Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Есть мнение. Эпистемологические критерии социологии, которые позволяют считать ее научным знанием, включают определенные процедуры доказательства




Метод социологии

Эпистемологические критерии социологии, которые позволяют считать ее научным знанием, включают определенные процедуры доказательства, проверки и опровержения. Подобно любой другой науке, социология не только выделяет для себя особую область познания, но и вырабатывает свой специфический метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами.

Относительно понятия метода науки не существует единого мнения.?.

Полипарадигмальный характер социологического знания предполагает использование разных принципов и приемов исследования общества представителями различных парадигм. Методология направляет ученого на исследование специальной области социальных реалий, отбор фактов, характеризующих каузальные зависимости именно в этих сферах, ориентирует на использование специфического инструментария сбора и систематизации данных.

Так, для сторонников структурно-функциональных парадигм в целом характерна классическая методология, определенные параметры которой были разработаны ещё О. Контом и Г. Спенсером. Ей свойственно признание объективности социальных реалий, вера в точность, строгость и прочность инструментария социального познания, убеждение в том, что законы социального мира носят весьма жесткий характер, а некоторые ученые даже полагают, что они в принципе аналогичны законам природы и могут быть открыты путем анализа структур общества и фактов жизнедеятельности людей.

Социологи интерпретивных парадигм работают в рамках так называемой неклассической методологии. Они полагают, что каждая социальная общность имеет неповторимый ценностный мир, что обстоятельства всегда субъективны, что исследователь тоже не абсолютно беспристрастен, а потому не может быть единого, универсального объяснения социальных реалий. Используемый ими исследовательский инструментарий нацелен на то, чтобы разрушить барьеры, препятствующие более углубленному пониманию социальных реалий, пытаясь при этом «заглянуть за», «смотреть сквозь», понять скрытую от глаз «закулисную сторону» событий.

Для интегральных (объединительных) парадигм характерна принципиально новая методология, получившая название постнеклассической. Она ориентирована на изучение самоорганизующихся систем, имеющих две особенности:

1) система должна быть открытой для взаимодействия с окружающей средой — другими обществами;

2) число компонентов, в результате взаимодействия которых возникает упорядоченное движение, должно превышать определенный минимум (хаотичность ограниченного числа сделок на отдельной бирже очевидна, но она трансформируется в упорядоченное взаимодействие людей, когда речь идет о национальной сети бирж).

Постнеклассическая методология наиболее пригодна для исследования современных обществ, которые значительно более, чем прежние, открыты для контактов с другими культурами вплоть до организации транснационального производства, участия в формировании единого мирового рынка, интеграции определенных ценностей и норм. В ней аккумулированы достижения синергетики, теории относительности, исследовавшие самодвижение материи, в основе которого лежали вероятностные процессы необходимости и случайности. В случае с социальными системами применение постнеклассической методологии позволяет исследовать качественные изменения в обществе на основе учета взаимоотношений как между внешними и внутренними факторами воздействия, так и соотношений целерациональных и иррациональных, непреднамеренных действий людей, что учитывает определенный потенциал непредсказуемости в процессе общественного развития.

Заметим, что классическая, неклассическая и постнеклассическая методология не противостоят, а дополняют друг друга, будучи применимыми к разным срезам социальной реальности.

 

Чаще всего научный метод определяется как способ достижения научной истины. Определяя метод как путь получения истинных знаний в науке, обычно подчеркивают, что он неотделим от самой науки. Согласно данной точке зрения метод включает три составных элемента. Первый элемент научного метода – это знание о предмете науки. Действительно, когда предпринимаются некоторые действия, направленные на более полное познание предмета науки, исходят из знаний об этом предмете. Проблемы предмета и метода науки тесно взаимосвязаны и переплетаются друг с другом. Поэтому специфика метода науки, сам характер действий, средств и хода познания определяются прежде всего особенностями ее предмета. Второй элемент научного метода — процесс научного познания, охватывающий все конкретные действия, направленные на исследование предмета. В целях рационального осуществления этих действий и обеспечения как можно более полного и адекватного познания предмета науки процесс познания делится на несколько фаз (о которых пойдет речь ниже). Третий элемент научного метода – это средства, используемые в процессе познания, которые определяются природой изучаемого явления.

Такое представление о методе науки дает возможность понять особенности метода социологии. Точно так же, как существуют различные и противоречивые представления о предмете социологии как науки, существуют расхождения в понимании ее метода. Различия в понимании метода социологии обусловлены целым рядом факторов. Во-первых, на представление о методе социологии влияет, прежде всего, присущее ученому понимание общества. Вторым фактором, обусловливающим понимание метода социологии, является представление о социальной роли науки. Одни считают, что социология изучает настоящее и прошлое состояние общества, но не может ничего сказать о будущем. Другие видят в социологии науку, способную устранить лишь некоторые недостатки в обществе, но не радикально его изменить. Третьи полагают, что социология осуществляет критический анализ общества и выступает орудием преобразования социальных отношений. Еще одним фактором, влияющим на представление о методе социологии, является уровень развития исследовательской техники, присущий социологии, и исследовательские качества, наклонности отдельных наиболее влиятельных ученых-социологов.

Различное понимание метода социологии сложилось в рамках позитивизма, функционализма, структурализма, «понимающей социологии» и марксизма. Позитивистское понимание метода социологии выражается в стремлении внести в изучение общества принципы и методы естественных наук. Функционалистское понимание метода социологии базируется на основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных элементов общественной системы по отношению к социальной структуре в целом, которая является стабильной, так как ее части хорошо интегрированы. Структуралистское понимание метода социологии базируется на основных положениях структурализма, согласно которому в основе всякой вещи или существа, индивидуального или коллективного способа поведения лежат структуры, их объединяющие. С точки зрения «понимающей социологии» ее метод состоит не в объяснении, а в интерпретации и толковании смысла социальных действий. Марксистское понимание метода социологии можно уяснить, рассмотрев основные положения научного метода Маркса, который полагал, что научная мысль должна быть критическим анализом существующего общества.

Итак, хотя в социологии нет единого представления о ее методе, целесообразно рассмотреть следующие обобщающие положения, важные для понимания своеобразия метода социологии.

1. Поскольку социальная философия по отношению к социологии является методологической основой, метод социологии есть специфическое проявление, конкретизация социально-философского метода. В философии различаются два основных метода, отличающихся друг от друга основными принципами познания объективной действительности в целом или отдельных ее областей. Это метафизический и диалектический методы. Метафизический метод основывается на таком понимании мира, при котором явления природы, общества и человеческого мышления качественно неизменны и подвержены лишь постепенным эволюционным изменениям. Они всегда тождественны самим себе, существуют изолированно, не влияя друг на друга. Диалектический метод основывается на таком понимании мира, согласно которому явления природы, общества и человеческого мышления подвержены качественным изменениям, обусловленным борьбой внутренних противоположностей, и находятся во всеобщей взаимной связи.

2. Поскольку общество в социологии изучается в качестве целостной социальной системы, в ней широко используется метод структурно-функционалъного анализа. В соответствии с ним каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, социальная или духовная) и каждый ее субъект (личность, класс, нация, семья) рассматриваются как соответствующие подсистемы, выясняются их место (структурное положение) и роль (функция) в обществе, их действие и взаимодействие. Таким образом, метод социологии требует изучать общество под углом зрения его структуры, особенностей функционирования его элементов.

3. Метод социологии основывается на методологических принципах. Наиболее распространенными из них являются принципы объективности, всесторонности, конкретности и плюрализма. Принцип объективности предполагает, что при изучении социума нужно учитывать реальные закономерности его развития. Принцип всесторонности нацеливает на рассмотрение всех связей и факторов, которые оказывают воздействие на социальное явление. Принцип конкретности говорит о необходимости при изучении социальных явлений брать во внимание только те условия, в которых они возникают, функционируют и развиваются. Принцип плюрализма требует при исследовании отдельных сторон социальной реальности учитывать все научные взгляды, теории, концепции, в которых рассматриваются изучаемые явления.

4. Метод социологии прямо или опосредованно включает в себя эмпирическое исследование. Подлинным и полноценным социологическим исследованием может быть признано только такое, которое так или иначе опирается на изучение эмпирически проверенных социальных фактов и их измерение.

5. Метод социологии может быть рассмотрен как процесс научного познания, охватывающий все конкретные действия, направленные на познание предмета. В целях рационального осуществления этих действий и обеспечения как можно более полного и адекватного изучения общественных явлений процесс познания включает пять основных фаз: 1) теоретическое обоснование социальной проблемы (разработка программы исследования); 2) сбор социологических данных с помощью количественных или качественных методов; 3) упорядочение собранных данных на основе классификации, стандартизации, группирования и шкалирования; 4) научное объяснение и проверка гипотез с помощью причинного, структурного, функционального, телеологического объяснения и логических методов верификации; 5) разработка теоретических или практических рекомендаций.

Действительно научным может быть признано только такое социологическое знание, которое добыто на основе строгого соблюдения требований именно этого метода.

Эпистемологические критерии подчеркивают и другую особенность социологического знания: каким бы объективным, точным и достоверным оно ни было, оно всегда остается в известной мере субъективным и приблизительным. В этом его и слабость и сила: ведь сверхточное знание о «неточной», изменчивой и текучей реальности было бы ее искажением. Эта особенность эпистемологических критериев актуализирует этические критерии социологического знания. Социологическое знание можно и должно квалифицировать как научное, если оно ориентировано на познание как таковое, на познание, независимое от всех и всяческих добродетелей, даже самых высоких, но внешних по отношению к науке. Если же социолог не может отделить свои вненаучные ценностные ориентации от собственно научных, то он выступает в иной роли: моралиста, политика, священника и т.д.

Наконец, последняя категория критериев социологического знания - это критерии институционально-организационные. Любая наука включает в себя не только собственно познавательную деятельность, но и разнообразные формы институционализациии и организации этой деятельности.

Первая в России кафедра социологии была организована М. Ковалевским при частном Психоневрологическом институте в Петербурге в 1908 г. Кроме того, в последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах в биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта.

В 1919 г. вышел первый и единственный в то время в стране учебник по социологии Э. Энгеля для средних школ, но уже в 1922 г. преподавание социологии в стране было запрещено. И лишь спустя шестьдесят лет в нашей стране открываются социологические отделения (середина 80-х гг.), а затем социологические факультеты при университетах Москвы и Ленинграда (конец 80-х гг.). С 1992 г. социология преподавалась во всех вузах России, а также в некоторых колледжах, гимназиях, лицеях и общеобразовательных школах.

Иначе обстояло дело в США. Первый в мире социологический факультет с правом присуждения научной степени учрежден при Чикагском университете в 1892 г. К 1900 г. курсы по социологии - в статусе циклов лекций, кафедр, факультетов – функционировали в большинстве американских университетов и колледжей. В 1960 г. профессиональных социологов в США было больше, чем во всех других странах, вместе взятых. Социологической литературы издается здесь больше, чем где бы то ни было. Первый профессиональный журнал в США появился в 1895 г., а в России – в 1974 г.

Итак, с помощью онтологических, эпистемологических, этических и институционально-организационных критериев раскрыты объект, предмет и метод социологии, показана их особенность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.