Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правового регулирования, социальная роль и функции права




Регулирование в собственном смысле этого слова – это форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Правовое регулирование заключается в целенаправленном правовом воздействии на определенные сферы общественных отношений.

Различают два вида правового регулирования:

Общее (нормативное) правовое регулирование (деятельность компетентных субъектов в пределах своей компетенции, направленная на упорядочение общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, а равно определения сферы их действия в пространстве. Во времени и по кругу лиц). По сути это и есть правотворческая деятельность;

Индивидуально-правовое регулирование (деятельность компетентных субъектов, заключающаяся в упорядочении на основе действующего законодательства общественных отношений путем конкретизации масштаба поведения их персональных участников и установления требуемых для этого фактов).

Право выполняет общесоциальные и собственно специаль­но-юридические задачи. С учетом этого в общей теории права стало почти общепринятым выделять две группы функций: 1) специально-юридические и 2) социальные.

Специально-юридические функции. Свое воздействие на от­ношения, поведение и деятельность людей право оказывает:

во-первых, посредством предоставления участникам регулируе­мых отношений прав и возложением на них обязанностей. Это правовое воздействие выражается в регулятивной функции права;

во-вторых, путем охраны регулируемых им отношений, за­крепления в санкциях норм права ответственности за противо­правное поведение. Тем самым право выполняет и охранитель­ную функцию;

в-третьих, путем воздействия на психику (сознание, волю) отдельного человека, социальной общности и формирования на этой основе образа права, восприимчивости к нему. Это идейно-мотивационная функция права. Вне и помимо идейно-мотивационного влияния, не возможно ни регулятивное, ни охрани­тельное действие права.

Регулятивная, охранительная и идейно-мотивационная функ­ции — это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Регулятивная функция права — это направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении на субъектов права юридических обязанностей. Содержанием ре­гулятивной функции охватываются:

а) закрепление посредствам норм права праводееспособности граждан; закрепление и изменение правового статуса граж­дан; определение компетенции госорганов, полномочий долж­ностных лиц; установление правового статуса юридических лиц (это регулятивно-статическая функция права);

б) определение (предусмотрение) юридических фактов, свя­занных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям (это регулятивно-динамическая функция).

То направление действия права, которое связано с закреп­лением статуса юридических, физических лиц, граждан, долж­ностных лиц, органов государства принято именовать регулятивно-статической функцией права. Та часть регулятивных правовых средств, которая обслуживает деятельность субъектов права (граж­данский, торговый оборот, осуществление сделок и договоров, юрисдикционную и правоприменительную деятельность государ­ственных органов охватывается содержанием регулятивно-дина-мической функции.

Охранительная функция права направление правового воз­действия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю предусмот­ренных в праве мер принудитель-ного воздействия. Специфика охранительной функции состоит в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, вы­ражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установ­лением запретов и реализации мер защиты и юридической от­ветственности. Если регулятивная функция указывает участни­кам регулятивных отношений, что они могут и должны делать в тех или иных ситуациях и каковы их юридические возможности (средства), то охранительная функция информирует адресатов правовых норм о том, какие социальные ценности взяты госу­дарством под охрану и какие неблагоприятные последствия сле­дуют в случае посягательства на них. Регулятивная функция реализуется в правомерной деятельности; для осуществления охранительной функции характерна специфическая форма — охранительные отношения и правоохранительная деятельность органов государства и иных специально уполномоченных зако­ном субъектов.

Деление функций права на регулятивную и охранительную в определенной мере условно, поскольку обе функции реализуют основное социальное назначение права — упорядочивать обще­ственные отношения, обеспечивать их стабильность, устойчивость. Поэтому через охранительную функцию право регулирует пове­дение субъектов, а через регулятивную — охраняет и защищает социальные ценности.

Функция восприятия права. Специфика действия права за­ключается в том, что без «проникающего» влияния на волю и сознание своих адресатов оно не может достичь поставленных целей. Для того чтобы его нормы воплотились в правомерном поведении, они должны быть воспринятыми, пропущенными че­рез сознание их адресатов. Таким образом формируется опреде­ленное отношение к праву, побуждающее действовать в соответст­вии с его требованиями. Если исходить из того, что «кроме любого немедленного эффекта, законы дают и более отделенный резуль­тат, большинством игнорируемый, — изменение самой лично­сти человека, желательное или нет» (См.: Спенсер Г. Грехи законодателей // Социальные исследования. 1992. № 2. С. 134), что, оказывая психологи­ческое и воспитательное воздействие, право способно изменить личность человека (См.: Сорокин А.П. Элементарный учебник общей теории права в свя­зи с учением о государстве. Ярославль, 1919. С. 115), то правомерно вести речь о таком направ­лении действия права, которое выражается в идейно-мотивационной или цивилизующей функции. Идеологическая (воспитатель­ная или цивилизую-щая) функция — это идейно-мотивационное воздействие права на сознание (психику) и поведение его адре­сатов, имеющее целью побудить их действовать правомерно, сфор­мировать у них позитивное восприятие права.

Цивилизующее значение права состоит и в том, что оно, кроме этой конкретной задачи — склонить адресата действовать в со­гласии с его требованиями, выполняет еще и более сложную миссию — выступает ретранслятором накопленных человечеством ценностей в структуру личности.

Таким же образом происходит и передача так называемых надрацио-нальных ценностей. Американский ученый Гарольд Дж. Берман вы­делил четыре пути, по которым право направляет и передает надрациональные ценности: а) ритуал, т.е. церемониальный процесс, сим­волизирующий объективность права; б) традицию, т.е. язык и обычай, заимствованные из прошлого, которые свидетельствуют о его преемст­венности; в) авторитет — опора на письменные и устные источники, которые считаются убедительными и символизируют обязательную силу права; г) универсальность — претензия на воплощение истинных понятий, которые символизируют связь права со всеобъемлющей ис­тиной (см.: Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Пер. с англ. Д. Шабельникова и М. Тименчина. М.: Ад Маргинем, 1999. С. 111).

Социальные функции. В отечественной литературе наиболее распространенным является взгляд, согласно которому среди социальных функций выделяют экономическую, политическую и воспитательную (Т.Н. Радько). Не возражая принципиально против такого подразделения социальных функций, надо обра­тить внимание на то, что в данном случае все же речь идет не столько о функциях права, сколько о сферах его действия. Оче­видно, что есть какие-то особенности правового регулирования применительно к данным сферам (специфичность методов, спо­собов регулирования, своеобразие правовых режимов и др.). Однако такие особенности не относятся собственно к содержа­нию функций права.

С учетом общесоциального назначения права, которое за­ключается в придании общественным отношениям качеств ста­бильности, системности, устойчивости и организованности, выделяют такие социальные функции, как: культурно-историче­ская, воспитательная, социального контроля, информационно-ориентирующая. ( См.: Синюков В.Н. Функции права // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 133). Несколько иной взгляд на проблему функций права просматривается в трудах современных немецких право­ведов. Рассматривая действие права с позиции функционально­го подхода, немецкий ученый Рютерс Берд выделяет следующие функции права: доминирование; формальный порядок; консер­вация (функция материального порядка); соотношение и гаран­тирование; разрешение споров; восстановление; интеграция; функция закрепления и воспитания. (См.: Berd R. Rechtstheorie. Munchen: Verlag C/H. Beck, 1999. Buchreithe «Grundrisse des Rechts». S. 112).

По мнению Р. Циппелиуса, право выполняет следующие функции: 1) обеспечение мира, сня­тие взрывной силы конфликта, регулирование монополии госу­дарства на принуждение и обязанности государства защищать граждан, предоставляя им возможность в установленных случа­ях решать конфликты на основе права (особая роль отводится процессуальному праву, предупреждению конфликтов и наруше­ний права); 2) обеспечение свободы путем защиты от необосно­ванного вмешательства государства и других лиц; 3) предостав­ление средств проведения активной социальной, хозяйственной и культурной политики для обеспечения социального выравни­вания и социальной безопасности (См.: Zippelius R. Allgemeine Staatslehre. Politikwissenschaft. 13. Aufi. Munchen: C.H.: Beck, 1999. S. 53).

Думается, что к неюридическим функциям можно отнести: 1) аксиологическую, или культурологическую, означающую, что пра­во как явление мировой и национальной культуры аккумулиру­ет ценности демократии и свободы, духовные ценности обще­ства; 2) информативно-познавательную, указывающую на инфор­мационно-эвристический потенциал права; 3) функцию социального контроля, свидетельствующую об управляющих возможностях права; 4) цивилизующую, или воспитательную, указывающую на то, что право выступает мощным средством социализации как для отдельной личности, так и для социальных общностей людей.

С учетом сущностно-содержательных свойств права, его на­значения к указанным функциям вполне обоснованно можно отнести функцию согласования интересов, отражающую тот факт, что право воспринимается как способ фиксации состояния урав­новешенности (гармонии) социально типичных интересов. В этом смысле получившая изначальный импульс в трудах Р. Иеринга, Н.М. Коркунова, СИ. Муромцева и впоследствии теоретически обоснованная западноевропейскими и американскими юриста­ми (Паунд, Эрлих, Жени, Салейль и др.) концепция права как инструмента (социально-юридического средства) «уравновеши­вания интересов» обретает научную ценность и практическую пользу в современной юридической теории и практике. Признание за правом функции согласования различных интересов позволяет сделать следующий вывод: право (нормы права) постольку спо­собно оказывать воздействие на интересы, обеспечивая их упо­рядочение, согласование, поскольку оно способно оказывать регулирующее воздействие на деятельность и поведение людей. Иными словами, право не могло бы выполнять регулятивную и охранительную функции, если бы ему имманентно, т.е. объективно, по его природе не была присуща функция согласования интересов. Такой вывод основывается на том, что как бы ни было разнообразно и разнолико право в те или иные исторические эпохи, в тех или иных регионах, странах, правовых ареалах, оно, как справедливо заметил проф. С.С. Алексеев, везде и всегда призвано оставаться правом — системой, обеспечивающей ре­шение жизненных ситуаций.(См.: Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития — надежда и драма современ­ной эпохи. М., 2000. С. 101).

Но ведь жизненные ситуации и есть средоточие разнообразных интересов, разграничение, защита, признание которых является объектом правового регулирования. И именно в этом, на наш взгляд, наиболее отчетливо проявляется ценность права в регулировании общественных отношений в государственно-организованном обществе.

Ценность права. В общесоциологическом смысле понятие ценности характе­ризует те явления объективной действительности, которые спо­собны удовлетворять определенные потребности социального" субъекта, необходимые, полезные для его существования и раз­вития. Понятие ценности права, следовательно, раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности. Таким образом, ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов как граждан, так и общества в целом. В самом общем виде можно сказать, что пра­во признает (утверждает) и защищает (обеспечивает) абсолют­ные ценности — свободу, справедливость, общую пользу (общий интерес), правовую стабильность (правовой порядок). Современ­ное право характеризуется:

инструментальной ценностью. Право вносит рациональные начала в общественную жизнь, учреждает и охраняет общий масштаб и единые правила поведения, воплощающие выс­шие моральные ценности и идеалы, и тем самым оно при­дает действиям людей организованность, устойчивость, со­гласованность, обеспечивает их подконтрольность. Тем са­мым право вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, является средством их цивили­зации. Государственно-организованное общество не может обойтись без права: наладить производство материальных благ, организовать формы собственности, которые имма­нентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления;

общесоциальной ценностью. Воплощая общую (согласован­ную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинте­ресованы как отдельные индивиды, так и общество в це­лом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических инте­ресов. Право не нивелирует их интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Оно способно быть также выразителем идеи справедливости. Справедливость в пред­ставлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеиз­вестно, что на латинском право (jus) и справедливость (justitia) однокоренные слова. Глубинная связь права и спра­ведливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедли­вости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;

самоценностью {собственной ценостью). Право уникаль­но специфически юридической формой (Благодаря дисциплинирующему фактору формы «невозможно в пра­ве утверждать что угодно» (Сандевуар П. Юридические процедуры во французским праве. М., 1994. С. 7), особой, прису­щей только ему регулятивной самобытностью. С помощью специфиче-ских юридических средств, механизмов стиму­лирования поведения и деятельности, в том числе юриди­ческой ответственности и иных принудительных мер пра­во гарантирует возможность нормальной (соответствующей правовым стандартам) деятельности индивидов и органи­заций, препятствует незаконным вмешательствам в сферу их правомерной деятельности;

• Собственная ценность права выражена в его технико-юридической оснащенности. Необычный и основной сек­рет силы права коренится в искусственно созданных право­вых понятиях и категориях, юридических конструкциях и всем тем, что выражает право «вовне», воплощает его в юридических структурах (С.С. Алексеев) и образует саму «правовую материю», именуемую у древних римлян телом, плотью, веществом права (corpus juris) ( См.: Алексеев С.С. Тайна права: Его понимание, назначение, соци­альная ценность. М., 2001. С. 13-15;

гуманистической (личностной) ценностью. Полезность, значимость права означает, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула «Человек есть мера всех вещей...» является максимой в праве. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно от­крывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защи­щенности. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от необдуманных экономических реформ, волюнтаристских политических

решений.

Личностная ценность права определяется тем, что оно явля­ется выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно обо­значает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой сво­боды. Как воплощение формальной свободы, как форма свобо­ды в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотно­шениях друг с другом право противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В ци­вилизованном обществе право призвано обеспечить оптималь­ное сочетание свободы и справедливости. Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему за это беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри данных пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от кото­рой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе. (См.: Ильин И.А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2003. С. 97). В цивили­зованном обществе право призвано обеспечить оптимальное со­четание свободы и справедливости. Образно выражаясь, посред­ством права достигается такое состояние общества, когда «и волки сыты, и овцы целы». Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, оно становит­ся действительно ценностью для отдельного человека и челове­ческого общества в целом.

Таким образом, право, его институты и нормы учат человека считаться с существованием других людей и с их интересами. С позиции права «каждый человек должен приучить себя к тому, чтобы доброю волею ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие также имеют право жить и осуществ­лять свои интересы» (См.: Там же);

способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с исто­рическим ходом общественного развития. Роль права осо­бенно возрастает в условиях крушения тоталитарных ре­жимов, утверждения новых рыночных механизмов. В та­кой ситуации право играет заметную роль в создании качественно новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельно­сти. При активном использовании потенциала права фор­мируются институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм; демократическая избирательная система; свободная четвертая власть — СМИ; правовое государство. Поскольку Республика Беларусь находится на пути к правовому государству, к созданию институтов граждан­ского общества, то и право действует избирательно.

В современных условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и един­ственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнацио-нального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого

государства, так и в рамках всего мирового сообщества.

 

Кратко резюмируя все вышеизложенное, отметим главное:

Право — одно из самых сложных общественных явлений. Его действие распространяется на все сферы жизни общества. Оно за­крепляет отношения собственности; выступает регулятором распре­деления труда и его продуктов; регламентирует организацию и дея­тельность государственного механизма; определяет меры и формы борьбы с посягательствами на существующие общественные отно­шения и процедуру их реализации; активно воздействует на межличностные отношения; существует в специфичной форме выраже­ния — законодательстве и т.д.

В первое десятилетие советской власти повсеместно доминиро­вала концепция отмирания права как таксового при социализме. При этом наряду с представителями социологического направле­ния, стоящими на позициях «целесообразного нормотворчества», на нежизненность позитивного права (законодательства) и даже его вредность в новых условиях указывали и приверженцы психологи­ческой школы права. Например, М.А. Рейснер в 1925 г. отмечал: «Если право не «опиум» народа, то во всяком случае довольно опасное снадобье». Он считал, что в период слома буржуазной го­сударственной машины и его орудия — буржуазного права, оно по­теряет все свои формальные основы и преобразится в «интуитивное право», на базе которого будет строиться вся система новых обще­ственных отношений. В будущем, полагал он, право наполнится содержанием, отвечающим особенностям правосознания отдельных классов, что уже сейчас выражается в имеющихся его источниках. Пролетарское правосознание выражено в КЗоТе, крестьянское — в Земельном, буржуазное — в Гражданском (Рейснер М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. М. — Л., 1925.).

Однако это мнение сразу же подверглось критике со стороны представителей социологического направления. Так, П.И. Стучка подчеркивал, что в условиях социалистического хозяйствования и плановой экономики необходимо наметить лишь общие цели, в рамках которых правовое регулирование приобретает «чисто техни­ческий характер». Происходит перерастание права в систему техни­ческих средств управления складывающимися общественными от­ношениями. «Мы имеем законы-приказы... мы создали законы-директивы, законы-лозунги, мы форму закона применяли в эпоху нэпа по-буржуазному. Но перед нашими глазами происходит не только деление законов на правовые и технические, но и превра­щение самого права в технику». Предполагалось, что «в такой си­туации технические нормы, очищенные от субъективистских и идеологических элементов, должны стать высшей ступенью разви­тия правовой формы, а ее собственно правовые элементы должны исчезнуть» (Стучка П.И. Право-закон-техника // Советское госу­дарство и право. 1930. № 1.).

Однако время показало незаменимость правовых форм регули­рования общественных отношений. Поэтому в 1938 г. А. Я. Вы­шинским было предложено определение права, действующее вплоть до начала 1990 годов: «Право — это совокупность правил общежи­тия, выражающих волю господствующего класса, применение которых обеспечивается силой государства». В 1948 г. окончательно сформировалось определение: «Право (закон) есть форма, в кото­рой выражается воля господствующего класса». Таким образом, право полностью стало отождествляться с совокупностью законов и только.

В настоящее время право уже не может рассматриваться про­стой совокупностью законов. Более того, право вообще нельзя ото­ждествлять с законом. Оно вмещает в себя и выражает интересы людей, их понятия о справедливости и морали, о добре и зле, о должном и сущем и др. Сейчас в состоянии конструктивного про­тивоборства находятся два подхода к праву: этатический (право является порождением государства и его универсальным инстру­ментом) и либеральный (право рассматривается как самоценность, которая возвышается над государством). Именно из этих посыл0к и исходят существующие определения права.

Правоэто система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствие с кото­рыми осуществляется власть в обществе, создаются и функциониру­ют государственные институты, поддерживается социальная ста- •" бильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.

Право есть совокупность выраженных в законе общеобязательных норм (принципов и предписаний), выражающих общую волю различных групп людей, приоритет и ценность человеческой личности и высту­пающие мерой (регулятором) свободы и ответственности в обществе.

Право как явление общественной жизни отличается от иных регуля­торов человеческих отношений, таких, как религия, политика, экономика, этика и др.

При этом основными признаками права являются следующие:

• право — это система общеобязательных норм поведения. Всеобщность, формальная определенность и системность права как и содержание, структура, форма выражения, характер отличают право от иных социальных норм (морали, религии и т.д.);

• право есть воля общества. По определению право основано на учете интересов всех слоев общества, их согласии и общей воле;

• право есть масштаб свободы и поведения человека. Оно от­ражает меру доступности, реальности прав и свобод личности, меру допустимых ее правоограничений;

• право не тождественно закону. Законодательство (позитив­ное право) выступает одной из форм выражения права. Закон, не отвечающий природе права, его принципам, ценностям человече­ской личности, признается недействительным и, следовательно, правом не является;

• право — это социальные нормы, обеспеченные государствен­ным принуждением. Государство — это сила, которая всегда стоит за правом, обеспечивает его требования и охраняет от нарушений.

Видовое многообразие права. Следует помнить, что имеется несколько ипостасей права, и оно, будучи единым по своей сути и содержанию, тем не менее, выражается в различных формах. Поэтому принято различать право естественное, позитивное и формулярное; право субъективное и объективное, частное и публичное право.

Естественное право — это обусловленные природой человека и его социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание, культурные ценности, приоб­ретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов норм позитивного права.

Позитивное право (законодательство) — это право, действующее в настоящий момент и выраженное в законодательстве, то есть в нормах, установленных или признанных (санкционированных) го­сударственной властью.

Формулярное право — это особый вид права,, основанный на ус­ловиях типовых договоров и контрактов (формуляров), заранее раз­работанных специальными организациями (фирмами), специализи­рующимися на каком-либо виде торговых или иных операций. В деловом и коммерческом обороте формуляры иногда заменяют нормы действующего законодательства.

Объективное право — это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидуальной воли, распространяющееся на все подпадающие под них случаи и на всех субъектов.

Субъективное право — это принадлежащее индивиду в конкрет­ной ситуации (в конкретном случае) мера его возможного поведе­ния.

Частное право — это совокупность отраслей права, которые вы­ражают и защищают частные интересы отдельных лиц (граждан­ское, предпринимательское, семейное, патентное, трудовое право).

Публичное право — это совокупность отраслей права, поддержи­вающих и охраняющих государственный и политический строй, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (конституционное, уголовное, административное право).

Принципы и аксиомы права. Вся природа права направлена на упорядочение и гармониза­цию отношений в обществе. Регулируя, примиряя, возмещая, по­ощряя, а в необходимых случаях, и наказывая, право действует только в интересах человека, человеческого сообщества. Именно такие идеи по определению заложены в фундаменте права.

Принципы праваэто основные исходные положения права, юри­дически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

Принципы права могут специально закрепляться в общих юри­дических нормах (нормах-принципах), и тогда они называются пра­вовыми принципами (это, в частности, принципы законности, равен­ства, вины, справедливости и гуманизма уголовного права (ст. 3 УК РБ); принципы равенства перед законом и презумпции неви­новности административной ответственности (ст. 1.4—1.5 КоАП РБ); либо проявляться косвенно, во внутреннем содержании пра­вовых норм, пронизывая своей сущностью всю материю права — принципы правосознания (например идеи неотвратимости и индивидуализа-ции уголовной ответственности).

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от то­го, на какую область правовых норм они распространяются. На этом основании принято выделять следующие группы принципов:

общие {общеправовые) принципы лежат в основе всех право­вых явлений: справедливость, гуманизм, законность, равенство всех перед законом и судом и др.;

отраслевые (или специальные правовые) принципы харак­терны для какой-то конкретной отрасли права. Например, собст­венно уголовно-правовыми принципами можно назвать идеи эко­номии мер уголовной репрессии, личной ответственности за соде­янное, так как принцип личной ответственности характерен имен­но для уголовного права, в рамках отношений которого наказания носят строго личный характер. В то время как в административном и гражданском праве к ответственности могут быть привлечены не только юридические лица, но и так называемые третьи лица;

межотраслевые принципы, являющиеся основой для не­скольких родственных отраслей права (например состязательность и равенство сторон характерны для процессуальных отраслей права);

• принципы отдельных институтов права (например принци­пы назначения наказания, заключения договора и др.).

Наиболее важное значение в этом ряду имеют общеправовые принципы. Они проявляются во всей сфере права, распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых ими отношений. Данные общие принципы являются содержатель­ным наполнением межотраслевых, отраслевых и институционных принципов, растворяются в них и составляют их основу.

Общеправовые принципыэто основные начала, которые опреде­ляют наиболее существенные принципы права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных от­ношений.

Принцип социальной свободы заключается в том, что представляет субъектам максимальную свободу в выборе форм трудовой деятель­ности, профессии, возможности пользоваться различными соци­альными услугами государства и частных лиц, свободно распоря­жаться своими трудовыми доходами.

Принцип демократизма выражается в нормах права, регулирую­щих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяет правовое положение личности, характер ее от­ношений с государством.

Принцип социальной справедливости обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их со­циальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, между заслугами человека и их общест­венным признанием.

Принцип гуманизма проявляется в закреплении правом отноше­ний между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности.

«Тому, кто отрицает гуманизм, остается лишь утверждать бес­человечность» (Xaйдеггep M.)

Принцип равноправия (правового равенства) граждан перед зако­ном и судом — все граждане, независимо от национальной, поло­вой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные общественно-политические права и обя­занности, в одинаковой степени отвечают перед законом.

Принцип взаимных обязанностей государства и личности, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридическую ответст­венность.

Принцип законности требует строгого соблюдения конституции и других законов всеми должностными лицами государственных и общественных органов и организаций, гражданами.

«Принципы права... не только отражают господствующие в дан­ной стране и мировом сообществе взгляды и представления, но к формируют определенные требования, адресованные разным субъ ектам правовых отношений — как законодателям и правопримени­телям, так и гражданам» (В.Н. Кудрявцев, AM. Трусов)

Правовые принципы выполняют как внешние, так и внутренние функции. Внешнее проявление состоит в том, что принципы права воздействуют на систему юридических норм, обеспечивая ее непро­тиворечивость и согласованность; что все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания правовых принципов и полностью соответствовать им, что обеспечивает единство и макси­мальную эффективность законодательства. Внутренняя направлен­ность правовых принципов заключается в их непосредственном регу­лирующем воздействии на общественные отношения, на правопри­менение и восполнение пробелов в законодательстве.

Вместе с тем, необходимо заметить, что правовые принципы ис­торически изменчивы. На их содержание значительное влияние оказывает современное состояние самого права, его социальная ценность, особенности правопонимания, роль и место права среди иных регуляторов отношений в данном социуме, задачи и цели, стоящие перед государством на том или ином этапе развития. По­этому наряду с правовыми принципами, немаловажное значение в реализации правовых требований имеют существующие правовые аксиомы — положения, многократно проверенные на практике и поэтому принимаемые без особых доказательств, в силу своей оче­видности и истинности. Это фундаментальные принципы человече­ского сосуществования, а также важнейшие установки правосозна­ния, единственно делающие право возможным. Многие из них бы­ли разработаны еще древнеримской юриспруденцией, но вплоть дс наших времен не потеряли своей актуальности.

К числу таких непреложных, проверенных вековой практикой положений относятся такие правила, как: субъективному праву все­гда соответствует юридическая обязанность; последствия деяния не могут быть определены иначе, как по закону, действующему вс время его совершения; право реализуется только в нормативных актах, правоотношениях и правосознании; не запрещенное норма­ми права и не противоречащее его принципам — разрешено; никто не может быть судьей в своем деле; пусть будет выслушана другая сторона; личная выгода отступает перед общественной; никто не обязан себя обвинять; решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле; люди рождаются свободными и равными в своих правах; нельзя осуждать дважды за одно и то же преступле-

ние; гнев не оправдывает преступления; если обвинение не доказа­но — обвиняемый оправдан; щадящий виновного, наказывает не­виновного; все, что не запрещено законом — разрешено; закон, устанавливающий ответственность или ужесточающий уже законо­дательно закрепленную, не имеет обратной силы и др. И.А. Ильин к таким аксиомам добавлял также закон духовного достоинства, закон автономии, закон взаимного признания.

Социальная роль и функции права. Функции праваэто основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных ин­тересов: личной свободы и общего блага» (Соловьев B.C.)

Регулятивная функция — это непосредственное воздействие права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества действия, то есть это установление позитивных правил поведения.

Регулятивная функция воздействует на общественные отноше­ния двумя способами:

• статическим способом, закрепляя эти отношения в норма­тивно-правовых актах: экономический, политический, государст­венный строй, права и обязанности, свободы граждан;

• динамичным способом, который заключается в предостав­лении необходимых и полезных личности и обществу отношений Обязанностей.

В рамках осуществления регулятивной функции право посред­ством норм права определяет праводееспособность граждан; закре­пляет и изменяет правовой статус физических лиц; определяет ком­петенцию юридических лиц, полномочия должностных лиц и орга­низаций; определяет юридические факты, устанавливает конкрет­ные правовые связи между субъектами права (регулятивные право­отношения); предписывает оптимальный тип правового регулиро­вания (общедозволительный или разрешительный) применительно к конкретным общественным отношениям и др.

Охранительная функция права — это правовое воздействие, на­правленное на охрану положительных и вытеснение вредных для человека и общества отношений, на предупреждение и пресечение правонарушений, на восстановление нарушенных прав посредством применения мер государственного принуждения. Проявляется в охранительных правоотношениях и в правоохра­нительной деятельности государственных и уполномоченных на то негосударственных органов (установление запретов, введение и применение санкций).

Воспитательная функция проявляется во всем действии права, ь его существовании, она побуждает людей действовать правомерно, формирует у граждан позитивное восприятие права.

Правовые функции осуществляются методами убеждения и принуждения.

Убеждение — это административно-правовой (управленческий) метод, который проявляется в использовании различных разъясни­тельных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования.

Принуждение — это административно-правовой метод, который заключается в применении субъектами исполнительной власти ус­тановленных правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями субъектов права.

Социальная ценность права состоит в способности права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых, про­грессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом, а • также выступать силой, противостоящей произволу.

Социальная ценность права проявляется в том, что:

• право, как незаменимое средство государственного управле­ния, упорядочивает существующие общественные отношения;

• выражая общую волю участников общественных отноше­ний, право способствует развитию наиболее желаемых для общества и индивида отношений;

• право является универсальным и оптимальным средством обеспечения безопасности и личной свободы людей;

• право противостоит произволу, несвободе, бесконтрольно­сти отдельных индивидов и групп;

• право выражает идеи справедливости;

• право выступает мощным фактором развития общества;

• в современных условия право приобретает всеохватывающее значение, так как позволяет разрешать напряженности и конфлик­ты в международных и национальных отношениях и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.