Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История производства. Родоначальники русской техники росписи ткани




Художественная роспись ткани.

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» — рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра­сителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем кра­шении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот­ности. После этого начинался много­дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз­даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было

не более десяти. Это связано с достаточно ограничен­ным количеством природных красите­лей, которые использовались в тради­ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз­ные: от абстрактных рисунков до слож­нейших орнаментов — для украшения одежды; многофигурные жанровые или религиозные композиции — для жилищ и храмов.

Батик в древности был распро­странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».

Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Тех­ника «лацзе» — в переводе «узоры вос­ком» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным вос­ком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки непрокрашенной тка­ни. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его пер­воначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной.

В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изуми­тельные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно.

Когда в начале XVII века в Индоне­зию проникли голландцы, они обрати­ли внимание на поразительное сход­ство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, ев­ропейцы модернизировали это искус­ство, превратив его в полупромышлен­ный способ окраски тканей.

В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена анг­лийской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уде­лом кустарей — ремесленников.

Но в начале XX века батик снова во­шел в моду в Европе, Англии и Америке.

Произошло это благодаря энтузиаз­му небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отпра­влялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, воз вращаясь на родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия тех­ника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последо­вателей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто лю­бителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не толь­ко модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры, батик имеет в ос­новном утилитарный характер.

Россия, будучи большую часть XX ве­ка за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу стра­ны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря ее творчеству появилась в России первая подробная информа­ция о технике батика. Именно она помогла российским мастерам опреде­лить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и осо­бенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием в этого ви­да искусства, открытием новых направ­лений в технике и появлением ярких имен.

Родоначальниками основопола­гающих направлений в технике рус­ского батика являются:

• Ирина Трофимова — монументаль­ный батик;

Станковое направление:

• Сергей Давыдов — «философский» батик, создатель техники батика
«Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий;

• Татьяна Шихирева — «повествова­тельный» батик;

• Виктория Кравченко — «офортный» батик;

• Юрий Булычев — «традиционный» батик;

• Виктор Парийский — «живописный» батик;

• Евгений Архиреев, Юрий Ярин — «об­ратный» батик (техника вытравки);

• Александр Талаев — «эксперимен­тальный» батик.

Целый ряд ярких самобытных авто­ров внесли свой вклад в искусство батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов, А. Домаскин, Н. Голубцова, Л. Наумкина и многие другие.

Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уров­не, с ярко индивидуальным техниче­ским и художественным подходом, что находит свое отражение в регуляр­ных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды.

В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных тех­ник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно соче­таясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позво­ляет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.