решения вступления в брак определяется всей совокупностью брачных мотивов, просто один из них становится ведущим. Таким мотивом повсеместно является любовь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.