Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 24. Школы (основные направления) науки уголовного права

1. Классическая школа уголовного права.

2. Антропологическая школа уголовного права.

3. Социологическая школа уголовного права.

Вопрос 1. Классическая школа уголовного права.

Классическая школа уголовного права является наследницей просветительно-гуманистического направления. Её представителями были: Бентам (Англия), Роси (Франция), Кант, Гегель, Фейербах, Грольман (Германия), Таганцев, Сергиевский (Россия), Владимиров, Кистяковский (Украина) и др. Уголовный закон, по их мнению, – категоричный императив, общая воля, которую нельзя нарушать. Следовательно, преступление – это деяние, которое нарушает уголовный закон. При этом источником преступления является свободная воля человека (свободный выбор действий, в том числе и противозаконных), а причиной – его чувственная природа (желание получить какое-либо удовлетворение или избежать каких-то неприятностей). Что касается взглядов классиков на наказание, то они были различными. Кант и Гегель считали его справедливой платой за совершенное, возобновлением нарушенного права, и поэтому наказание не преследует ни какой утилитарной цели, оно – самоцель. Фейербах и Грольман, в свою очередь, видели в наказании противовес желанию человека совершить преступление, и поэтому его цель – предотвращение преступления путём устрашения. Нужно отметить, что именно Фейербах создал научную основу для разработки важнейших институтов уголовного права – состава преступления, вины, покушения, соучастия и др. Он разделил объективные и субъективные причины уголовной ответственности: преступное деяние, запрещённое законом и вину лица – умысел и неосторожность; их виды и степень.

Положения классической школы нашли выражение в Баварском Уголовном уложении 1813г., автором проекта которого был Фейербах, а также в уголовном законодательстве большинства буржуазных государств.

Усиление реакционных методов в учениях неоклассиков проявилось в финальной теории уголовного права, главным представителем которой был Г. Вельцель. Финалисты отрывают противоправность и виновность от состава преступления, лишая его качества быть единственным основанием уголовной ответственности и превращая лишь на её “симптом”. Решающее значение предаётся субъективному моменту – воле человека, которая определяет содержание, направленность и конечный результат его деятельности. Основанием ответственности должна быть оценка судом «социальной осуждённости финальности» поведения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Учение о наказании по уголовному праву зарубежных стран | Вопрос 3. Социологическая школа уголовного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.