Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реалии переходных процессов

Преобразование предприятий в акционерные общества, общест­ва с ограниченной ответственностью и другие организационно-пра­вовые формы требует изменений и в структуре их управления. Наряду с созданием экономических, правовых и организационных условий для формирования и успешного функционирования разнообразных структур предпринимательской деятельности важнейшей функцией государства является содействие развитию так называемой предпри­нимательской инфраструктуры, т. е. той среды, в которой осуществ­ляется деловая активность. Продавцы и покупатели, работодатели и наемный персонал, кредиторы и заемщики действуют в определен­ной экономической обстановке, политической ситуации, правовой, социально-культурной, технологической и географической среде. Ор­ганизация предпринимательской деятельности является производным продуктом социально-экономической среды, в которой формируется бизнес и которая определяет положение предпринимателей в эконо­мике и обществе.

Переходный период радикальной экономической реформы про­текает в условиях борьбы между старыми и новыми формами управ­ления, между административными и экономическими методами. Фор­мирование хозяйственной системы нового типа, в основе которой ле­жит предпринимательская деятельность и использование современ­ных методов государственного регулирования, происходит в нелегких условиях. При этом ключевое значение приобретает деятельность по преодолению возникшего в переходный период кризиса управления, основные черты которого отражены в табл. 4..

Либерализация экономики, крупномасштабная приватизация го­сударственной собственности, включение предприятий в мирохозяй­ственные связи привели к отказу от административных методов уп­равления на разных уровнях, открыли дорогу новому экономическо­му мышлению. С другой стороны, сохраняется (а в некоторых отно­шениях и растет) чрезмерная государственная (региональная) управленческая надстройка; медленно формируется рынок; предприятия недостаточно активно организуют прямые хозяйствен­ные связи, нередко в угоду местным интересам нарушают сложивши­еся отношения. Противоречия усугубляются тем, что старый эконо­мический механизм, имея глубокие корни, создал многочисленные защитные системы. Это проявляется в разных формах: новые формы хозяйствования втягиваются в русло сложившихся структур и приемов работы; под флагом использования экономических рычагов нередко сохраняется неоправданное государственное вмешательство в деятель­ность негосударственных предприятий; то в явной, то в скрытой фор­ме нарушается хозяйственное законодательство; в свою очередь, часть предпринимателей при переходе к новым методам хозяйствования испытывает неуверенность, боязнь остаться без сырья и материалов, которые они ранее гарантированно получали «сверху».

В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйст­венную жизнь определяется главным образом конкретными условиями переходного периода, а не теоретическими моделями и ус­ловными экономическими расчетами.

 

Таблица 4.

Корпоративный уровень Изменение форм собственности не сопровождается применением форм и методов эффективного управления Бесхозность предприятий, находящихся в государственной собственности Тенденция к разделению на отдельные части крупных и средних предприятий Разрушение производственных и управленческих структур корпоративного типа Права и ответственность собственников и руководителей не разграничены и во многом не упорядочены Отсутствие нормативной базы, определяющей требования к управлению государственными предприятиями  
Общегосударственный уровень Самоустранение государственных структур от целенаправленного использования системы экономических и административных рычагов Отсутствие четкого разграничения прав и ответственности как по вертикали власти, так и между властью и хозяйствующими субъектами Необеспеченность правовой защитой договорных отношений Дезорганизация системы заказов и закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд Неналаженность системы государственных контрактов Отсутствие системы подготовки руководителей по управлению государственными пакетами акций Отсутствие исполнительской дисциплины, координирующих и контрольных функций

 

 

Приватизация и массовое акционирование украинских предпри­ятий привели к созданию уже не государственных, но и не вполне ры­ночных, независимых субъектов хозяйствования, которые, с одной стороны, стремятся максимизировать прибыль, а с другой — все еще не адаптировались к потребностям рынка. Если добавить к этому от­сутствие рыночного менталитета, стремление ряда хозяйственных ру­ководителей и коллективов - владельцев акций к сиюминутному обо­гащению, то становится совершенно очевидным, что государство на современном этапе не должно терять управления «несущими конст­рукциями» экономического комплекса. В течение всего переходного периода государство призвано играть существенную роль в регулиро­вании экономических процессов.

Таким образом, до тех пор, пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в частности, от западных прототипов. Перспектива развития заключается, видимо, в создании механизма, объединяющего рыночные и государственные рычаги уп­равления. Для этого формы последнего надо трансформировать так, чтобы указанное сочетание носило непротиворечивый характер.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационная форма | Современные формы государственного регулирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.