Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема1: Социальная психология: предмет и место в системе науки и практики




Механизмы общения

Перцепция

Этнометодология

Х. Гарфинкель. Мы всегда действуем по каким-то написанным правилам.

В чистом виде ее не бывает, всегда идет примесь когнитивных процессов.

1. Процесс категоризации. Отнесение человека к той или иной категории людей.

2. Стереотипизация – приписывание человеку характеристик, свойств и личностных черт, исходя из категории, к которой он относится (или был отнесен).

В.Н. Панферов выделил ряд стереотипов:

1. Эмоционально – эстетические (тучные люди добрее худых)

2. Профессиональные (военные – точные, аккуратные и ответственные люди)

3. Национальные (южане эмоциональнее северян)

 

1. Идентификация – отождествление себя с партнером по общению («будь ты на моем месте…»).

2. Эмпатия – способность переживать те чувства, что свойственны партнеру по общению.

3. Рефлексия – способность взглянуть на себя глазами партнера по общению.

4. Хало-эффект – мы наделяем человека качествами, соответствующими одно другому. Одно и то же действие приобретает разную окраску за счет восприятия человека сквозь призму первого впечатления или репутации.

5. Эффект снисходительности. Когда некое лицо с высоким социальным статусом завышает оценку начинающего, дает аванс.

6. Экспектация – ожидание чего-то от кого-то.

7. Фасциация – завораживание – средства для привлечения внимания партнера.

8. Установка.

План лекции:

1. Введение в общую психологию.

2. Предмет, объект, задачи социальной психологии.

3. Место социальной психологии в системе науки и практики.

4. История становления социальной психологии как отдельной науки.

 

Вопрос 1. См. «Психология и педагогика». Лекция 1.

Вопрос 2.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания возникла в конце XIX века на стыке двух наук – психологии и социологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен в рамках какой-либо одной науки. Во-первых, под социальной психологией принято понимать многообразие проявлений социальной психики человека – особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми. Во-вторых, термин «социальная психология» применяется для обозначения научного направления, изучающего закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, объединенных в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

 

Предметом изучения социальной психологии являются определенные социально-психологические феномены, такие как:

· психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;

· проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;

· психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;

· психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, т.е. носители социально-психологических явлений. К ним относятся:

- личность в группе (системе отношений);

- взаимодействие в системе «личность – личность» (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и др.);

- малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей);

- взаимодействие в системе «личность – группа» (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, ученик – школьный класс и пр.);

- взаимодействие в системе «группа – группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.);

- большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой).

Многогранность задач исследований социально-психологических феноменов можно обобщить в следующие:

1. Изучение содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов.

2. Поддержание всесторонних связей с представителями смежных наук (социологией, философией и других общественных наук) в совместном исследовании социально-психологических феноменов.

3. Прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государств на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.

 

Вопрос 3.

Развитие общества ставило перед учеными различного рода социально-психологические задачи, решение которых стало необходимым для совершенствования таких сфер общественной жизни, как политика, производственные отношения и управление, воспитание и т.д. отсюда появляется необходимость интеграции социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Психологическая реальность существует в мире в двух основных видах: индивидуальных психологических явлениях и групповых. Предмет психологической науки включает исследование обоих видов, а знание психологии – их понимание в неразрывной взаимосвязи друг с другом. Заблуждается тот, кто полагает, что есть индивидуальная психика, абсолютно не зависимая от психологии других людей, от психологии групп, общностей, членом которой является данный человек.

Существует множество таких взаимосвязей, наиболее важны из которых четыре группы.

1. Каждый человек проводит свою жизнь в мире, существенной частью которого выступает социальное окружение, среда. Мир вокруг человека – не только земля, небо, воздух, вода, продукты питания и пр., но и все, что связано с другими людьми, обществом. Это люди, их поведение, поступки (семья, друзья, толпа на улице и т.д.). Отражательная природа психики проявляется в том, что при постоянных контактах и взаимодействиях человека с социальной средой последняя находит в себе представительство в его психике в виде образов, мыслей, чувств, побуждений. Окружающий социальный мир вторгается в психику человека, оказывая определенное влияние на его деятельность, которое обнаруживается и в поведении.

2. По словам известного отечественного психолога А.Н. Леонтьева, человек рождается существом, которое обладает лишь одной способностью стать человеком. Существо становится человеком (цивилизованной, духовно богатой личностью) в процессе социализации. Обладая индивидуальностью и своим «Я», человек присваивает общечеловеческий опыт. Социализация человека в онтогенезе (прижизненном развитии) заключается в приобретении им сознания и самосознания, духовных потребностей, человеческого мышления, ценностных поведенческих ориентаций, норм поведения и других достоинств. Процесс социализации происходит в семье, при обучении, воспитании, в ходе труда, накопления жизненного опыта среди людей и существующих в обществе условиях. В итоге, психология человека превращается из биологической в, по преимуществу, социальную. Процесс социализации особенно интенсивен в первые 20-25 лет жизни человека, хотя и продолжается и в последующие годы.

3. Человек относится к объектам и явлениям окружающей среды как к предметам удовлетворения своих интересов и потребностей. Его важнейшие интересы и потребности удовлетворятся социальными продуктами, производимыми трудом и опытом других людей и обществом. В процессе удовлетворения своих духовных и материальных потребностей человек вступает в отношения с социальной средой и ее лементами (людьми, нормами поведения, организациями и др.) – в социальные отношения. Для этого человек вынужден проявлять социально значимую активность, включаться в различные сферы социальных отношений (политических, моральных, правовых, культурных, тоарно-денежных, семейных, бытовых, досуговых, трудовых и др.). Отсюда жизнь и деятельность человека неизбежно приобретают признаки социальности – политические, моральные, правовые, культурные, этические, профессиональные и иные.

4. В отличие от животных человек не пассивно приспосабливается к окружающему, но и преобразует его. Каждый человек своими делами, поведением, сколь малыми они бы ни казались, вносит вклад в развитие своей жизни и непосредственного окружения и тем самым в развитие цивилизации.

Психология человека – это окружающих мир в человеке и человек в мире. Нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважая и не разделяя социальные ценности.

 

Система социально-психологического знания

Теория социальной психологии:
СП личности и малых групп СП больших общностей (групп) СП общества
- социализация, - взаимоотношения, общение и взаимодействия, - массовые СП явления, - психология малых групп, - психология личности в группе, - психология разных видов групп, - психология коллектива. - СП особенности больших групп, - социально-политическая психология, - психология классов и имущественных групп, - психология общественных движений, - социально-возрастная психология, - социально-гендерная психология, - этнопсихология, - психология религии, - психосоциальная патология, - социально-криминальная психология. - психология социально-экономических систем, - психология власти и общества, - психология современного цивилизованного общества, - психология правового общества, - психология общественных кризисов, - психология российского народа.
Прикладная социальная психология:
Профессиональная СП Отраслевая СП Практическая СП
- СП-кая профессиография - СП профессиональной деятельности - СП особенности деятельности разных специалистов - СП профессиональной идентификации специалиста - СП профессионального образования - СП-ие условия эффективного труда - СП трудового коллектива - СП адаптации на рабочем месте (вхождение новичка в коллектив) - СП инноваций - СП управления (организационная) - СП экономики и предпринимательства - СП права, законности и правопорядка - СП образования - СП культуры - СП торговли, рекламы и мониторинга - СП обеспечения безопасности - СП имиджа и избирательных технологий - Конфликтология - СП борьбы, конкуренции, соперничества - СП чрезвычайных ситуаций - СП международных отношений - система СП обеспечения практики - личность и деятельность социального психолога - СП диагностика - СП экспертиза - СП анализ - СП консультирование - СП помощь, поддержка - СП сопровождение - СП технология службы доверия - СП технологии службы семьи - СП технологии работы с эмигрантами и беженцами - СП тренинг - подготовка социальных психологов

 


Вопрос 4.

Для рассмотрения предмета и места социальной психологии в системе науки и практики необходимо рассмотреть с тановление мировой социально-психологической мысли. Условно можно выделить несколько этапов.

Предыстория социально-психологической мысли

Первые социально-психологические знания мы находим в трудах древнегреческих и древнекитайских ученых (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций и др.). Они описали ряд социально-психологических особенностей характера людей и их предназначения в обществе, некоторые психологические закономерности социального поведения индивидов, мотивы объединения их в группы и т.д. В длительной предыстории можно выделить два направления:

- теории, основанныее на превосходстве социального начала и общества над личностью;

- теории центрированные на личности.

В ХIХ веке произошло два важных события, имеющих значение для современной социальной психологии, появилась социология и теория эволюции. Французский философ О. Конт (1798–1857) внес важный вклад в выделении социологии как науки. Однако принято считать, что основу социальной психологии заложил Э. Дюркгейм (1858–1917), поставивший вопросы о влиянии социальных факторов на психическую жизнь индивидов. Он считал социальные факты как внешние по отношению к индивидуальному сознанию и не зависящие от него. Поэтому «коллективные представления» каждого данного сообщества существуют сами по себе. Хотя эти представления и могут возникать при сотрудничестве и взаимодействии индивидов, их характеристики будут иными, нежели у индивидуальных представлений, и не будут от них зависеть (Э. Дюркгейм, 1898).

На развитие социальной психологии повлияла теория эволюции Ч. Дарвина (1809–1882) и его последователей. Дарвин излагал мысли важные для социальной психологии: человек – социальное животное с развитой способностью физической, социальной и умственной адаптации к меняющейся среде, часть которой является социальной (Ч. Дарвин, 1872, 1896).

Разработанные в этот период положения не были социально-психологическими в сегодняшнем значении этого слова, однако они привели науку к современным теориям.

Переход к современной социальной психологии

В середине XIX в. появились первые социально-психологические теории: «психология народов» (Германия), «психология масс» (Италия, Франция), «социальных инстинктов» (Англия, США).

Немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832–1920) различал психологию физиологическую и психологию народов (на современном языке – социальную). Его десятитомный груд «Психология народов» (1900–1920 гг.) по существу является социальной психологией. По мнению Вундта, высшие психические функции должны были изучаться с позиции «психологии народов». В продолжение теории «психологии народов» (Ф. Гегель, М. Лазарус,Г. Штейнталь) нация (народ) рассматривается как «сверхиндивидуальная целостность» оказывающая влияние на индивидуальное сознание личности. Основная задача социальной психологии познать психологическую сущность «духа народа», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, в искусстве и т.п.

Теория «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Лебон) рассматривает иррациональные стороны (примитивные инстинкты, импульсы) в поведении больших скоплений людей. Главное отличие психологии масс в том, что человек «толпы» теряет свою индивидуальность и легко поддается иррациональным действиям.

Теория «социальных инстинктов» (В. Мак-Дугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами (стремления, желания). По мнению авторов, происходящие мыслительные процессы в области сознания находятся в прямой зависимости от бессознательного (иррациональных и бессознательных влечений), которые выступают в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.

Данные теории послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний и стали стимулом для разработки методологических и теоретических основ социальной психологии. Развитие социальной психологии в разных странах обусловливалось особенностями общественно-исторического развития общества, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

Современная социальная психология в Европе и Америке

В конце XIX века термин «социальная психология» использовался при изучении индивидуума внутри общества. При этом обнаруживалось два полярных акцента: по мнению одних ученых (McDougll, 1908; Simmel, 1908) социальная психология должна заниматься личностью и внутриличностными процессами, другие считали, что необходимо сосредоточиться на социальном контексте (Linder, 1871; Lukes, 1973; Ross, 1908). Для Г. Оллпорта (1897-1967), первого социального психолога-бихевиориста, социальная психология стала «наукой, изучающей поведение индивида в тех областях, где это поведение стимулирует других людей или является реакцией на такое поведение».

Главным достижением в 1930–40-х годах на социально-психологические исследования повлияли события первой и второй мировой войны, когда в ответ на агрессию и террор нацистов и фашистов социальные психологи свободных стран не только старались помочь своим народам выиграть войну, но и планировали настроение мира, состоящего из демократических сообществ. Одним из них был Курт Левин (1890–1947), еврей, эмигрировавший из Берлина. Он приложил свою «теорию поля» к группам, с целью изменения группового поведения, морали, предубеждений и т.п. У Левина осталось много последователей и учеников. В последующие десятилетия после второй мировой войны в США, а затем и в Европе произошел переход от бихевиористского к когнитивному подходу.

В 1966 г. была создана Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии (EAESP), которая вскоре стала ядром научного общества социальных психологов Европы. Представители европейской социальной психологии (Г. Тэджфел, С. Московичи) отстаивали в большей мере позиции социологической социальной психологии. Появились первые европейские учебники по социальной психологии, созданные авторами из нескольких стран Европы и США. В начале третьего тысячелетия традиции международных изданий продолжили М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон и др. Социальная психология стала занимать одно из ведущих положений в изучении группы, окружающей среды, организации и т.п.

Отечественная социальная психология

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков.

Первый период (60-е г. XIX – начало XX вв.) Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории социальной психологии большой интерес представляет психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, Н. К. Михайловский и др.). Н. К. Михайловскому (1822-1904) принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения. Он делает вывод, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает В. М. Бехтерев. В его работе «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911) содержится развернутое изложение о сущности социально-психологических явлений, о предмете и методах социальной психологии.

Эксперимент, поставленный В. М. Бехтеревым вместе с М. В. Ланге, показал, как социально-психологические явления – общение, совместная деятельность – влияют на формирование процессов восприятия, представлений, памяти. Работой М. В. Ланге и В. М. Бехтерева (1925) положено начало экспериментальной социальной психологии в России. Эти исследования послужили истоком особого направления в отечественной психологии – изучения роли общения в формировании психических процессов.

Второй период (20-е годы – первая половина 30-х годов XX века. Период 20-30-х годов для социальной психологии в России был поиском своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, а также путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлений. Особое место в дискуссиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г. И. Челпанов. Он утверждал, что социальная психология должна изучать генезис идеологических форм по специальному марксистскому методу, заключающаяся в изучении происхождения указанных форм в зависимости от изменений социального хозяйства. Он утверждал, что задачей реформы психологии должно быть организация работ по изучению социальной психологиик. По вопросу реформы науки выступали также К. Н. Корнилов (1924), П. П. Блонский (1920).

Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов, проблем их развития участвовали многие социальные психологи Б. В. Беляев (1921), Л. Бызов (1924), Л. Н. Войтоловский (1924), А. С. Затужный (1930), М. А. Рейснер (1925), Г. А. Фортунатов (1925) и др.

В 1930 г. состоялся I Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, сыгравший важную роль в научно-организационном становлении социальной психологии в России. В специальном постановлении съезда были отражены теоретические и методологические задачи по изучению коллектива. Начало 30-х годов было пиком развития социально-психологических исследований и в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике.

Третий период (вторая половина 30-х – вторая половина 50-х годов XX в.). Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась: началась изоляция отечественной науки от западной психологии, перестали публиковаться переводы трудов западных авторов, внутри страны возрос идеологический контроль за наукой. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Причины этого перерыва были следующие:

- теоретическое обоснование ненужности социальной психологии (поскольку все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять специально социально-психологические феномены в науку, их изучающую);

- идеологические расхождения в понимании общественных явлений;

- практическая невостребованность результатов исследований (изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны и крайне опасны).

Идеологическое давление на науку нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Это постановление закрыло не только педологию, но и ударило по психотехнике и социальной психологии. Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х годов, продолжался до второй половины 50-х годов. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследований. Идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка принципа единства сознания и деятельности и принципа развития, заложенные Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, создавали теоретический фундамент социальной психологии.

Основным источником и сферой применения социальной психологии в этот период были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральной темой этого периода являлась психология коллектива. Определяющими облик социальной психологии были взгляды А. С. Макаренко. В историю социальной психологии он вошел как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе.

Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х г. XX в). Ослабление администрирования в науке, снижение идеологического контроля обусловили возрождение творческой активности ученых. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука.

В 1968 г. была опубликована книга «Проблемы общественной психологии» под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева, которая привлекла внимание ученых. Исследования сущности социально-психологических явлений отразились в учебниках и учебных пособиях, основные из которых были опубликованы в работах Е. С. Кузьмина 1967; Б. Д. Парыгина, 1967; А. Г. Ковалева, 1972.

Пятый период (первая половина 70-х годов XX века по настоящее время). В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. открыта первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. аналогичная кафедра в МГУ. В 1966 г. с введением ученых степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Проблемы социальной психологи обсуждаются на съездах, конференциях, симпозиумах, совещаниях.

В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции Б. Д. Парыгина (1971), Е. В. Шороховой (1975), Г. М. Андреевой (1980) и др.. В исследование проблем коллектива большой вклад внесли К. К. Платонов (1975), Л. И. Уманский (1980), А. В. Петровский (1982) и др.. Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л. И. Божович (1968), В. А. Ядова (1975), А. Л. Журавлева (1990) и др.. Исследованием социальной психологии общения занимались А. А. Бодалев (1965), А. А. Леонтьев (1975), Б. Ф. Ломов (1975), Б.Д. Парыгин (1971), Л. П. Буева (1978) и др.

Сегодня социальная психология востребована во всех сферах жизнедеятельности людей. Важной чертой социального знания является ее связь с социальными и политическими проблемами общества.

 

Используемая литература:

1. Социальная психология: учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинов. – М.:Издательство Юрайт, 2012. – стр. 10-23

2. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – стр. 16-23.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.