Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достижения первобытной культуры




Игра как предвестие культуры.

Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Различных версии такой концепции находим в творчестве Г.Гадамера, Е.Финка, Й.Хейзинги. В частности, Г.Гадамер анализировал историю и культуру как своеобразную игру в стихии языка, внутри которой человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, которую он способен нафантазировать.

Голландский историк культуры Й.Хейзинга в книге “Homo Ludens” отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой. Вот почему автор считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Сама культура носит игровой характер

Первобытное общество возникло примерно 40 тысяч лет назад и существовало до IV тысячелетия до н. э. Оно охватывает несколько периодов каменного века:

палеолит (40 — 10 тыс. до н. э.) (от греч. palaios — древний и litos — камень);

мезолит (10 — 6 тыс. до н. э.) (средний каменный век);

неолит (6 — 4 тыс. до н. э.) (новый камен­ный век).

• Палеолит разделяется на ранний (нижний) и поздний (верхний). Иногда последний период раннего палеолита — мустверскую культуру — выделяют в средний малеолит.

Указанное разделение было создано в XIX веке археоло­гами и отражало отчасти идею о роли технологии в разви­тии человека, отчасти специфику археологического материала дописьменной эпохи. Неуничтожимый, имеющийся в изобилии камень (в ряде случаев — единственное, что мож­но извлечь из древнейших местонахождений) служил сквоз­ным эмпирическим источником датировок, классифика­ций, гипотез о древнейшем прошлом. Лишенное индивиду­альных свидетельств, биографий, образов, безмолвное прошлое представляется идеальным примером бессобытий­ной, «долгой» (Ф. Бродель), «спящей» (Э. Леруа-Ладюри) истории, предназначенной для отработки естественнонауч­ной логики, количественных методов или (с добавлением социально-экономических понятий) доктрин первичной («первобытнообщинной») общественной формации.

В ракурсе подобных объяснений поздний палеолит за­нимает ключевое положение в каменном веке. Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется «настоящий» человек — Homo Sapiens. Во-вторых, скачкообразно уве­личивается разнообразие каменных и других орудий, по­являются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Наконец, главной социальной инновацией нижнего палеолита была экзогамия — исключение из брачных отношений ближайших родственников.

Запрет инцеста (кровосмешения) требовал общественной регуляции бра­ка, появились род и семья. Замена биологически-эволю­ционного типа развития на исторический принесла такие радикальные изменения в столь сжатые по сравнению с темпами антропогенеза сроки, что может быть определе­на как палеолитическая революция. Продуктом этой рево­люции стало фундаментальное антропологическое, психо­физиологическое, психосоциальное, духовное единство человечества, которое сохранится в истории вопреки рас­хождениям в экономическом, политическом, социальном, языковом, бытовом развитии человеческих сообществ.

Из сказанного ясно, что верхний палеолит — та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой.

Культура рождает­ся в конце древнего каменного века как сложившаяся си­стема, тогда как в исходной точке антропогенеза можно говорить только об отдельных зонах культурного поведе­ния.

Специфика палеолитической культуры состоит в том, что ее типологии опираются на весьма локальный и ограниченный материал, а общечеловеческие закономерно­сти, вышедшие из позднего каменного века, относятся к самым глубоким, аморфным, темным константам культур­ного бытия. Архаический базис цивилизации воспринима­ется как коллективное бессознательное, сложившееся из ряда открытий «прометеевской эпохи», как доистория, в от­личие от довербальной эволюции и письменной истории.

Потребности гуманитарного изучения доистории тре­буют дополнения естественнонаучной логикой понимаю­щей интерпретации.

Сознание, речь, религия, искусство возникли пример­но одновременно в результате мощного переворота.

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры:

- орудия становятся все более сложными и законченными по форме;

- организуется охота на крупных зверей;

- строятся жилища с использованием дерева, камня и кости;

- носится одежда, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего, первобытный человек уже в полной мере обладает глав­ными человеческими качествами: мышлением, волей, языком.

В обществе формируются первые формы религии

магия (колдовство, волшебство) — вера в сверхъестественные
способности человека воздействовать на людей и природные
явления;

Современные этнографы, в частности С. А. Токарев разделяют магию по методам воздействия на контактную (соприкосновение носителя магической силы - колдуна-шамана или волшебного амулета - с объектом), инициальную (магический акт направлен на объект недосягаемый, в силу чего осуществляется лишь начало желаемого действия, конец которого предоставляется сверхъестественным силам), парциальную (опосредствованное воздействие на волосы, пищу и т.п.), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную и др.

тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений;

фетишизм вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды;

анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

Успешно развивается искусство, в особенности изобрази­тельное, которое представлено практически всеми видами: ри­сунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В ка­честве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек. Образцы искусства — рисунки в пещерах Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия), скульп­тура "Венера Виллендорфская".

Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха — голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии перво­бытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производ­ство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку.

Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в загробную жизнь и культ предков.

В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наря­ду с животными широко изображается и человек, он даже начи­нает преобладать. В его изображении появляется некий схема­тизм. В то же время художники умело передают экспрессию движений, внутреннее состояние и смысл событий. Значитель­ное место занимают многофигурные сцены охоты, сбора меда, военной борьбы и сражений. Об этом, в частности, свидетельствуют картины на скалах Валлторта (Испания).

Для неолита характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях:

- культура перестает быть единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной;

- аграрная, или неолитическая революция в экономике, то есть переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство), что означало появление новых областей материальной культуры. Помимо этого возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Зна­чительный подъем переживает строительное дело;

- переход от матриархата к патриархату. Это событие иногда определяется как историческое поражение женщин. Оно повлекло за собой глубокую перестройку всего уклада жизни, появление новых традиций, норм, стереотипов, ценностей и ценностных ориентации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.