Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема сохранения и использования культурного наследия




План

Охрана памятников и использование культурного наследия

Тема 9.

1. Массовая и элитарная культуры.

2. Проблема сохранения и использования культурного наследия.

3. Организационные основы охраны культурного наследия.

Под элитарной культурой обычно понимают культуру привилегированных слоев общества, которая охватывает лишь его небольшую часть и отличается особыми форма­ми как усвоения культуры, так и ее передачи, В этом смыс­ле иногда говорят, что на самых ранних этапах развития общества элитарная культура отличает властвующую эли­ту. В данном случае это культура царствующего и жреческого сословий, их культура являлась «эзотерической», закрытой, священной, в то время как массовая культура была обращена к непосвященным в религиозные таинства.

Элитарная и массовая культуры рас­сматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества. Они выступают как категории общекультурные, при помощи которых харак­теризуются «элита» и «массы», власть и подчинение. Не переходя в область социологического и политологического анализа, отметим, что элитарная культура в этом случае выступает основанием власти и руководства обществом, поскольку содержит в себе мировоззренческие тайны, не­доступные рядовому члену общества. Базовой особенностью этих культур является то, что прежде всего они противоречат друг другу по содержанию: элитарная культура содержит ба­зовые ценности, сведения об устройстве мироздания и чело­веческого сообщества, о божественных нормах, а массовая культура — рекомендации по богоподчинению, богослу­жению и социальному ритуалу. Можно сказать, что уже в этом случае элитарная культура — это претензия и моно­полия на социальное обновление, социальное творчество и на хранение и трансляцию знания. Массовая же культу­ра — это область репродукции, повтора, усвоенных техно­логий, привычных стереотипов и т. д. Другое дело, что массовая и элитарная культуры в этом случае в каких-то пограничных областях должны соприкасаться, и элитар­ный импульс должен входить в массовую культуру, ее мо­дифицировать, развивать и обогащать. И, в свою очередь, творческие импульсы, идущие от массовой культуры, дол­жны обобщаться, усваиваться в качестве элитарных ценно­стей и выступать фундаментальными программами куль­турного обновления.

Речь в этом случае должна идти о носителях элитарной и массовой культуры. Можно считать, что в закрытых обществах, какими являются, например, культуры Восто­ка, массовая и элитарная культуры противопоставляются и являются абсолютно изолированными друг от друга, по­скольку абсолютно изолированными являются их носите­ли — социальные сословия и касты. В открытом обществе, каким, например, является древнегреческая демократия, элитарная культура не является монопольным достоянием какой-либо социальной группы. Элитарная культура пред­стает в этом случае как результат сознательного овладения особыми приемами в области искусства, литературы, фи­лософии, т. е. овладения элитарным способом жизни, к которому призывали в Древней Греции, например, Сократ и Платон.

Однако древнегреческий полис — это небольшое по числу жителей человеческое сообщество. Совершенно по-иному обозначилась проблема массовой и элитарной куль­туры в условиях появления массового производства, круп­ных городов, т. е. в условиях индустриализации и урбани­зации. Индустриальное производство втягивало в свой оборот массового человека, который ориентировался на общепринятые жизненные ценности. Во второй половине XX века требования человека-массы чрезвычайно возрос­ли; многие ценности, которые были привилегией элиты (прежде всего материальные ценности), превращались в предмет вожделений массы. Вместе с омассовлением про­изводства и общественной жизни происходит и омассовление потребления во всех его формах: массовые продук­ты питания, массовая литература и искусство, массовые политические партии и движения и т. д. Наиболее харак­терно омассовление культуры в появлении так называемой индустрии развлечений, индустрии досуга и удовольствий.

В этих условиях человек оказывается нивелированным, схожим со всеми другими как по своим желаниям и уста­новкам, так и по образу жизни. Человек утрачивал свою личность, свое «я», более того, и элитарная культура размывалась и теряла свою прежнюю ценность перед лицом надвигающегося массового потребления. Стандартные модели потребления предлагают усредненные модели по­ведения человека, его заброшенность и опустошенность. Впервые опасность саморазрушения человека, его куль­турной деградации заметили Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гас-сет и другие исследователи.

Чрезвычайно усложнились и отношения между элитар­ной и массовой культурой в целом, элитой и массами. По­литическая элита использует стандартные технологии для контроля политических и массовидных процессов. Стрем­ление человека найти свое индивидуальное «Я», выйти за пределы стереотипов массового поведения на деле обора­чивается не столько нахождением новых жизненных иде­алов, сколько обретением новых идолов (ориентирован­ные на массового зрителя кинофильмы, рок-музыка, ком­пьютерные игры).

Современное соотношение элитарной и массовой куль­туры характеризует противоречивый процесс передачи культурного опыта, который осуществляется в условиях массового производства и глобализации современных жиз­ненных процессов. В этих условиях, с одной стороны, воз­никает потребность в прямом регулировании огромных масс людей, стандартизации жизни, проявлении стандартных ин­теллектуальных и эмоциональных реакций, а с другой — в сохранении личности с ее смысложизненными ценностями и установками, с ее культурным ареалом, предполагающим освоение базовых культурных ценностей человечества. По­этому так драматично столкновение человека массы и эли­ты, коллизии которого по-прежнему сохраняют драматизм противопоставления творчества и репродукции, смысла и стандарта, уникальности и стереотипа.

 

Историческая преемственность культуры – объективная закономерность, действующая на протяжении всех эпох развития общества. Она способствует передаче достижений и ценностей, опыта и навыков от одного поколения к другому, создаёт непрерывность культурно-созидательной деятельности человечества, обеспечивает взаимозависимость и цельность мировой культуры. Памятники истории культуры продолжают свою жизнь в современности, они оказывают благотворное, гуманистическое воздействие на духовный мир человека. В этом смысле ценности прогрессивной культуры всегда в строю, они не превращаются в архаизмы, а включаются в современную жизнь. Культура своими корнями уходит в глубь веков, её достижения являются в известном смысле стартовой площадкой для развития современности.

Исследование общих и специфических закономерностей развития культуры различных эпох, стран и регионов убедительно доказывает прогрессивную направленность культурно-исторического процесса.

В разные исторические эпохи менялись объём культурного наследия, способы и интенсивность его передачи последующим поколениям, средств охраны памятников культуры. Всё это зависело не только от социально-экономических условий, но и от интересов господствующих классов, их идеологических установок и мировоззрения. Периоды прогресса культуры, «провалы и подъёмы» сменялись этапами «бури и натиска», революционными переменами.

Культурное наследие всегда служило фундаментом духовного развития поколений. В нём сосредоточены те гуманистические ценности, которые не подвержены старению. Мировое культурное богатство, созданное в течение тысячелетий трудом различных народов, имеет непреходящее культурно-историческое значение.

Меняются в исторической драме жизни сцены и сюжеты, но не прерывается «времён связующая нить», постепенно накапливается мировой культурный запас, который передаётся из поколения в поколение. «История есть ничто иное, как последовательная смена отдельных поколений, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - каждая из которых использует материалы, капиталы производительной силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой – видоизменяет старые условия посредством совершенно изменённой деятельности». В этих словах выражена суть объективного закона исторической преемственности культуры. Каждое поколение использует накопленный опыт, осваивает достижения и движется дальше, к созданию новых ценностей. Изучая историю культуры, люди узнают, писал русский историк В. Ключевский, как раскрывалась внутренняя природа человека в общении с людьми и в борьбе с окружающей природой, как человечество развёртывало свои скрытые силы, и на этом основании познают сами себя, свои внутренние силы и свойства. «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живём, как и к чему мы должны стремится».

Память о прошлом составляет основу исторического самосознания народа. История – нехрестоматийный перечень фактов, имён, а глубокая причастность современника к прошлому, его любовь и ненависть, гордость и ответственность.

Историческая преемственность – это процесс, в котором новые поколения овладевают культурными ценностями прошлого, обогащают свой духовный мир. «Нельзя сохранять музыку в виде скрипки, положив её под колпак, а нужно сохранять в виде музыкантов, умеющих пользоваться этой скрипкою и умеющих научить и других», - говорил А.В. Луначарский. Культурные достижения прошлых эпох, органично вплетённые в современную культуру, способствуют духовному развитию личности. Они воспитывают эстетический вкус, патриотизм и уважение к народному достоянию.

В последние годы неизмеримо возрос интерес к истории культуры. Увлечение историей приобрело массовый характер.

Постоянно увеличивается поток посетителей музеев, возник своеобразный «музейный бум», многократно усиливший интерес к памятникам истории и культуры. Достаточно сказать, что только залы Эрмитажа ежегодно посещают более трёх миллионов человек.

Бережное отношение к культурному наследию столь же необходимо, как и охрана природы от загрязнения и гибели. И если человечество осознало свою ответственность за сохранение природной среды, то ещё большую заботу оно должно проявить по отношению к истории мировой и отечественной культуры. Утрата памятника культуры невосполнима, он разрушается, исчезает из жизни навсегда, и с ним вместе уходят секреты мастерства, технология и техника создания, идейный замысел, социальный смысл в истории эпохи; ценность для будущих поколений. Чтобы воссоздать утраченное, реставраторы дают новую жизнь памятникам, восстанавливают по макетам, чертежам, изображениям их исчезнувший облик.

«Запас» культурной среды в мире крайне ограничен, и под влиянием стихийной, а иногда и варварской перестройки он истощается и уничтожается.

Ответственны за бережное отношение к исторически ценной культурной среде и градостроители. Нередко бывает так, что их притягивают к себе места обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми. И начинают сносить старое, без боли душевной, не задумываясь. Градостроителям особенно нужны знания в области истории культуры.

Каждый город и село имеет свои заповедные места, которые были свидетелями его истории, памятных событий. И здесь особенно важна инициатива, оберегающая памятники истории и культуры от запустения и гибели.

Однако определённая односторонность в отношении к культурному наследию проявляется в новомодных увлечениях, будь то стиль «ретро» или «неославянофильство».

Собирание предметов русской старины стало престижным увлечением, нередко далёким от истинных истоков патриотизма и любви к Родине. Мало того, многочисленные «добровольческие экспедиции» наносят невосполнимый урон народному достоянию, ибо расхищают уникальные образцы, прячут их «за семью замками» в частных коллекциях или превращают в предметы спекуляции. Интерес к истории культуры своего народа и других народов мира – благотворная и прогрессивная примета современности. Именно поэтому так важно освободить его от подделки, фальши, меркантильных расчётов, придать ему чистоту, искренность и глубину.

Постоянно расширяются исторические рамки культурного наследия, которое охватывает произведения искусства, памятники архитектуры, технические изобретения, научные открытия, язык и диалекты, традиции и обычаи, кодексы правовых норм и этикет, праздники и ритуалы, фольклор и народное творчество.

Старинные промышленные и жилые здания, крепостные сооружения, хозяйственные постройки, архитектурные ансамбли и монументы, уникальные народные промыслы, парки и усадьбы, неповторимые по красоте природные заповедники – далеко не полный «свод» памятников, находящихся под охраной государства. В Москве, Санкт-Петербурге, Талине, Риге, Вильнюсе, Киеве и других городах целые кварталы являются памятниками истории и культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.