Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и основные периоды эволюции мировой культуры




План

Тема 5-6 Основные этапы развития мировой культуры

1. Возникновение и основные периоды эволюции мировой культуры

2. Первобытная культура

3. Античная культура

4. Культура Средневековья

5. Культура Нового времени

 

Рождение культурыпредставляло собой долгий процесс возникновения и становления, и потому не имеет точной даты. Тем не менее хронологические рамки этого процесса вполне установимы. Если считать, что человек современного вида — homo sapiens — возник примерно 40 тысяч лет назад,

Периодизация развития культуры:

Первый период начинается 40 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тыс. до н. э. Он приходится на культуру пер­вобытного общества и может быть назван периодом младен­чества человека, который во всем делает первые робкие ша­ги. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосаб­ливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня, создает первые произведения искусства — рисунки, живо­пись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью. Вся культура данного периода покои­лась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т. д.;

Второй период длился с IV тыс. до н. э. до V века н. э. Его можно назвать детством человечества. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она име­ет не только магический, но и мифологический характер. Ос­новные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки;

Третий период приходится на V — XVII века, хотя в некото­рых странах он начинается раньше (Индия, Китай), а в дру­гих (европейских) заканчивается раньше, в XIV — XV веках. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеи­стических религий — христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы за­мыкается в самом себе, переживает первый кризис самосоз­нания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые - Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Ки­тай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуаль­ное господство. Философия и наука продолжают развивать­ся, научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным;

Четвертый период охватывает XV — XVI века и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юноше­скому возрасту человека, когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои воз­можности, в способность творить чудеса. В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для евро­пейских стран. В ней активно возрождаются идеалы и цен­ности греко-римской античности. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм. Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бо­га уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Не­виданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими откры­тиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках;

Пятый период начинается с середины XVII века, вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым, хотя ему далеко не всегда хватает серьезно­сти, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох. XVII — XVIII века в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма. В XVII веке рождается современное естествознание и наука приобретает невиданную общественную значимость. В XVIII веке, веке Просвещения, религия становится предметом суровой, непримиримой кри­тики. Издание французскими философами-просветителями многотомной "Энциклопедии" (1751 — 1780) можно считать переломным моментом, своеобразной демаркационной ли­нией, отделяющей прежнего, традиционного человека с ре­лигиозными ценностями от нового, современного человека, главными ценностями для которого выступают разум, наука, интеллект. Благодаря успехам науки Запад выходит на веду­щие позиции в мировой истории, которые уступает ему ос­тающийся традиционным Восток. В XIX веке в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на дости­жения науки и техники. Буржуазные слои — новые хозяева жизни — в массе своей оказались людьми низкого культур­ного уровня, неспособными к адекватному восприятию ис­кусства, которое они объявили ненужным и бесполезным. Под воздействием возникшего в XIX веке духа сциентизма участь религии и искусства в конце концов постигла и фи­лософию. В XIX веке в мировой истории возникает еще одно важное явление — вестернизация, или экспансия западноев­ропейской культуры на Восток и другие континенты и ре­гионы, которая в XX веке достигла впечатляющих масштабов.

Прослеживая основные тенденции в эволюции культуры, можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваи­вающей к производящей и преобразующей технологии.

В культурном плане содержание эволюции составляли две ос­новные тенденции:

• интеллектуализация;

• секуляризация.

К середине XX века научно-техническая и технологическая революции подводят вышеназванные тенденции к практически полному воплощению, вследствие чего культура претерпевает фундаментальные, качественные изменения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.