Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы работы психолога с родителями




Для улучшения самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождения.

Не все родители, однако, в достаточной мере подготовлены к участию в жизни детского сада, и в сложных случаях психолог может выступать в качестве посредника при общении воспитателя с семьей, в привлечении ее к более тесному контакту с педагогами и детьми. Зачастую психологу необходимо самому налаживать контакт с родителями, так кaк их психологическая и педагогическая подготовка оставляет желать лучшего.

Взаимодействие психолога с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад или другое дошкольное учреждение. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения родителей с психологом. Возможны и другие формы взаимодействия с семьей до поступления ребенка в учреждение. Можно пригласить родителей с детьми посмотреть детский сад, будущую группу, показать оснащение сада (учебный и игровой материал), площадку для прогулки и т.д. Такая демонстрация удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду. Можно предоставить письменную информацию о количестве групп детей в каждой возрастной группе, методах и средствах обучения и воспитания, о концепциях воспитания и развития, принятых в детском саду, факультативных занятиях (танцы, иностранный язык, спортивные секции и т.д.).

Предварительно лучше прoвести первичное диагностическое обследование и ознакомиться с медицинской картой.

Существенны анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. К ним относятся: дата рождения и точный возраст ребенка, сведения о родителях (фамилии, имена, отчества матери и отца, год и место рождения, национальность, образование и специальность, место учебы или работы). Такие же сведения необходимо собрать и о тех родственниках, которые принимают или принимали участие в воспитании ребенка. Эти сведения важны для понимания системы воспитания, принятой в данной семье, ее культурных особенностей, обстоятельств, приведших к тем или иным отклонениям или задержкам в развитии ребенка, выявленным в ходе диагностического обследования. Например, ребенок 6 лет неправильно произносит слова, у него страдает грамматический строй речи. В ходе беседы с родителями выясняется, что они долгое время жили с ребенком в Израиле, он ходил в местный детский сад, говорил на иврите. Этим и объясняются дефекты речевого развития, не имеющие отношения к отклонениям в интеллектуальном развитии. Это встречается и в тех семьях, где ребенок воспитывался у бабушки, проживающей в ближнем зарубежье и т.д.

Психологу необходимы социальные характеристики семьи, которые включают в себя:

  1. состав семьи: полная, неполная, распадающаяся, стабильная;
  2. жилищные условия: отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, с родственниками и проч
  3. среднемесячный доход: выше среднего уровня, средний уровень, ниже среднего уровня;
  4. характер взаимоотношений между родителями: взаимопонимание, доминирование (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, напряженные отношения с расхождением во мнениях, пренебрежение, неприязнь, прочее;
  5. воспитательные функции по отношению к ребенку в большей степени осуществляет: мать, отец, бабушка, брат, сестра;
  6. в случае если семья неполная или распадающаяся, как это отразилось на ребенке: он видится с обоими родителями, живет у бабушки, не видит отца (мать), прочее;
  7. произошли ли изменения в составе семьи, по каким причинам, как ребенок реагировал на них.

Вполне вероятно, что психологу не удастся собрать все эти сведения, так как они касаются внутренней жизни семьи, и родители могут не захотеть их обсуждать. Если в этом нет крайней необходимости, некоторые вопросы могут и не задаваться. Однако при выявлении неблагоприятных тенденций в развитии нужно постараться создать в отношениях с родителями атмосферу откровенности, так как сведения о положении в семье особенно важны для понимания психического состояния ребенка. Возможно, что его страхи и невротизированность связаны с каким-либо недавно произошедшим событием. В этом случае они ситуативны и хорошо поддаются коррекции. Но может быть, что это стойкое невротическое состояние имеет свою длинную историю и обусловлено многими причинами, в таком случае коррекция будет проходить намного сложнее и, возможно, потребует вмешательства других специалистов.

В разных случаях психолог должен ясно представлять свои возможности и полномочия. Если сведения, полученные в обследовании и подтвержденные в беседе с родителями, настолько убедительны, что дают возможность наметить конкретную стратегию коррекционной работы, то психолог приступает к реализации коррекционных мер, если нет — собирает дополнительные данные.

Например, в рассказах ребенка присутствует тема похорон, мертвых и т.п., но в то же время все истории заканчиваются оптимистически, герой находит живую воду. В ходе беседы с родителями выясняется, что недавно в семье умерла бабушка, которая занималась воспитанием ребенка. Он очень переживал это событие, часто вспоминал бабушку. Но в поведении не отмечалось нарушений, ребенок нормально ел, играл с детьми, не был ни подавлен, ни перевозбужден. Психолог в данном случае может сделать вывод о том, что ребенок самостоятельно справляется со сложной ситуацией и скорее всего, благополучно переживет ее.

В другом случае в ходе обследования ребенок тоже много говорит о мертвых, истории заканчиваются смертью, исход всегда трагический. Из беседы выясняется, что в семье никто не умирал, однако ребенок часто бывает подавлен даже при незначительных конфликтах, иногда и без причин. В семье произошел развод, который сильно отразился на ребенке. В таком случае можно говорить о необходимости психологической помощи ребенку, предлагать конкретные пути ее осуществления.

Не менее важны для оценки психологического развития ребенка сведения о его здоровье, внутриутробном развитии, а иногда и наследственности. В ходе беседы психолог узнает возраст обоих родителей к моменту рождения ребенка, от какой по счету беременности он родился, была ли патология беременности и родов, если да, то какая, особое внимание нужно обратить на состояние здоровья ребенка сразу после родов. Эти сведения имеют большое значение для понимания особенностей развития и поведения ребенка.

Кроме этого при знакомстве с состоянием здоровья ребенка собираются сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях, случаях госпитализации, реакции ребенка на них. Важно знать, состоит ли ребенок на учете у психоневролога, невропатолога или других специалистов, какой они ставят диагноз. При подозрении на органические нарушения центральной нервной системы психолог интересуется наследственностью. Сведения о здоровье ребенка дают не только прямую информацию о его психическом и соматическом состоянии, но и косвенную. Так, если ребенок плохо адаптирован в группе сверстников, это может быть вызвано тем, что он часто болеет и мало посещает группу. Некоторая заторможенность, эмоциональная вялость может быть следствием недавней госпитализации, тяжелой, продолжительной болезни. Страхи и неуверенность могут быть вызваны заостренным вниманием родителей на проблемах здоровья ребенка, реальных или мнимых.

С данными о здоровье тесным образом связана характеристика развития начиная с рождения: развитие психомоторных функций (когда начал сидеть, стоять ходить; произнес первые слова, первые фразы, как в целом шло развитие речи); общий эмоциональный фон (смена настроений, необоснованная веселость, подавленность, слезливость, беспричинная смешливость, вспышки агрессивности, аффекты, ровное, спокойное настроение, безразличие, общая доброжелательность); уровень контактности, выражающийся в трудностях общения и поведения в целом. В ходе бесед с родителями психолог выясняет, какие игры и занятия ребенок предпочитал в разных возрастах, какие у него домашние обязанности, уровень его самостоятельности, степень активности и проявления инициативы и т.д. В беседе с родителями уместно ознакомиться с их мнением о взаимоотношениях между членами семьи, конфликтах, их частоте, способах разрешения, принятых наказаниях и поощрениях со стороны взрослых, реакции ребенка на них, а также об особенностях ребенка, волнующих родителей. Такие сведения важны для понимания динамики, темпа и направленности развития. Вполне возможно, что неумение ребенка, например, завязывать шнурки связано не с нарушением мелкой моторики, а с тем, что он жил у бабушки, которая полностью одевала его до последнего времени. Вполне возможно, что аффективный фон настроения, агрессивные вспышки, снижение волевой активности являются реакцией ребенка на детский коллектив, в то время как дома он спокоен, самостоятелен. Родители знают эту особенность ребенка, так как уже сталкивались с подобным поведением на прогулках, в общественных местах, поликлинике и т.д. Сведения об особенностях психомоторного развития не требуются при нормальном развитии ребенка, но если отмечаются какие-либо неравномерности в интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере, эти данные необходимы.

В беседе с родителями специальное внимание следует обращать на то, кем ребенок воспитывался, где и сколько времени, в каком возрасте был отдан в детское учреждение, как он привыкал к нему, как складывались отношения с детьми и педагогами, были ли резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т.д.), как на это реагировал ребенок. Кроме того, важно определить позицию родителей по отношению к развитию ребенка. Эти сведения могут помочь в понимании некоторых особенностей поведения. Например, если ребенок раньше никогда не посещал детское учреждение, у него могут возникать трудности в контактах с другими детьми просто из-за отсутствия социального опыта. Общая подавленность, слезливость, капризы могут быть следствием недавнего переезда от бабушки или других родственников, у которых ребенок воспитывался до настоящего времени. В то же гремя капризы, частые смены настроения, постоянное недовольство ребенка могут объясняться установками в семье, привычной позицией ребенка, когда он всего добивается слезами, постоянно повторяющимися просьбами, когда родители готовы выполнять их, лишь бы ребенок отстал от них.

Психолог должен спросить родителей, какие еще особенности в развитии ребенка они считают значимыми, какие вызывают у них беспокойство, чем бы они хотели поделиться, о чем посоветоваться и т.д.

Знакомясь с историей развития ребенка, надо иметь в виду, что события в его жизни не могут быть оценены без учета реакции на них самого ребенка, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям. Сведения о том, как ребенок реагировал на каждое обстоятельство, не менее важны, чем выяснение и установление этого обстоятельства. Родители часто не очень хорошо помнят и понимают значение этих фактов, однако наиболее запоминающиеся и яркие события и реакции ребенка они, скорее всего, воспроизведут. Психологу следует помнить, что родители — люди со своими индивидуальными особенностями восприятия прошлого и настоящего, поэтому нужно учитывать субъективность их суждений. В каких-то случаях ребенок переживал вовсе не так сильно, как родители ожидали, а когда-то его скрытые глубокие переживания ускользнули от них. Тем не менее при составлении истории развития ребенка, «психологического анамнеза» данные, которые получены в беседе с родителями, оказываются незаменимыми при объяснении многих трудных случаев.

Познакомившись с историей развития ребенка, обстоятельствами его жизни, психологу необходимо перейти к анализу семьи, в которой он воспитывается. В первую очередь нужно познакомиться с родительскими установками и стилем воспитания, т.е. системой родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятием ребенка родителями и способами поведения с ним.

Разные авторы с различных позиций подходят к проблеме взаимодействия родителей и детей. Однако все отмечают, что именно родители в большей степени формируют личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Многие считают, что не только родители воздействуют на детей, но и дети оказывают влияние на родителей, побуждая их к одним действиям и подавляя другие. Так, ребенок, демонстрирующий свою беспомощность, неспособность разрешить какую-либо ситуацию, подталкивает родителей помочь ему, и часто родители делают это вне зависимости от того, нуждается ли реально ребенок в помощи.

Научно-психологическое изучение развития поведения родителей показало, что его можно описать с помощью двух пар признаков: неприятие — расположение и терпимость — сдерживание (контроль) (Э. Шефер, 1959 год).

Расположение (тепло, любовь) характеризуется тем, что родители видят в своих детях множество положительных свойств, принимают их такими, какие они есть Эти чувства проявляются как в теплом тактильном контакте, так и в улыбке, поддержке взглядом, выражении гордости.

В случае неприятия родители не расположены к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними, дети раздражают их своим своеволием, непослушанием и т.д. Отсутствие расположения к ребенку превращается в крайней форме во враждебность.

Сдерживание (контроль) предполагает, что поведение родителей описывается как имеющее множество запретов, держащее ребенка под постоянным наблюдением и контролем, устанавливающее определенные нормы поведения, которым дети должны следовать. Такие родители не обязательно часто и строго наказывают детей. Применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям. В дошкольном возрасте родители запрещают ему шумные игры, требуют опрятности, послушания, не позволяют уходить одному далеко от дома, запрещают агрессивное поведение. У таких родителей часто могут проявляться противоречия в системе требований. Так, они могут не разрешать детям ссориться, но не обращать внимания на поведение за столом.

Терпимость характерна для снисходительных родителей. Они обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку: предоставляют ему неограниченную свободу в играх, не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание. Такие родители, скорее, будут рассматривать проявление агрессии как нормальное явление в развитии ребенка.

На основании выделенных признаков Шефер предложил классификацию типов воспитания детей. В поле «расположение — сдерживание (контроль)» попадают следующие типы: от чрезмерного потакания к снисходительному покровительству, от них к чрезмерному обереганию. В поле «сдерживание — неприятие» находятся типы: властный, суровый, затем требовательный, нетерпимый. Поле «неприятие — терпимость» приводит к небрежному, безразличному и устраняющемуся типам, «терпимость — расположение» создают демократичный и помогающий типы.

Все эти параметры в значительной cтепени учтены в опроснике детско-родительских отношений, разработанных А.Я. Варгой и В.В. Столиным. Опросник состоит из пяти шкал.

1. «Принятие — отвержение». Шкала выявляет интегральное эмоциональное отношение к ребенку. На одном полюсе шкалы находятся родители, которым нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, ребенок рассматривается как самоценность. Такие родители стремятся проводить как можно больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы. На другом полюсе оказываются родители, которые воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение и обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его. Зачастую неприятие ребенка сочетается с жестоким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме — желании отказаться от ребенка, поместить его в интернат. В практике работы подобное отношение может отмечаться у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем при таком отношении может отмечаться равнодушие к распорядку дня ребенка, полное попустительство.

2. «Кооперация» —социально желательный образ родительского отношения. Содержание этой шкалы раскрывается так: poдитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует его переживаниям. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он сознательно занимается воспитанием и развитием ребенка, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, в спорных вопросах может принять точку зрения ребенка.

3. «Симбиоз» — шкала выявляет межличностную дистанцию в oбщении с ребенком. Родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» — выявляет форму и направление контроля за поведением ребенка. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать peбенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление самоволия его сурово наказывают. Родители пристрастно следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные особенности, мысли, чувства. Такие родители зачастую стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (разнообразные кружки, спортивные секции, иностранные языки), однако при этом не учитываются реальные психофизические возможности ребенка.

5. «Маленький неудачник» — выявляет особенности восприятия и понимания ребенка родителями. В родительском отношении данного типа имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, yвлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Опросник предлагается родителям в напечатанном виде со следующей инструкцией.

«Ответьте на вопросы анкеты с максимально возможной откровенностью. Знаком «+» отмечайте высказывания, с которыми Вы согласны, знаком «-» – с которыми не согласны».

Взаимодействие психолога с родителями — залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Когда ребенок впервые приходит в детский сад ему приходится перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми. Некоторые дети безболезненно входят в новую ситуацию. У других она вызывает тяжелые переживания, снижение активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье и способностях. Для ребенка, не посещавшего детские учреждения, непривычно все: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня и т.д. Обращение взрослых с детьми также резко отличается от того, к которому он привык дома.

Необходимое условие смягчения трудностей адаптационного периода — согласованность действий воспитателя, психолога и родителей, соблюдение по возможности одинакового подхода к детям в семье и в детском саду. С этой целью психолог должен позаботиться о том, чтобы воспитатели еще до поступления новичка в группу познакомились с родителями и ребенком, установили с ним контакт, узнали об условиях и особенностях развития ребенка. Все привычки и навыки каждого ребенка выяснить сразу сложно, однако в краткой ознакомительной беседе с родителями можно узнать о наиболее характерных особенностях поведения ребенка, его склонностях и интересах.

Не следу6ет резко изменять привычный уклад жизни детей Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где легче ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с воспитателями и детьми, так как условия напоминают домашний двор. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, чтобы он сразу подошел к незнакомому человеку, пусть он немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с ним и с матерью), рассмотреть игрушки, понаблюдать за другими детьми.

Случается, что ребенок не плачет, но и не играет, он подавлен. Такое состояние должно беспокоить не меньше, чем плач. Психолог привлекает внимание воспитателей к таким детям, советует родителям на первых порах сократить время пребывания детей в группе до минимума, а домашние условия приблизить к режиму детского сада, организовать упражнения в самостоятельности, чтобы ребенок мог сам обслуживать себя.

Родителям можно предложить пройти в групповую комнату вместе с ребенком. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогает освоится в новой обстановке, установить отношения с воспитателем, с детьми. Мать вместе с ребенком рассматривает игрушки, необходимые предметы быта, групповую комнату и спальню, играет с детьми. Присутствие близкого человека дает ребенку возможность спокойнее ориентироваться в новых условиях.

Обычно внимание родителей и детей сосредоточивается на приходе в детский сад, но при этом дети нередко оказываются свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении. Психолог может посоветовать родителям приводить новичков попозже, и не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, тогда можно обратить внимание ребят на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают детей домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней прогулке. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыв, отторжение от дома.

В привыкании к новым условиям важную роль играет интимизация предметов, возможность принести с собой свои игрушки. Это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Любимая знакомая игрушка завладеет вниманием, поможет отвлечься от расставания.

Многие другие приемы, способствующие адаптации ребенка к новым условиям, могут быть выработаны совместно с родителями и при участии воспитателей с наибольшим учетом индивидуальных особенностей ребенка и группы, в которую он ходит.

Можно отметить, что роли психолога во взаимодействии с родителями разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями каждого дошкольника, однако несомненно, что в детском учреждении он прежде всего представляет интересы ребенка, занимает активную позицию по отношению к нему, стремиться добиться максимального взаимопонимания и взаимодействия с родителями и воспитателями на пользу ребенку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.