Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 7 страница




Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Э. Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности или ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Э. Эриксон подчеркивает, что жизнь - это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность - это борьба "на всю жизнь".

В отечественной психологии дается следующее определение кризисы возрастные - особые, относительно непродолжительные во времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями [9, C. 180].

В детском возрасте обычно выделяют "кризис первого года жизни", "кризис трех лет", "кризис 6-7 лет" и "подростковый кризис (10-11 лет). Для периодов кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение "социальной ситуации развития", смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрытно, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.

2.2. Гипотетическое построение периодизации развития зрелой личности в ходе жизни (В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева).

Авторы периодизации исходят из того, что для периодизации развития зрелой личности нужны не новые образования, а переиерархизация и более детальное рассмотрение старых.

По мере становления личности, по мере того, как индивид из "объекта" формирования превращается в сознательное саморегулируемое существо, то есть становится зрелой личностью, значимость критериев периодизации оборачивается, и на первый план выступают личностные новообразования.

Иерархия критериев в детском возрасте имеет следующий вид:

1) социальная ситуация развития;

2) ведущая деятельность;

3) личностные новообразования.

Иерархия критериев в зрелом возрасте имеет следующий вид:

1) личностные новообразования;

2) ведущая деятельность;

3) социальная ситуация развития.

Таким образом, то, что раньше было определяемым (личность ребенка), становится определяющим (личность взрослого).

Авторы периодизации выделили три переломных возраста (около 30, около 40 и около 50 лет) и связали их с переходами между эпохами: молодостью, расцветом и зрелостью. Динамика стабильных и переходных периодов зрелой личности не настолько отчетлива, как в детстве, поэтому вопрос о времени наступления и длительности того или иного периода очень сложен.

Зрелая личность - это самовоспитывающаяся система, осуществляющая переход от объекта воспитания к субъекту воспитания, осознающая себя целостностью, включенной в систему общества, в систему деятельности.

Зрелость начинается с этапа юности. I. Юность (18-23 года) можно охарактеризовать следующими особенностями:

1) социальную ситуацию развития можно назвать порогом взрослой жизни. Именно с этого возраста начинается развитие личности как настоящее саморазвитие, как сознательное самосовершенствование;

2) это возраст реализации потребности в самореализации, но не в таком обобщенном виде, как у подростков.

Эпоха юности делится на два периода:

На первом этапе происходит преимущественное личностное самоопределение через установление дружеских связей, поиск "alter ego", слияние своего "я" с "ты" в межличностном общении. На втором этапе ведущей деятельностью является конкретное профессиональное самоопределение: выбор специальности, места работы. Основной смысл этого периода - самоопределение, поиск своего места в жизни.

II. Молодость (24 - 30 лет). Первый этап - "время путешествий", поиска себя, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, переход от "кочевого" образа жизни к "оседлости" (женитьбе), то есть ко второму периоду.

Ведущая деятельность - профессиональная. Профессиональная деятельность ставит перед личностью задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В более сложных ситуациях человек решает профессию, вуз.

Переход к расцвету (около 30 лет) характеризуется у ряда авторов как сильнейший нормативный кризис). На этом этапе представления о жизни, сложившиеся между 20 - 30 годами, оказываются не совсем верными, жизнь перестает казаться легкой и понятной, иногда рушатся основы образа жизни, перестраивается вся личность.

Социологические данные свидетельствуют, что если молодой человек не найдет в достаточно ограниченный период времени супруга, то позже это сделать будет намного труднее (повышается требовательность к другому, появляется привычка к одиночеству и т. п.).

III. Расцвет (31 - 40 лет). Это этап середины жизни, "золотой возраст", период огромной работоспособности и отдачи, как бы возврат отрочества. Это период высокопродуктивного творчества. К 30-35 годам личность приобретает богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом, семьянином. В это время появляется потребность передавать то лучшее, что накоплено, потому что обучая другого, сам лучше постигаешь смысл своей жизни. В плане профессиональной деятельности человек впервые задумывается над вопросом: "Что останется людям?"

Переход к зрелости (около 40 лет) характеризуется как кризис "середины жизни", появляются мысли, что жизнь проходит зря, осознается утрата молодости.

IV. Зрелость (40-50 лет). Эпоха зрелости - вершина жизненного пути личности. Человек достигает к этому времени вершин профессионального мастерства, определенного положения в обществе; накапливается профессиональный опыт и опыт общения, появляется потребность передать опыт, которая реализуется в "сотворении ученика".

Во втором периоде зрелости коллективное творчество приобретает статус ведущей деятельности, возникает вопрос смысла жизни в форме подведения итогов прожитых лет.

Переход к старости (50-55 лет) характеризуется нормативным кризисом, который связан с поворотами социальной ситуации развития и возрастными перестройками организма.

V. Старость: пожилой возраст (55-75 лет), старческий (75-90 лет), долгожительство (свыше 90 лет).

Ведущей потребностью этого периода является потребность передать другим накопленный жизненный опыт, которая реализуется в деятельности и общении. Ведущей деятельностью является деятельность по самообслуживанию.

Гипотетическая модель периодизации развития зрелой личности В.Ф. Моргуна и Н.Ю. Ткачевой ставит ряд теоретических проблем, требующих дальнейшего разрешения.

2.3. Теория когнитивного развития личности Жана Пиаже.

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности З. Фрейда и Э. Эриксона. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.

Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

2.4. Теория нравственного развития Лоренса Колберга.

Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Ж. Пиаже.

Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что "это правильно". Как считает Л. Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана "ложь во спасение", щадящая чувства другого человека.

На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Л. Колберга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать, что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Л. Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.

 

3. Индивидуальное развитие личности и ее жизненный путь.

С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь человека не только как движение его вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, достижению личностного совершенства. Кроме того, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев считают, что жизненный путь личности - это путь становления ее индивидуальности. Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, необходимо увидеть личность еще в одной проекции - "личность как субъект деятельности" (А.Г. Асмолов). По его мнению при изучении проявлений личности как субъекта деятельности могут быть выделены два плана анализа: продуктивный и инструментальный.

Под продуктивными проявлениями личности прежде всего имеются в виду те процессы активности личности, в которых личности приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.

К продуктивным проявлениям личности как субъекта деятельности также относятся те преобразования, те "личностные вклады" (В.А. Петровский), которые личность своими действиями вносит в смысловую сферу других людей и культуру. Продуктом первых проявлений личности как субъекта деятельности является прежде всего преобразование себя, а второго - преобразование других.

К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности относятся характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или мотивы деятельности. Мотивы задают стратегию жизни личности, а характер - тактику поведения личности, действующей ради достижения своих мотивов. Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

При анализе развития индивидуальности личности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях (например, стресс, фрустрация, конфликт, кризис), и изменения ее психологического возраста в ходе жизненного пути.

При решении вопроса о движущих силах развития происходит переход от рассмотрения личности как объекта общественного развития к изучению мотивации развития и различных проявлений активности личности.

Принцип стремления к равновесию как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности роднит между собой различные направления, к которым относятся ортодоксальный и современный психоанализ, необихевиоризм и когнитивная психология (А. Адлер, К. Левин, Л. Фестингер). Лишь другим лицом принципа стремления к равновесию, а не его антиподом, является принцип стремления к напряжению как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в теориях, так или иначе связанных с персонологическим подходом к личности (А. Маслоу, Г. Олпорт).

В советской психологии учение о движущих силах развития личности строится на следующих положениях: 1) о роли борьбы противоположностей как движущей силы развития личности (Л.И. Анцыферова, Б.В. Зейгарник); 2) о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Введение Д.Н. Узнадзе представления о функциональной тенденции как источнике саморазвития может служить теоретической основой для конкретных разработок проблемы движущих сил развития личности ребенка, проведенных Л.И. Божович и М.И. Лисиной.

Психологический возраст личности. Представления о специфике "психологического возраста", идущие от Л.С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б.Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что "психологический возраст" и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности.

Наряду с поиском конкретно-исторических характеристик зрелости личности появляются исследования, в которых ставится вопрос о собственно психологических критериях зрелости личности. П.Я. Гальперин отмечает, что личностью может считаться лишь общественно ответственный субъект, т. е. в качестве критерия зрелости выделяется ответственность личности за свои поступки. В процессе жизненного пути развитие ответственности формируется в направлении от "объективной ответственности" к "субъективной ответственности".

Б.С. Братусь считает, что одним из критериев зрелости личности является искусство разводить идеальные и реальные цели или осуществление личностью свободного личностного выбора.

Три грани социализации личности. В основе преобразования социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности лежит механизм интериоризации - экстериоризации, функционирующей в процессе совместной деятельности. В понятии "интериоризация" необходимо выделить три различные грани.

Первая грань - это "индивидуализация". Раскрытие этой грани позволило Л.С. Выготскому отразить основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности. Например, процесс превращения внешней социальной речи, речи-для-других", во внутреннюю речь - "речь-для-себя".

Вторая грань понятия "интериоризация", отражающая переход от "МЫ" к "Я", лучше всего передается посредством термина "интимизация". При изучении этой грани разрабатываются проблемы самосознания личности (И.С. Кон, В.В. Столин и др.). Для иллюстрации этого аспекта интериоризации можно привести пример С.Л. Рубинштейна, который в простом факте названия двухлетними детьми себя в третьем лице (Петя, ваня, т. е. так, как зовут их другие люди), затем лишь в первом лице ("Я") видит начало осознания детьми своего "Я".

Третья, наиболее изученная, грань понятия "интериоризация" - это интериоризация как производство внутреннего плана сознания (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина). А.Г. Асмолов приводит пример на основе изменений во внешней речи при переходе ее во внутреннюю. Во внутренней речи человек на осознаваемом и неосознаваемом уровне знает мотивы собеседника, так как в качестве собеседника выступает сам, его "Я". Отсюда и предельная индивидуализированность внутренней речи. Во внутренней речи нет необходимости договаривать слова до конца, так как известно по самому намерению, что должно быть произнесено.

Б.Г. Ананьев. "Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет" (Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - С. 104 -105).

Генетическая психология личности - одно из примечательных явлений современного исследования так называемой социализации личности, становления ее отношений, установок и свойств в ходе общественного воспитания и обучения, в зависимости от смены общественных ролей и общностей. По мнению Б.Г. Ананьева можно вычленить три основных генетических подхода к человеческому развитию.

Первым из них является онтогенетика человека, исследующая метрические и топологические свойства времени индивидуальной жизни человеческого организма, процесс ее становления в определенной последовательности смены состояний или фаз развития (возрастов).

Вторым, более поздним по времени и лишь оформляющимся в наше времени является генетический подход к эволюции личности как общественного индивида. Этот подход можно условно обозначить как генетическую персоналистику, представляющую собой теорию и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях. Биографический метод является одним из исторических в исследовании, применяемый в области психологии личности.

Третий генетический подход ориентирован на изучение истории развития деятельности той или иной конкретной личности, продуктов этой деятельности, то есть созидаемых личностью материальных и духовных ценностей.

Б.Г. Ананьев попытался определить критерии зрелости человека. Зрелость человека как индивида - соматическая и половая - определяется по биологическим критериям. Однако если у всех животных физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма - его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Ананьев определяет умственную, гражданскую трудовую зрелость. Наступление зрелости человека как индивида ("физическая" зрелость), личности ("гражданская"), субъекта познания ("умственная" зрелость) и труда ("трудоспособность") во времени не совпадает и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. Гетерохронность различных форм индивидуального развития человека (онтогенетической, личностно-биографической, субъектно-практической) является одним из показателей внутренней противоречивости этого развития и его полифакторной обусловленности.

 

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека// В кн.: Психология и проблемы человекознания. - Москва- Воронеж, 1996. - С. 196 - 279.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 64 с.

4. Крэйг Г. Психология развития. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 992 с. - (Серия "Мастера психологии").

5. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 81 с.

6. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.

a. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. -

a. 720 с. (Серия "Мастера психологии").

8. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований //В кн.: Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомадрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 327 - 349.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс. - 1997. - 608 с.

 

Лекция 8. Психоаналитические теории.

1. Теория З. Фрейда.

1.1. Основные понятия.

1.2. Структура личности.

1.3. Психосексуальные фазы развития.

1.4. Психоанализ: теория.

2. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

2.1. Основные понятия.

2.2. Теория типов личности.

2.3. Психологический рост: индивидуация.

3. Индивидуальная психология А. Адлера.

3.1. Основные понятия.

3.2. Основные принципы теории А. Адлера.

3.3 Психологический рост.

 

1. Теория З. Фрейда.

1.1. Основные понятия.

В основе размышлений Фрейда лежит допущение того, что тело человека является единственным источником всей психической энергии. Он предположил, что душевная жизнь человека характеризуется непрерывностью и что всякая мысль и всякое поведение имеют значение. Он утверждал, что "пустота" носит случайный характер и менее всего свойственна психическим процессам. Существует повод, даже многочисленные поводы, для каждой мысли, чувства, воспоминания или действия. Всякое явление вызывается сознательными и бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. Кажется, что многие психические явления возникают самопроизвольно; однако Фрейд начал исследовать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное явление с другим.

Фрейд описывал психическую организацию как бы разделенной на три компоненты: сознательное, бессознательное и предсознательное.

Сознательное. Сознательное является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени. Хотя Фрейд интересовался механизмами работы сознания, его больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное.

Бессознательное. Иногда мысль или чувство, возникающие в сознании, кажутся не имеющими отношения к мыслям и чувствам, которые им предшествовали. Фрейд предположил наличие взаимосвязей, но на бессознательном уровне. Раз наличие бессознательных связей установлено, то разрешаются сомнения по поводу кажущегося отсутствия последовательности.

Во внутренних пределах бессознательного находятся инстинктивные элементы, которые никогда не сознаваемы и никогда не доступны сознанию. Кроме того, существует материал, который отделен - подвергнут цензуре и вытеснен - из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Мысль или воспоминание, тем не менее, воздействуют на сознание, но косвенным образом.

Предсознательное. Предсознательное - это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения.

Влечения. Влечение иногда неправильно переводится в некоторых руководствах как "инстинкт". Влечения, или побуждения, вынуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознательного размышления. Фрейд обозначил физические аспекты влечений как потребности и психические аспекты влечений как желания. Эти потребности и желания побуждают людей совершать поступки.

Все влечения имеют четыре составных элемента: источник, цель, стимул и объект. Источником, то есть местом, где происходит возникновение потребности, может быть какая-то часть или тело человека в целом. Цель должна ослаблять потребность до такой степени, что отпадает необходимость в действии; это дает организму удовлетворение его актуальных желаний. Стимул - это количество энергии, сила или давление, которое используется для удовлетворения влечения. Объект влечения - это любая вещь или действие, позволяющее удовлетворить исходное желание.

Фрейд предположил, что нормальная, здравомыслящая модель поведения заключается в стремлении уменьшить состояние напряжения до приемлемого уровня. Человек, у которого имеется в наличии некая потребность будет продолжать заниматься поисками путей, которые смогут ослабить первоначальное состояние напряжения. Завершенный цикл поведения - от релаксации к напряжению, действие и обратно к релаксации - назван моделью напряжения-ослабления. Напряжение снимается при помощи возвращения физического тела к состоянию равновесия, которое существовало до того, как возникла потребность.

Множество кажущихся полезными мыслей и моделей поведения в действительности не ослабляют напряжения; напротив, они могут вызывать и поддерживать состояние напряжения, стресса или тревоги. По Фрейду, такие мысли и модели поведения указывают на то, что открытое проявление влечения искажено или блокировано.

Основные влечения. Фрейд раскрыл два вида основных влечений. Его ранняя модель описывала две противоположные силы: сексуальную (в более широком смысле эротическую или доставляющую физическое удовольствие) и агрессивную, или деструктивную. Позднее он описал эти силы более масштабно: одну в качестве силы, поддерживающей жизнь, другую в качестве силы, потворствующей смерти (и разрушению). Обе формулировки подразумевают биологическую, поведенческую и неразрешенную пару противоречий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.