Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виктимология




СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

О Г Л А В Л Е Н И Е

С О Ц И А Л Ь Н А Я П Е Д А Г О Г И К А

Трушина Ю.Х.

Теории социальных отклонений, не связанных с физическими и психическими нарушениями, необходимо найти САМОСТОЯТЕЛЬНО!

 

 

 

Курс лекций

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

 

 

Автор: Трушина Ю.Х.

 

Рецензент:

 

Доктор педагогических наук, профессор

Николина В.В.

 

Социальная педагогика: Курс лекций. – Н.Новгород:, 2009. –с.

 

В предлагаемом пособии представлен курс лекций по социальной

педагогике, разработанный в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта по специальности

«Социальная педагогика». В нем раскрываются теоретико-

методологические и практико-ориентированные аспекты

деятельности социального педагога.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных

заведений, преподавателей и работающих социальных педагогов и

социальных работников.

 

Обращение к студентам 5

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Лекция1. Профессиональная деятельность социального

педагога 7

Лекция 2. Социальная педагогика как наука и сфера практической 21

деятельности

Лекция 3 Социализация как приобщение человека к жизни в 31

обществе

Лекция 4. Микрофакторы социализации 42

Лекция 5. Мезофакторы социализации 55

Лекция 6. Макрофакторы социализации 66

Лекция 7. Семья как микрофактор социализации, естественная среда формирования ребенка. 78

Лекция 8. Социальное воспитание как институт социализации 95

Лекция 9. Современные концепции социального воспитания 104

Лекция 10.Социальная среда как средство и субъект воспитания 126

Лекция 11. Принципы социального воспитания 140

Лекция 12. Содержание, формы, методы, средства социального 155

воспитания

 

Лекция 13. Человек как жертва неблагоприятных условий

социализации 174

Лекция 14. Дети с девиантным поведением как жертвы неблагоприятных условий социализации 187

Обращение к студентам

В соответствии с Кодексом этики профессиональное предназначение социального педагога – согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Он выступает в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая при этом социальное развитие клиента и преобразование социума, являющегося формирующей средой, ситуацией развития каждого члена общества.

Одной из базовых дисциплин профессиональной подготовки данных специалистов является социальная педагогика. Освоение студентами социально-педагогических знаний, умений и навыков позволяет им в будущей профессиональной деятельности оказывать грамотную помощь разным категориям населения: детям, молодежи, женщинам, старшему поколению и т.д., оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проявляя при этом творчество.

Содержание осваиваемой социальной педагогики, как науки и сферы практической деятельности, направлено на формирование у студентов – будущих социальных педагогов функциональной (профессиональной), личностной компетенций.

В пособии по каждой теме также представлены разноуровневые задания для самоподготовки, для обсуждения в группе и включающие их в профессиональную деятельность. Они разработаны на основе учета компетентностного подхода т.е. с учетом тех профессиональных задач, которые приходится решать социальным педагогам в своей повседневной профессиональной деятельности. Следовательно, их систематическое выполнение студентам даст возможность подготовить себя к будущей профессиональной деятельности, что в свою очередь позволит выполнить великую миссию – помогать, защищать, поддерживать порастающее поколение в ходе его социализации в сложных жизненных условиях.

Все три группы заданий предусматривают выполнение студентами разных видов самостоятельных работ: изучение и анализ научной литературы; нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, касающихся защиты прав, социализации разных категорий людей; опыта социально-педагогической работы в регионе, учреждениях, организациях; моделирование, проектирование социально-педагогической деятельности в социуме, учреждении; разработка программ индивидуальной, групповой работы с детьми; подготовка и проведение групповых дискуссий, подготовка рефератов по социально-педагогической проблематике, докладов к студенческим научно-практическим конференциям, проводимым в вузе; прослеживание развития уровня своей личностно, теоретической и технологической готовности к профессиональной деятельности, оформление «Портфолио» своих профессиональных достижений и др.

Специалисты, имеющие ярко выраженную профессиональную направленность, знающие специфику профессиональной деятельности социального педагога с детьми разных категорий, освоившую теорию социальной педагогики, в том числе теорию социально-педагогической виктимологии, смогут компетентно реагировать на кризисные и чрезвычайные ситуации так же, как и на существующие и возникающие ежедневно личные и социальные проблемы, связанные с помощью, защитой человека в сложной жизненной ситуации, обеспечением его достойного существования и свободного развития.

Следовательно, с уверенностью можно сказать, что в современных условиях социально-педагогическое знание играет социально-стабилизирующую роль и поэтому становится неотъемлемой частью не только профессиональной подготовки социальных педагогов и их профессиональной деятельности, но и социальной политики.

 

 

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Лекция 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

  «Социальный работник и социальный педагог признают ценность каждого человека и его права на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп» (Кодекс этики социального педагога и социального работника)

 

1. Значимость профессиональной деятельности социального педагога в обществе,

этапы ее становления.

2. Требования к профессиональной деятельности социального педагога.

3. Структура, функции профессиональной деятельности социального педагога.

4. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности.

5. Профессиональная культура социального педагога, ее составляющие.

 

Становление социально-педагогической профессии имеет глубокие исторические корни и обусловлено «кризисным» состоянием в экономической, социальной и политической жизни страны. Неслучайно социально-педагогическое движение в нашей стране активизировалось в 20-30 годы, в период Великой отечественной войны, послевоенный период и в настоящее время. Основные тенденции его развития определились в 60-е годы, когда появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме: организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности, работники внешкольных учреждений и т.д.

На рубеже 70-80-х гг. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социально-педагогической работы на качественно новый уровень. В этот период получили распространение социально-педагогические комплексы; во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных молодежных объединениях утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми; развивались тенденции интеграции, межведомственного подхода к социально-педагогической деятельности с разными категориями населения; изменился характер деятельности школы с другими социальными институтами; развивалась теория и практика педагогизации социальной среды. Однако дальнейшее развитие социально-педагогической теории и практики сдерживалось отсутствием системы подготовки специалистов данной сферы. «Функции социального педагога растворялись и распределялись между традиционно действующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, культуры, милиции, функционально крайне слабо связанными между собой. В результате в общественном сознании сформировалась мысль о том, что только школа отвечает за воспитание детей» (10;с.7). Все это актуализировало необходимость учреждения института социальных педагогов – специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями» (9;с.160-161). Именно поэтому решением коллегии Госкомитета по труду и социальным вопросам от 13.07.90 г. «О введении института социальных педагогов» эта профессия была внесена в список профессий. Как отмечает И.А.Липский, идея разработки, научного и методического обоснования новой педагогической профессии, призванной решать проблемы детей за пределами собственно учебных заведений возникла в Управлении внешкольного воспитания Министерства просвещения СССР.

С целью научно-методической разработки новой профессии Государственным комитетом СССР по народному образованию и Академией педагогических наук СССР был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа – микрорайон» под руководством В.Г.Бочаровой.

«За три года работы ВНИКа на 100 экспериментальных площадках развернулся социально- педагогический эксперимент, одним из направлений которого стала отработка параметров новой профессии. В 1991 году система образования получила «своего» социального работника не только по содержанию деятельности, но и по названию… «Своего» педагога должны были получить и другие ведомства и секторы социальной сферы. Нужен был не учитель с базовым образованием предметника, а педагог широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний» (6; с. 17).

Эксперимент доказал, что:

- социальным педагог должен стать ведущим специалистом по работе с детьми в открытой социальной среде;

- он призван организовать культурно-досуговую, физкультурно-оздоровительную, трудовую деятельность детей и подростков, групповое общение, техническое и художественное творчество детей и взрослых в социуме;

- работа социальных педагогов должна носить разносторонний характер и отличаться функциональной направленностью: одни социальные педагоги должны специализироваться на оказании помощи семье (тип семейного педагога); другие организовать свободное время подростков, оказывать им коррекционную и реабилитационную помощь; третьи - специализироваться как социальные педагоги общеуправленческого звена, задача которых состоит в управлении воспитательно-образовательным процессом в условиях открытой социальной среды (это эксперты, главные специалисты по оценке основных направлений системы социально-педагогической деятельности, диагностированию, выявлению основных проблем, противоречий в социуме, программированию их преодоления).

В условиях жизнедеятельности разных категорий населения в современном обществе значимость профессиональной деятельности социального педагога, его подготовки к ней уже стала фактом общественного признания. В соответствии с Государственным образовательным стандартом «выпускник, получивший квалификацию социального педагога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на личностное и социальное развитие обучающихся, способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы и методы социального воспитания; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе» (1, с.2).

Деятельность социального педагога имеет свою структуру и предполагает наличие взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: субъекта, объекта, цели, функций, содержания, форм, методов, приемов и средств. Объектом деятельности социального педагога являются разные категории населения, прежде всего детей и молодежи; семья, детско-юношеские объединения, социум.

Данный вид профессиональной деятельности имеет ярко выраженную направленность на защиту прав разных категорий населения, прежде всего несовершеннолетних.

Существуют определенные педагогические условия, концептуальные подходы, обеспечивающие достижение социальным педагогом оптимальных результатов:

· в проектировании, организации и совершенствовании социально-педагогической деятельности с детьми разных категорий;

· в его подготовке и самоподготовке к профессиональной деятельности, повышении своего профессионального мастерства.

Важным методологическим ориентиром в совершенствовании деятельности социального педагога является многомерно-диалектический подход, следование которому позволяет освободиться от односторонности и узости в понимании социально-педагогических процессов, их исследовании, организации и определении результатов работы.

По мнению В.А.Никитина, в социально-педагогическом процессе нужно учитывать диалектику общего и особенного, случайного и необходимого, внутреннего и внешнего, возможного и действительного, цели, содержания и формы в социально-педагогической деятельности (13).

В соответствии с данным подходом социальному педагогу необходимо руководствоваться различными способами социально-педагогической деятельности /индивидуальными и коллективными, коррекционными и реабилитационными/, важно учитывать условия, факторы, социальные, пространственно-временные обстоятельства, в которых развиваются различные типы людей и социальные группы.

Системно-деятельностный подход является важнейшим методологическим ориентиром в деятельности специалиста социальной сферы, при котором объект познания или преобразования рассматривается как развивающаяся система, включающая целевой, содержательный, мотивационный, технологический и результативный компоненты. В деятельности социального педагога объектом преобразования может быть как отдельная личность, определенный тип социально-педагогического учреждения, так и формирующаяся социальная среда.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- управление развивающей деятельностью воспитуемых в общем контексте его жизнедеятельности: направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла жизни, личностного опыта, имеющего большое значение в процессе их социализации;

- обеспечение взаимосвязи всех видов деятельности воспитуемых, имеющих личностно-смысловое и формирующее значение, в которые они включаются в социально-педагогическом процессе;

- обеспечение единства, целостности целей, содержания, форм, методов социально-педагогической деятельности, учитывающей:

· специфику образовательной среды, формирующей базовую культуру воспитуемых и содействующей совершенствованию профессиональной культуры социального педагога, укрепляющей его профессиональные интересы;

· особенности развития определенной категории воспитуемых;

- создание целостной системы социально-педагогической деятельности, которая позволяет объединить все функции социального педагога в единую структуру. Данное условие реализации системно-деятельностного подхода в ряде исследований рассматривается как структурно-функциональный подход к организации системы педагогической деятельности.

В Государственном образовательном стандарте по специальности «Социальная педагогика» определена система должностных обязанностей социального педагога, исполняемых в процессе организации всех видов деятельности. В соответствии с ГОС социальный педагог:

· должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности;

· должен способствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;

· должен использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;

· должен осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;

· должен систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

· должен быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и социальных служб;

· должен осуществлять связь с родителями (лицами их заменяющими);

· должен выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

· должен обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник должен быть подготовлен к их исполнению в процессе следующих видов деятельности в различных типах социально-педагогических учреждений: научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей, управленческой, исследовательской.

Социальный педагог – представитель новой профессии, которая относится к числу «помогающих» профессий, осуществляющих поддержку каждому члену общества в личностном развитии. Он является посредником между личностью и окружающей ее средой. Поэтому в качестве важных целей деятельности социального педагога в современных условиях выделяются: содействие реализации основных прав человека в процессе его социализации; удовлетворение потребностей каждого воспитуемого с помощью социальных, медицинских, психологических, правовых и педагогических механизмов предупреждения и преодоления жизненных трудностей, негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах; гармонизация отношений каждой личности с социумом и др. «Для социального педагога характерным является целостное видение человека в его индивидуальном своеобразии и развитии, в социокультурном пространстве и в его экономической ситуации» (3; с.39).

В целях четкого и полного представления социально-педагогического процесса перечисленный выше круг видов деятельности (функций) в специальной литературе конкретизируется, детализируется и дополняется такими функциями, как диагностическая, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитационная, охранно-защитная, предупредительно-профилактическая, эвристическая, социального контроля и т.д.

Любой вид социально-педагогической деятельности предусматривает одновременное выполнение социальным педагогом всех функций, так как они направлены на обеспечение успешной социализации каждого ребенка. Однако, как показывают проведенные исследования, при организации социально-педагогической деятельности социальные педагоги не всегда учитывают такие требования к выполнению функций, как обязательность, комплексность, равнозначность, взаимообусловленность, что мешает обеспечению ее целостности. Структурно-функциональный подход в социально-педагогической деятельности позволяет социальному педагогу целостно, системно реализовать профессиональные функции /см. схему «Структурно-функциональная модель деятельности социального педагога»/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.