Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья и брак. 8 страница




В этих случаях к ситуациям, требующим вмешательства супружеской терапии, относятся уже не те, что встречались в первом браке, а новые, связанные с особенностями поведения нового партнера.

Иногда во втором браке возникает проблема, связанная с отли­чием в поведении нового партнера (в сравнении с предыдущим). Чув­ства и мотивация могут быть амбивалентны. Вот, например, что сказала одна из наших пациенток: «Мой второй муж — хороший человек, тихий и нежный, такой, какого я хотела. Первый ее муж был грубым и деспо­тичным, но это был мужик».

В браке вдовца с вдовой, у которых первый брак был спокойным и вполне благополучным, иногда возникают под­рывающие супружество тенденции сравнения второго парт­нера с первым. Живой партнер никак не может помешать идеализации умершего. Воспоминания и нетактичные ссылки на пример умершего мужа могут вызвать напряжение и неудовлетворенность. Подобные ситуации чаще встречаются в семьях, где мать приводит с собой детей от первого брака. У многих невротиков иногда проскаль­зывают воспоминания о травмирующих психику поступках мачехи (или отчима).


ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

ПЛАН:

1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость.

2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.

3. Типология семейного воспитания.

4. Родительское отношение

5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.

6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

7. Воспитание детей в неполной семье.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Домокош Варга. Дела семейные.-М.:Педагогика, 1986.

2. Афанасьева Т.М. Семья.-М.:Просвещение, 1985.

3. Спиваковская А.С. Как быть родителями /о психологии родительской любви/. М.:Педагогика, 1986.

4. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.:Мысль. 1987.

5. Этика и психология семейной жизни.-М.:Просвещение, 1987.

6. Социальная психология /Ред. А.В. Петровский.-М.:Просвещение 1987- гл.4

7. Ковалев С.В. Психология современной семьи.-М.:Просвещение,1988,стр.208

 

 

1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость.

 

Какова роль и место семьи в воспитании детей? Далеко не праздный вопрос, ибо в жизни мы сталкиваемся с фактами, когда учителя, обсуждая результаты дурного воспитания, бросают упреки в адрес семьи, а родители, в свою очередь, обвиняют школу.

Сегодня вряд ли кто-нибудь станет оспаривать огромную роль детских воспитательных учреждений и прежде всего школы в воспитании подрастающего поколения. Что же касается семьи, то ее роль ставилась под сомнение целым рядом преподавателей общественной мысли в прошлом /Платон, Гегель, Т.Кампанелла, Ш.Фурье, Р.Оуэн и др./, да и сейчас еще существует такое мнение.

Опираясь, например, на факты дезорганизации семьи в современном обществе, находящей выражение в распаде брачных связей, растущем количестве групповых браков, возникновении так называемых "агрегатных семей", состоящих из разведенных и переженившихся между собой пар, в становящемся модным и популярным обмене женами, многие социологи оказались вынужденными поставить под сомнение возможности семейного воспитания. В условиях кризиса семьи, многие из зарубежных социологов стали предсказывать замену отцовства и материнства воспитанием детей платными "профессиональными" родителями и возникновение как типичного явления бездетно существующей семьи.

Воспитательные функции семьи ставятся под сомнение и некоторыми отечественными учеными. Так, например, академик С.Г. Струмилин считал, что семейное воспитание будет полностью заменено общественным. В будущем "каждый советский человек, уже выходя из родильного дома, получит направление в детские ясли, из них - в детский сад с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь".

Каковы же аргументы сторонников отмирания семейного воспитания и замены его общественным? Существует мнение, что в будущем семья исчезнет, как экономическая ячейка, а содержание и воспитание детей возьмет на себя общество в целом. Согласно другой точке зрения, рождение ребенка- это жертва, которую приносит женщина в ущерб своим многочисленным потребностям и интересам - профессиональным и культурным, и чтобы облегчить ей /и семье в целом/ принесение этой жертвы, следует ее освободить от воспитания детей, полностью возложив эту функцию на плечи общества. Типичной аргументацией является также мнение, что далеко не все родители достаточно глубоко понимают задачи и методы нравственного воспитания детей. Не все родители и не каждая мать обладает для этого соответствующими способностями, и имеет для этого достаточно свободного времени. Кроме названых, противники семейного воспитания апеллируют и к другим аргументам. Указывается, например, что оно носит стихийный, кустарный характер (поскольку каждая семья в вопросах воспитания руководствуется собственной педагогикой), трудно поддается организующему, плановому началу, что воспитание в семье, накладывая на родителей бремя забот о детях, лишает их возможности развития своей индивидуальности. Ссылаются также на то, что в семье, быту чаще всего проявляются пережитки прошлого, различные предрассудки (мещанские, националистические) которые уродуют впечатлительные детские души.

С некоторыми из этих аргументов нельзя не согласиться. Вряд ли кто будет отрицать негативное влияние пережитков в быту на подрастающее поколение, или то, что сегодня семейное воспитание носит недостаточно управляемый характер. Но, со многими аргументами согласиться трудно. Говоря о роли семьи в воспитании, мы должны исходить прежде всего из реального положения вещей, из того, что подавляющая часть детей дошкольного возраста воспитывается только семьей. Доминирующее влияние семьи при этом приходится на периоды наибольшей восприимчивости ребенка к различным видам воздействий, т.н. "сензитивные" периоды.

Это связано, Во-первых, с тем, что в детстве, благодаря чрезвычайной гибкости нервной системы наиболее интенсивно идет процесс освоения знаний, формирование интеллекта, а также норм общения и простейших видов деятельности. Детство - это период формирования эмоциональной сферы человека, навыков, привычек, вкусов. Именно в этот период во многом определяются индивидуальные особенности, черты характера, моральные установки. Овладевая в детстве языком, ребенок усваивает общественно - исторический опыт.

Существенно, во-вторых, и то обстоятельство, что в раннем возрасте вследствие недостаточности знаний ребенок НЕПОСРЕДСТВЕННО воспринимает воздействия внешней среды, получая первичный, а следовательно, наиболее прочный социальный опыт. Навыки, умения, привычки и даже некоторые черты характера, сформировавшиеся в раннем детстве, обладают особой устойчивостью и с трудом поддаются последующим преобразованиям. То есть детство чрезвычайно ответственный период в развитии личности. От него зависит мера конфликтности, противоречивости развития ребенка в будущем, эффективность или трудность воспитания.

В случае положительного опыта, приобретенного в семье, дальнейший процесс социализации протекает, как правило, нормально. Такой ребенок легко входит в школьный коллектив, осваивая новые для него социальные нормы и роли поведения. Он редко становится "трудным". Если же первичный и социальный и нравственный опыт ребенка носит негативный характер, то возникает проблема воспитания, связанная для общества (а также для самой семьи ребенка) со многими издержками. При этом заложенные отрицательные черты могут быть настолько устойчивыми, что вся система социального воспитания оказывается не в силах их преодолеть. Иными словами, особая роль семьи в раннем детстве тесно связана со значением этого периода в становлении и развитии человеческой личности.

Но дело не только в этом. Чрезвычайно важно то, что семейное воспитание (разумеется в рамках нравственно здоровой семьи) является наиболее адекватной формой воспитания в раннем детстве. В чем это находит свое отражение? Известно, что одним из механизмов социально-психологического становления и развития личности является межличностное общение. Различные формы общения ребенка с другими людьми являются ведущим фактором его развития. Потребность в общении, как вы знаете из курса возрастной и педагогической психологии, появляются у ребенка к 2-2,5 месяцам. Вы также должны знать, что без достаточного удовлетворения этой потребности, ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Считается, что наиболее тяжелые последствия имеет недостаток общения со взрослыми в период от 2 до 7-8 месяцев жизни, который является очень важным для развития речи ребенка. Обращает на себя внимание отмеченная многими психологами, педагогами и детскими врачами любопытная деталь: нормальное социальное и психическое развитие ребенка в возрасте от 4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается, кроме того, в постоянном и личном контакте с одним лицом (обычно это мать). Прекращение данного контакта на протяжении какого-то времени нарушает естественное протекание формирования многих качеств личности ребенка. Анализ поведения и психики детей, разлученных с родителями в детстве из-за ранней госпитализации, смерти родителей, развода, обнаруживает отставание таких детей в психическом развитии, стойкие нарушения в эмоциональной сфере личности.

Особое значение семьи в том и состоит, что она создает оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка с взрослыми. Семья обеспечивает два необходимых условия контакта ребенка с взрослыми:

1) постоянство общения с одними и теми же людьми,

2) длительность такого общения.

Семейное воспитание основывается на родительской любви к детям и их ответном чувстве к родителям. Оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья, являясь первичной социальной ячейкой общества, объединяет людей разного возраста, пола, не редко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их. Именно семья наилучшим образом способствует постепенному приобщению ребенка к социальной жизни.

"Значение семьи, пишет И.С. Кон, как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации ребенка трудно преувеличить. Разговоры об "отмирании" семьи, которые идут среди некоторых зарубежных социологов, не учитывают трех важнейших обстоятельств, какими являются:

1) родительская ласка и забота, обеспечивающие эмоциональное тепло, в котором нуждается ребенок;

2) семья, функционирующая как первичная социальная разновозрастная группа, в которой ребенок приобщается к сложному миру взрослых;

3) родительские чувства и забота о детях, обогащение ребенка как личности, дающие ему ощущение надежности и прочности мира."

Таким образом, значение семейного воспитания заключается в том, что общение в семье осуществляется в условиях особого, невоспроизводимого в каких-либо иных обстоятельствах, эмоционально-психологического микроклимата, основанного на любви, сердечности, сопереживания, которые бывают между родителями и детьми. Особую роль в умственном и нравственном развитии ребенка играет его общение с матерью, ее любовь и забота. Существует мнение, что более быстрое физическое развитие, психическое развитие африканских детей, по сравнению с европейскими, в первые два года жизни детей, объясняется их особой близости к матери, которая повсюду носит ребенка в заплечном мешке, не расставаясь с ним даже ночью. И, наоборот, наблюдаемое отставание в развитии этих детей от европейских после двух лет связывают с резким нарушением материнских контактов с ребенком.

Родительская любовь - важнейший и незаменимый компонент удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка, она дает ему непосредственное ощущение радости жизни, уверенности в себе. Поэтому было бы иллюзией надеяться на то, что в системе общественного воспитания возможно создание эквивалентного родительского отношения, материнской любви к ребенку. Специальные исследования подтверждают, что дети, выросшие в детских домах труднее включаются в коллектив, меньше реагируют на его требования. У них сильнее выражена агрессивность, самозащитная реакция и значительно слабее чувство симпатии, внимания и заботы по отношению к товарищам /В.Титаренко/.

Подчеркивая значимость семьи в становлении личности, следует обратить внимание еще на одну особенность. В свое время К.Д.Ушинский писал, что для всестороннего развития детей их нужно знать всесторонне. Огромные воспитательные возможности семьи связаны именно с тем, что родители как никто другой знают своего ребенка, его способности, темперамент, интересы и т.д. Известные исследователи семьи А.Г.Харчев и М.С.Мацковский считают, что "дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов".

Конечно, влияние семьи на развитие ребенка на различных этапах его не остается одинаковым. Вершина, пик этого влияния приходится на первые годы жизни ребенка. Это не значит, что авторитет семьи утрачивается или же резко снижается с поступлением ребенка в школу, с его нахождением в саду или яслях. Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми, а стало быть и их влияния. Более того, семья - единственное воспитательное учреждение, нравственное воздействие которого человек испытывает всю жизнь. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребенка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими воспитательными институтами.

Какие же функции выполняют дети в семье?

1. Дети придают гармонию супружеской жизни, семья становится прочной, радостной, полноценной.

2. Самореализация личности родителей, их отцовских и материнских потенциалов, качеств воспитателя.

3. Эгозащитная функция, т.е. дети - опора в старости, отсутствие чувства одиночества.

4. Социализация.

Эти 4 функции можно назвать положительными, но есть еще и отрицательные:

1. Приватизация (от приватный - частный) жизни супругов в результате обремененности домашними хлопотами, полного или частичного выключения их из сферы общественной, культурной жизни, друзей.

2. Катализаторы осознания жизненных условий, т.е. наличие детей в семье может обострять в сознании супругов неудовлетворенность условиями быта, материальными недостатками, напряженные семейные отношения.

Функции родителей:

1. Источник эмоционального тепла и поддержки.

2. Власть, распорядитель благ.

3. Образец и пример для подражания.

4. Друг и советчик.

4.

3. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.

 

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Что же это такое - хорошие родители?

Многие думают, что хорошими родителями можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические знания необходимы. Но их одних мало. Я.И. Корчак подчеркивал, что "ни одна книга и ни один специалист не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения".

При оценке любой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности такой нормы не существует, ведь быть родителями мы учимся всю жизнь. В родительском труде возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, и победы, которые сменяются поражениями. Воспитание в семье - это наша повседневная жизнь и наши чувства и наше поведение и отношение к детям противоречивы, сложны, изменчивы. Невозможно расписать требования к воспитанию в семье, которые бы одновременно подходили бы абсолютно всем. Но вполне можно очертить направления поиска, которые помогут совершенствоваться в родительской роли. Можно сформулировать основные правила, которым необходимо следовать, воспитывая как одного, так и многих детей. Эти правила могут быть названы УСЛОВИЯМИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГАРМОНИИ. И их всего два. Это

1 – Любовь к ребенку

2 – Независимость ребенка

На первый взгляд, эти условия просты и хорошо известны каждому из нас. Однако, глубокое понимание, а главное - постоянная реализация этих условий совсем не просты. Рассмотрим эти требования подробнее.

 

Любовь к ребенку

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей - особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика этих чувств определяется тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственно жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, основа поддержания его телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Только при УВЕРЕННОСТИ РЕБЕНКА В РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ возможно правильное формирование его психического мира, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви.

Многие родители считают, что и в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним. Полагая, что когда ребенок знает, что его любят, это приводит к эгоизму, избалованности, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит не от времени, которое уделяют родители детям, ни от того, воспитывается ли ребенок дома или с раннего детства посещает ясли или детский сад. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая всеми заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

Как же внушить ребенку уверенность в родительской любви? Ответ не сложен. Делайте все, что считаете нужным и возможным сделать для вашего ребенка, но всегда поддерживайте и сохраняйте контакт с ним.

Это единственно правильный путь. Глубокий постоянный ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, при воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущения переживании контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - ваша искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, ваше искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, ваше желание помочь, ваше желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Контакт никогда не может возникнуть сам по себе, его нужно строить даже с младенцем.

Когда мы говорим о взаимопонимании, эмоциональном контакте, между детьми и родителями, всегда имеем в виду некий ДИАЛОГ - взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики?

Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательных совпадениях взглядов и оценок (чаще всего точка зрения взрослых и детей различна т.к. различен их опыт). Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблемы. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, ее создателем и творцом. Имено тогда, когда ребенок участвует в жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Весьма поучительны примеры диалогического воспитания, используемые такими выдающимися педагогами, как Я. Корчак и В.А. Сухомлинский. Психологические аспекты этих психологических систем специально изучались Л.А. Петровской и А.С. Спиваковой. Оказалось, что наиболее существенная характеристика диалогического воспитания заключается в установлении РАВЕНСТВА ПОЗИЦИЙ ребенка и взрослого.

Достичь этого в повседневной семейной жизни весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция "над" ребенком Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания (ребенок не объект, а субъект самовоспитания).

"Родители могут стать властелинами души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность собственных достижений, собственного совершенствования." (В.А.Сухомлинский)

Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот факт, что дети оказывают несомненное воспитательное воздействие и на самих родителей (родители изменяются в своих психологических качествах, их внутренний душевный мир при воспитании ребенка заметно трансформируется). Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно видеть мир глазами своих детей.

Контакт с ребенком следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между родителями и детьми в любом возрасте.

Помимо диалога для внушения родительской любви необходимо выполнять еще одно очень важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между родителями и детьми называется ПРИНЯТИЕМ РЕБЕНКА. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на собственных родителей. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам (чаще негативным), которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. ("Вот бестолковый!" Да зачем я только тебя на свет родила?" "Любой дурак на твоем месте уже бы понял как поступать!" "Что у тебя в голове?" "Смотри, какая красавица нашлась! и т.д.). Необходимо выработать для себя правило: не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.

Существует нетравмирующая формулировка общения с ребенком. Это так называемое "Я-высказывание". Основной принцип его построения высказывание обращено на собственные чувства и эмоции говорящего, а не критику другого. Дело в том, что любая критика воспринимается человеком через призму психологических защит связанных с сохранением самооценки. Если общение не сопряжено для ребенка с угрозой его самооценки, то он способен к конструктивному взаимодействию.

Так речь родителя по поводу очень позднего прихода подростка домой может быть такой: "Ты знаешь, я очень сильно переживала, буквально места себе не находила. Все уже передумала, где ты, что с тобой. Я так сильно переживала. Конечно я понимаю что тебе хочется погулять подольше, да и погода такая хорошая. Давай завтра, когда мы оба успокоимся, сядем, поговорим на эту тему. Хорошо?"

Умение родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже самом неблагополучном ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенства, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка.

Оценка не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, пытаясь постоянно менять их авторство. Действительно, если вы назвали своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей трудно ожидать, что он согласится с вами, и уж навряд ли это вряд ли заставит его заменить свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном принятии личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, чтобы сам ребенок оценил свое поведение и сделал правильные выводы.

Контроль за негативными оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражение или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможности проникновения в мир глубоко личных переживаний детей, появление ростков "соучастия сердца". Печаль, а не гнев, сочувствие а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих родителей.

Второе условие воспитания, правило родительской гармонии

 

Независимость ребенка

 

Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Вместе с тем, эта связь внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления от этой связи, то родители стараются как можно дольше ее удержать. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем сложности независимости начинают появляться очень рано, фактически с самого рождения ребенка. Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции. Многие трудности взаимодействия между детьми и родителями возникают из-за ошибок выбора оптимальной психологической дистанции.

Решение этой задачи (предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности) регулируется прежде всего возрастом ребенка, особенностями его возрастного развития. Вместе с тем, многое зависит и от личности родителей, стиля их отношения к ребенку. Как же найти нужную дистанцию?

Необходимо иметь в виду, что устанавливаемая дистанция связана прежде всего с мотивационными структурами родителей (мотивами воспитания).

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания в системе различных мотивов поведения родителей. Рассмотрим некоторые типичные примеры "вставленности" деятельности воспитания в различные жизненные мотивы человека.

 

Воспитание и потребность в эмоциональном контакте

У человека, как существа общественного, имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность "ориентировок" в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается "вставленной" именно в удовлетворение потребности эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, и единственным субъектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое свободное время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанности ребенка за пределами семейного круга.

 

Воспитание и потребность смысла жизни

Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни.

Наиболее распространенная форма удовлетворения потребности смысла жизни - это забота о ребенке. Мать или бабушка могут считать, что смыслом жизни является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка (ощущения, что они нужны ребенку). Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что "жизнь потеряла всякий смысл". Чаще всего такие родители находятся в позиции "опекунов".

 

Воспитание и потребность в достижении

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемыми мотивом достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы ребенок добился того, что не удалось родителям из-за отсутствия условий или способностей. Подобное родительское поведение неосознано для самих родителей приобретает некоторые элементы эгоизма: "Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни".

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимая во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связаны с запрограммированными целями. Ребенок ставится перед выбором.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.