Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура эпохи Просвещения. XVIII век




XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в XVII веке — ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632 — 1704) — однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представ­ляют такие мыслители, как Вольтер (1694 — 1778), Ш. Монтес­кье (1689 - 1755), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И.В. Гете, И. Канта и др., в США — Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия "естественного состояния", "естественного права", "природы человека", "общественного договора", разума, прогресса, "светлого будущего" и т. д.

Согласно данной концепции, эволюция человечества нача­лась с "естественного состояния", покоившегося на "естествен­ном праве", которое в свою очередь соответствовало "природе человека".

Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справед­ливость и т. д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественны­ми, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают од­новременно и его свойствами, и его неотъемлемыми, неотчуж­даемыми правами.

Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали "золотым веком", поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались. Общество должно было задуматься об их защите. Так возникло государство, а вместе с ним - власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в ре­зультате сознательного соглашения, "общественного договора" между людьми. С возникновением государства естественное со­стояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации.

По мнению просветителей, феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принци­пы будут вновь восстановлены.

На пути к "светлому будущему" просветители видели два глав­ных препятствия:

• деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии;

• обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь. В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются:

• просвещение;

• воспитание.

В своем убеждении в возможности создания справедливого обще­ства просветители полагались:

на просвещенного монарха, "государя-философа", "мудреца на троне", который будет способен сознательно избавить обще­ство от несвободы, несправедливости и других пороков;

• веру в прогресс разума и способность человека к бесконеч­ному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.

Просветители выдвинули следующие решения ряда конкрет­ных проблем:

- концепцию политического плюрализма, особый вклад в созда­ние которой принадлежит Монтескье. В основе этой кон­цепции лежит известный принцип разделения властей на за­конодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон — из разума;

- концепцию человека, его прав и свободы. Ее основные идеи и положения нашли отражение в знаменитой "Декларации прав человека и гражданина" (1789), с принятием которой начиналась Великая Французская революция. Эта Деклара­ция провозгласила неотъемлемыми правами человека свобо­ду личности, слова, совести, равенство пред законом, право на борьбу против угнетения. Она также объявила неприкос­новенной частную собственность.

В понимании просветителей соотношения между национальной и мировой культурами оформились два основных направления:

- культурный релятивизм;

- универсализм.

Большинство просветителей, особенно французских, придер­живалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех при­рода человека", что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные нрав­ственные, эстетические и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем — благодаря прогрессу разума, просве­щения и воспитания — человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру.

Сторонники культурного релятивизма, родоначальником ко­торого считается И. Гердер, утверждают, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т. д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.