Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия культуры




Тема 2

Становление и развитие культурологического знания

 

План

1. Философия культуры

2. Культурная антропология

3. Социология культуры

4. Культурологические школы

5. Материальная и духовная культура

6. Функции культуры

Современное знание о культуре располагает множеством подходов к исследованию культуры; к числу наиболее разработанных подходов следует отнести философский (философия культуры), антропологический (социальная и культурная антропология) и социологический (социология культуры).

В XX веке культурология, теория культуры стала утверждаться в качестве самостоятельной науки, связанной с философией культуры. Связь эта носит характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или же под сильным его взаимодействием. С другой стороны, методы и результаты культурологических исследований воспринимаются философией и используются в решении чисто философских вопросов, в структуралистских и постструктуралистских течениях последних десятилетий, активно обращающихся к материалам антропологии, литературоведения, лингвистики. Философия и культурология часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых (например, у французского этнолога К. Леви-Стросса). Философский подход ориентирует исследователя на целостное познание культуры путем раскрытия ее сущности и формулирования всеобщих закономерностей функционирования и развития; при этом философы рассматривают культуру как “вторую природу”, сотворенную человеком, как субъектно-личностное начало истории, как способ и технологию человеческой деятельности, как особую разновидность бытия или деятельности людей.

В истории мировой философии нового времени наиболее полно концепции культуры представлены в философии И.Канта, Г.Гердера, Г.Ф.Гегеля, философии жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель и др.), философии истории (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский и др.), неокантианской традиции (Г.Риккерт, В.Виндельбанд, Э.Кассирер и др.), феноменологической философии (Э.Гуссерль и др.), психоанализе (З.Фрейд, К.Юнг и др.).

В современной западной философии исследования культуры продолжают М.Хайдеггер, представители структурализма и постструктурализма (М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.-Ф.Лиотар, Р.Барт и др.).

 

Таким образом, Философия культуры – область культурологического знания, возникшая на рубеже 18-19 веков и занимающаяся классификацией, сравнительным анализом, выявлением наиболее общих принципов подхода к анализу сложных и многоплановых процессов в культуре. Философия культуры имеет собственный объект изучения, специфические методы анализа и способы теоретического объяснения становления и развития телесной, духовной и душевной жизнедеятельности человека в мире природы и социума, а также в собственном, личностном, историко - социокультурном мире. Таким образом, философия культуры изучает культуру во всем объеме, глубине ее структурных спецификаций и своими методами. Она содержит системы метафизических утверждений, относящихся к генезису культуры, ее универсалиям и общим законам.

Свою самостоятельность эта область знания приобрела в рамках идеологии немецкого просветительства и немецкого романтизма, хотя ее проблематика решалась и в других областях научного знания и раньше, на всех этапах становления европейской мысли. Рождение философии культуры повлекло за собой возникновение новых теоретических дисциплин: философии языка, философии мифа, герменевтики. Значительный вклад в развитие идеи философии культуры внесли такие известные философы, как Э. Кассирер, Ф, Ницше, О. Шпенглер и др. Термин введен в 20 веке нем. романтиком А. Мюллером.

 

2 Культурная антропология

Важнейшей темой для гуманитарной науки, без сомнения, является «проблема человека». То есть та область познания, которую принято называть антропологической. В рамках культурологических дисциплин одной из наиболее интересных и популярных сейчас является культурная антропология.

Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии можно свести к следующему: это — система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях.

Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.

Культурная антропология как научная дисциплина получила бурное развитие в рамках американской антропологической школы в начале XX в. И в первую очередь важнейшей здесь представляется фигура Ф. Боаса. Ф. Боас, по происхождению немецкий еврей, эмигрировал в США в 1896 г. с целью исследовать племена североамериканских индейцев. Ф. Боас, выделяет три аспекта, существенных для любой культуры: 1) раса-природа, 2) культура, 3) язык. Основными отличительными особенностями людей являются культурные и языковые. Фактически, проект культурной антропологии, созданный Боасом, содержит в себе следующие установки: 1) описание расовых и других биологических отличий между представителями различных культур с целью обосновать незначительность этих различий; 2) археологическое и историческое описания письменных и бесписьменных культур с целью обосновать уникальность каждой культуры; 3) описание культурных обрядов, семейных отношений, эпоса, мифа, искусства, а также других культурных особенностей различных народов, и анализ отличительных особенностей различных языков. Таким образом, вслед за Боасом, культурная антропология утверждает, что нет культуры вообще, но каждый раз мы имеем дело с конкретной уникальной культурой. Эта установка стала достаточно значимой для культурной антропологии в США, Франции и Англии, в частности, у таких известных исследователей, как П. Радин, Р. Линтон, Э. Сепир, М. Мид, Р. Бенедикт и других. Эта установка была актуальна вплоть до так называемых «исследований культуры» неоэволюционистов, Кребера, Клакхона, Л. Уайта и других, которые установили проблему культурных универсалий — брака, моральных норм, жизни, смерти и т. п.

Таким образом, для культурной антропологии –характерно повышенное внимание к духовным образованиям и меньшее к материальным артефактам и системам социальных отношений. В методологическом отношении ее сторонники делают акцент скорее на описательной методике; значительную роль отводят историзму. В антропологии культуры на первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи через поколения. Антропология культуры тяготела к таким дисциплинам как история, география и технология первобытного общества. В настоящее время социология и антропология культуры как в теоретическом, так и в методологическом аспектах, слились.

В формировании антропологии культуры исследователи выделяют следующие стадии: этнографическую (1800-1850), эволюционистскую (60-гг. 19 века), историческую (сер. 90-х. гг.19в.-сер. 20-х гг.20в). В ее дальнейшей динамике выделяют также следующие периоды: структурно-функционалистический (30-50-е годы 20в.), неэволюционистский (60-70-е г. 20в.), постструктуалистский (80-е г. 20 в. По настоящее время).

 

3 Социология культуры область культурологического и социологического знания, связанная со сбором, обработкой и анализом разнообразной социологической информации; предполагает эмпирическое исследование процесса развития культуры (причем считается, что в основе культуры лежат формы общности человеческих групп - ее носителей). Социологическое изучение культуры сформировалось после выявления возможностей и пределов иных подходов к культуре как основному предмету гуманитарного знания. Объектом исследования социологии культуры является также культура, создаваемая и транслируемая средствами массовой коммуникации.

Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность — основа социетальности.

Если воспользоваться концептуальной схемой систем социального действия Т.Парсонса, то социальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмы обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмы поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).

Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа: культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры — предметный, функциональный и институциональный. Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный — на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный — на исследовании “типических единиц” или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.