Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индийский культурный регион




Восточный и западный тип культуры

Тема 4

Вывод

Существует много критериев и различных оснований типологизации мировой культуры.

Важнейшие из принятых сегодня в науке подходов таковы:

- бронзовый – железный век (по археологической периодизации);

- период великих цивилизаций древности – период осевых цивилизаций (по критерию К. Ясперса);

- языческий – христианский периоды (по периодизациям, тяготеющим к библейской точке зрения, например у Гегеля или С. М. Соловьёва);

- традиционное общество - современное общество (в различных социологических теориях, модернизации);

-докапиталистические общества – капитализм (в формационной теории К. Маркса);

- рабовладельческий строй – феодализм – капитализм (в истмате);

- Восток – Запад (по типологическому критерию целого ряда философско-исторических теорий (Гегель, Соловьёв, Бердяев);

- Ближний Восток – Китай – Индия- Западная Европа (по типологическому критерию ряда современных концепций, восходящих к М. Веберу);

- нормальные цивилизации – цивилизация – отклонение (Р. Генон, М. К. Петров).

В документах ЮНЕСКО представлен регионально-культурный подход в введении типов культур, согласно которому выделяются 6 основных культурных регионов мира (т.е. основных культурно-региональных типов):

- индийский регион;

- дальневосточный;

- арабо-мусульманский;

- Европейско-североамериканский;

- страны Латинской Америки;

- страны тропической Африки (как особый культурный регион).

Таким образом в исторической типологии культур можно использовать следующие принципы: 1. Географический (локализация культур в географическом пространстве). 2. Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии). 3. Национальный (изучение отличительных черт культуры на всём протяжении её исторического развития).

 

 

 

План

1. Характеристика культурных регионов Востока

· Индийский культурный регион

· Дальневосточный культурный регион

· Арабо-мусульманский культурный регион

 

· Зарождение индийской культуры.

· Ведизм.

· Буддизм.

· Достижения в искусстве, науке, архитектуре.

Индийский культурный регион включает: Индию, Непал, Малазию, Индонезию, Вьетнам, Бирму.

Многие черты древнеиндийской цивилизации определяются природой Индии. Две полноводные реки Инд и Ганг орошают её плодородные долины, южные границы омываются Индийским океаном. Пышные, разряженные города как бы вросли в непроходимые джунгли. Люди Индии живут в нерастопжимом соседстве с миром природы и благоговеют перед нею: всё живое в Индии свято.

Уже в 3-2 тысячелетии до н.э. в бассейне реки Инд (на территории нынешнего Пакистана) существовала древняя цивилизация. Основными её центрами были крупные города, известные под названием Хараппа и Мохенджо-Даро.

При раскопках были найдены художественно выполненные предметы домашнего обихода, расписная керамика, искусно вырезанные из камня печати со знаками письменности и изображениями животных. Встречается изображение трехликого божества, окруженного животными, напоминающее позднейшего индуистского бога Шиву.

В первой половине 2 тысячелетия до н.э. хараппская цивилизация пришла в упадок.

В конце 2 тысячелетия до н.э. из Ирана в северную и западную Индию начали переселяться древнеперсидские племена, называемые индоиранские, или индоарийские (от слова “арья”- благородный, как называли себя члены племени, занимавшие руководящее положение).

Пришельцы стояли на более низкой ступени общественного и культурного развития, чем доарийское население. Они были носителями новой, так называемой ведической, культуры. У их воинственных богов не было храмов: их жрецы под открытым небом воздвигали жертвенные очаги, в племени которых сжигали жертвы богам. Их поэты, риши, слагали для этих обрядов гимны, собранные в священной книге “Веда” (означает “знания”).

Они являются древнейшим памятником индийской словесности и главным источником изучения мифологии, верований, жизни и быта населявших страну племён. Веды - сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа и т.д.), трактаты. В них содержатся сведения по социально- экономической и культурной истории древнейшей Индии.

Веды отражают господство политеизма в религии индийцев. Они содержат имена более трёх десятков богов. Боги были подобны людям, но обладали сверхъестественным могуществом и олицетворяли явления природы. Центральную роль в культуре ведического периода играло жертвоприношение. Оно было главным способом сношения людей с богами.

По представлениям древних индийцев (и соврем. индуистов), тело смертно, а душа вечна; после смерти тела она переселяется в другое тело, какое - зависит от поведения человека в прошлой жизни. Понятие “карма” (“действие”) означает и “поведение”, и “воздояние”. “Закон кармы” означает, что все поступки человека, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия в его жизни. Хороший поступок влечет за собой награду для человека, а каждый дурной – наказание, но как правило не в этой жизни, а в будущем перевоплощении.

Ведические гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передают из поколения в поколение. На смену ведической мифологии и многочисленным ведическим богам (свыше 3 тыс.), персонифицирующим природные силы, в начале 1 тысячелетия до н.э. приходит мифология брахманизма.

В мифах брахманизма о происхождении мира Вселенная представлялась покоящееся на спинах слонов, земля – в виде цветка лотоса, плавающего в океане, континенты - в виде его лепестков, один из которых – Индия. Вселенная проходит 4 ступени развития, соответствующие европейским мифам о золотом, серебряном, медном и железном веках, затем гибнет, и начинается новый, бесконечно повторяющийся цикл развития.

Этот миф, а так же ряд других мифов, оправдывающих социальные различия в обществе, в частности существование сословий – варн (каст), связан с образом Брахмы – творца Вселенной. Многочисленный пантеон ведических богов (все о всех богах) был сведён к трём главным божествам – Брахме, Вишну и Шиве. Философский смысл этой триады отражал три вечные идеи, волновавшие человечество – созидание (Брахма), сохранение (Вишну) и разрушение (Шива).

Концентрированное выражение эти идеи нашли в индуизме, который стал главным религиозным течением в Индии (сейчас 80 процентов населения след. рел).

Кастовая система предстаёт в индийской мифологии как изначальная.

Каждый член общины получает свою долю от плодов общего труда и соблюдает обычаи касты, к которой он принадлежит от рождения и из которой он не может выйти.

БРАХМАНЫ – высшее сословие;

КШАТРИИ – военные;

ВОЙШЬИ – ремесленный и торговый люд;

ШУДРЫ – бесправная часть населения;

ПАРИИ – люди презираемые обществом.

Жрецы – брахманы создавали своеобразные толкования священных книг вед – где в форме бесед мудрецов, перемежая стихи с прозой, разъясняли тайны религии, сущность божеств, символику мифов.

Стремление привести в систему древние верования отразилось в религиозно – философских памятников конца ведийского периода – Упанишадах. Первые из них были созданы в 7-3 вв до н.э. Особую роль в них играет учение об особом мистическом знании, достигаемом медитивной практикой.

Конечной целью, к которой должен стремиться каждый истинно разумный, является “освобождение” от “странствий” души, т.е. избавление от новых рождений, а значит, и смерти. Этой цели – достижения “мира Брахмы” – нельзя добиться с помощью обычных ритуальных средств: нужны особые усилия духовного познания.

Упанишады послужили источником идей для самых различных философских и религиозных направлений.

Буддизм – есть религия страдания. Это вытекает из особенностей его так называемых “четырёх благородных истин” Будды.

Первая гласит, что жизнь есть страдание.

Три “благородные истины”, следующие из первой, поясняют, что страдание проистекает от желаний; что прекращение страданий возможно лишь при избавлении от желаний путём монашеской аскезы и углубленного самосозерцания, что зафиксировано в так называемом “восьмеричном круге спасения”.

“Восьмеричный круг спасения” как путь достижения нирваны – высшей цели буддиста – это комплекс нравственных требований, которые должен строго выполнять каждый приверженец этой религии: это праведное поведение, праведное мышление, праведная речь, праведный образ жизни и т.д.

Два главных направления в буддизме – хинаяна и махаяна – определяют разные пути достижения нирваны. Хинаяна (малая колесница, или узкий путь спасения) видит этот путь через монашество, а Махаяна (большая колесница, или широкий путь спасения) считает возможным достижение нирваны и светскими лицами, мирянами.

ИСТОРИЯ БУДДЫ.

Около 546 года до н.э. в Капилавасту, близ современной границы между Индией и Непалом, родился принц из царского рода Сакья по имени Сиддхарха. Женившись в 16 лет, он наслаждается радостями жизни. Но однажды в возрасте 29 лет, на прогулке он наталкивается на старика, больного, мертвеца и бродячего монаха. Тогда он покидает дворец, снимает богатые одежды, и уходит искать ответ на вопрос: какова причина всех этих страданий? Шесть долгих лет он расспрашивает мудрецов и отшельников. Наконец, придя в Бодж– гау, где ныне возвышается храм и размышляя в тени, он находит ответ. Это было его Просветлением.

Теперь Сидхартха зовётся Буддой – Просветлённым. Он отправляется в Сарнатх и там, в саду газелей произносит свою первую проповедь и собирает своих первых учеников.

Колесо дхармы – “благого закона” приведено в движение. То в одном саду, то в другом более 40 лет Будда проповедует по всем городам и царствам севера Индии.

Царь Магаджи Аджата Шатру принимает его учение. Восьмидесятилетний Будда погружается в последний экстаз. Его тело сжигают, а пепел собирают десять монастырей.

Будда считается одним из воплощений Вишну. Его изображают в виде различных символов (колесо благого закона, дерево Просветления, следы его ног, его улыбающееся лицо. В 3 веке до н.э. при правлении Ашока буддизм стал государственной религией.

В середине первого тысячелетия нашей эры буддизм был вытеснен индуизмом. Индуизм – это как бы обновлённая форма брахманизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.