КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №9. Нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения экологического аудита
Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования Экологическое аудирование - вид деятельности, включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экологического аудита. Экологический аудит - независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды - объектов экологического аудирования. Ближайшими терминологическими эквивалентами понятия экологический аудит в русском языке являются такие термины как экологическое обследование, экологический осмотр, экологическая оценка, проверка правильности проводимой экологической политики. Проведение экологического аудита позволяет установить диагноз «экологического здоровья» предприятия, территории с присущей ей инфраструктурой. Экологический аудит представляется как систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки или несоответствия определенным критериям. Целью экологического аудита является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
ЦЕЛЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА могут быть: • оказание помощи деловым кругам; • повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке; • снижение рисков. ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА: • обоснование экологической стратегии и политики предприятия; • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства; • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных загрязнением окружающей среды. Экологический аудит тесно связан с экологическим менеджментом. Экологический менеджмент и экологический аудит в процессе перехода экономики на новые методы хозяйствования выполняет РЯД ВАЖНЫХФУНКЦИЙ, которые охватывают: •реструктуризацию производства, •процесс приватизации, •создание экологически конкурентной среды и рыночного ценообразования с учетом экологических издержек производства, •функции программно - целевого распределения финансовых ресурсов, •децентрализации управления, •децентрализации гибкого нормирования, •налогообложение с учетом экологических факторов. Экологический аудит позволяет сопоставить декларируемое и фактическое воздействие на окружающую среду и тем самым установить приоритетные факторы, источники воздействия, а также направления по их контролю и управлению. По виду экологический аудит можно подразделить на обязательный и инициативный (добровольный). Инициативный экологический аудит проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.
Обязательный экологический аудит проводится по решению и поручению государственных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы) в соответствии с действующим законодательством, при осуществлении деятельности, затрагивающий интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды и в других случаях. Следует учитывать, что обязательное экологическое аудирование может осуществляться по решению органов государственной власти для видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на состояние экологической обстановки различных объектов, территорий и здоровье населения. В зависимости от исполнителя экоаудита общепризнанны следующие ВИДЫ ЭКОАУДИТА: • внутренний (аудит «первой стороны»): проводится специалистами из состава персонала проверяемой организации или иной организации от ее имени; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость только в рамках проверяемой организации; • внешний: • аудит «второй стороны», проводимый сторонами, заинтересованными в деятельности аудируемой организации предприятия (например: органом управления корпоративного объединения в отношении организации, входящей в корпоративное объединение; органом административного управления юридического лица в отношении его филиала); экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость в рамках корпоративного объединения; • аудит «третьей стороны», проводимый независимой экоаудиторской организацией или индивидуальным аудитором-экологом; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость во взаимоотношениях проверяемой организации с заинтересованными сторонами, включая природоохранные органы, судебные органы, граждан и их объединения, инвесторами, страховщиками и т.д.; • комплексный: всех видов основной производственной деятельности и деятельности по жизнеобеспечению аудируемой организации; • совместный: проводится одновременно несколькими независимыми экоаудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами-экологами; • плановый (внеплановый).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА на территории Российской Федерации определены Приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. №181 и включают в себя: • объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита; • профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности; • достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности; • планирование работ по проведению экологического аудита; • комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду); • конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита; • ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований. УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ экологического аудирования: • государственные структуры; • транснациональные корпорации; • отрасли (структурное - оценивается соответствие общему экологическому курсу отрасли; проблемное - аудит состояния решения конкретной экологической проблемы отрасли); • территории (региона); • муниципальные образования; • предприятия. ОБЪЕКТАМИ ЭКОАУДИТА могут быть виды хозяйственной, административной, инвестиционной и других видов деятельности, в т.ч.: • предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и подчиненности, хозяйственная деятельность которых связана с экологическом риском для окружающей среды и здоровья населения; • объекты, системы, комплексы общего природопользования и обеспечения очистки сточных промышленных вод промышленности и коммунально-бытового хозяйства, уменьшения отходов, выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов загрязненных стоков в воде; • отраслевые и местные хозяйственные и административные решения, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов или отрицательному воздействию на окружающую среду и здоровье населения, хозяйственную и иную деятельность предприятий и территорий;
• экологически опасные действующие объекты, системы, комплексы, в том числе военного и оборонного значения; • инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения; • кредитные соглашения, инвестиционные подрядные контракты, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды и здоровья населения; • объекты приватизации государственных и муниципальных предприятий и организаций. СУБЪЕКТАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА являются лица (физические и юридические) и аудиторские фирмы, которым полномочным органом предоставлено право оказания экологических услуг (в форме экоаудита) предприятиям, организациям, учреждениям, территориальным органам управления. Субъектами экологического аудита следует считать: • экоаудиторов - специалистов, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат (аттестат) на право осуществления экоаудиторской деятельности; • экоаудиторские фирмы - аккредитованные организации, в уставную деятельность которых входит предоставление экологических услуг - экоаудирования.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |