Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дислексия и дисграфия у взрослых

Вторичная (неспецифическая) дислексия и дисграфия

Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия

К этому виду нарушений письменной речи относят окуломоторную дислексию и моторную дисграфию. Окуломоторная дис­лексия связана с нарушением движения глаз. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку и т.д. име­ет свои закономерности, которыми необходимо овладеть, но не всем детям это удается сделать беспрепятственно. Моторная дисграфия обусловлена определенными требованиями к движе­ниям руки. Если они не соблюдаются, то возникает так называе­мая кинетическая (моторная) дисграфия.

Описанные выше виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письмен­ной речи функций (предпосылок). Помимо этого имеются вто­ричные дисграфия и дислалия. К ним относятся, например, те, которые связаны с плохой слухо-речевой памятью, мешающей запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Вторичными являются также дислексия и которые обусловлены непосильным для ребенка видом деятельности. Их можно обозначить как «цейтнотные», а временной школе практикуются скоростное чтение и письмо, которое для целого ряда детей оборачивается катастрофой. Не успевая читать и писать согласно заданному темпу, дети не только теряют уверенность в своих способностях, но часто получают отвращение к русскому языку. Термины «дислексия» и «дисграфия» по отношению ко многим детям должны быть поставлены в этих случаях в кавычки. У детей, которые не успевают читать и писать с заданной скоростью, нет предпосылок для дислексической и дисграфической патологии. У них достаточно развит фо­нематический слух, они легко узнают буквы разных шрифтов, хорошо подбирают родственные слова и понимают словесные обобщения и понятия. Однако торопясь выполнить задание, они допускают самые разнообразные ошибки. Создается впечатле­ние, что у них присутствуют все виды дислексии и дисграфии, хотя в условиях более медленного чтения и письма они достаточ­но хорошо читают и пишут.

 

До сих пор речь шла о дислексии и дисграфии у детей, т.е. о трудностях обучения чтению и письму. Однако следует отметить, что чтение и письмо страдает также у взрослых, в частности, у больных с различными формами афазии. В этих случаях дислек­сия и дисграфия являются следствием уже сформированных ранее функций письма и чтения. При афазии они являются не самостоятельными нарушениями, а частью глобального синдро­ма, при котором затронуты внутриречевые процессы, а следова­тельно, и фонематическая система языка, являющаяся основным средством кодирования мысли в речи — ив устной, и в письменной. Таким образом, дислексия и дисграфия у взрослых является естественным следствием первичного дефекта. Вместе с тем, хотя и редко, могут иметь место и изолированные виды этих расстройств.

 

 

Вопросы по теме «Дислексия и дисграфия»:

1. Как называются нарушения чтения?

2. Как называются нарушения письма?

3. Что обозначает термин «алексия»?

4. Что обозначает термин «аграфия»?

5. Какую роль в овладении письмом и чтением играет фонема­тический слух?

6. Какую роль в овладении письмом и чтением играет оптический буквенный гнозис?

7. Что такое фонематическая (фонологическая) дисграфия?

8. Что такое оптическая дислексия и дисграфия?

9. Что такое дизорфография?

10. Какую роль играл рисунок и символ в изобретении человечеством письменной речи?

11. Что такое иконический знак? Чем он отличается от неиконического?

12. Каким знаком является иероглиф — иконическим или неиконическим?

13. Каким знаком является буква?

14. Какую роль играет функциональная гиперактивность право­го полушария в трудностях обучения ребенка грамоте?

15. Всегда ли дислексики, дисграфики — левши или амбидекстры?

16. Всегда ли дислексия и дисграфия носят первичный характер, или они могут быть «вторичными»?

17. Какую роль играет учет темповых возможностей ребенка в процессах письма и чтения?

18. Всем ли детям показано скоростное чтение и письмо?

19. Каковы основные методы работы коррекционной работы при фонематической дислексии и дисграфии?

20. Каковы основные методы работы при оптической дислексии и дисграфии?

21. Каковы основные методы работы при дизорфографии?

 

Глава 6. Дизартрия

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мозговые механизмы оптической дислексии и дисграфии | Понятие дизартрии и ее формы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.